Приложение МААМ

Сущность, истоки и эволюция идеи «воспитывающего обучения» в истории педагогики

Ирина Рыжих
Сущность, истоки и эволюция идеи «воспитывающего обучения» в истории педагогики
▼ Скачать + Заказать документы

Идея воспитывающего обучения происходит своими корнями из античной педагогики. Ее развитие подвергалось влиянию в различные исторические периоды у разных народов. У них были свои представления об идеальном человеке, с его нравственными, интеллектуальными, физическими и другими качествами. Благодаря стремлению к комплексному развитию всех этих качеств, создавались плодотворные условия для воспитывающего обучения.

Публикация «Сущность, истоки и эволюция идеи „воспитывающего обучения“ в истории педагогики» размещена в разделах

На протяжении всей истории образования прослеживается с разной степенью выраженности тенденция обучению воспитывающего характера. К идее воспитывающего обучения обращались в Византии и Древней Греции, так же было присуще педагогике эпох Просвещения и Возрождения. В период становления педагогики, разработкой ее научных основ занимались К. А. Гельвеций, Я. А. Каменский, А. Дистервег, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци.

Однако осмысление идеи в научном виде находится в приоритете у немецкого педагога И. Ф. Гербарта. Он впервые употребил и сам термин «воспитывающее обучение».

В своем сочинении «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания», Гербарт изложил сущность воспитывающего обучения. За весь период наблюдения за детьми, педагог пришел к выводу о том, что с помощь целенаправленного обучения можно развивать не только ум учащихся, но и их внутренний мир личности, то есть осуществить функцию воспитания. Гербарт выделял в образовании профессиональную и общечеловеческую (общую) составляющие, и в соответствии с этим классифицировал обучение на «не воспитательное и воспитательное» [4, с. 144-146].

Если рассматривать воспитывающее обучение в технологическом плане, то его суть заключается в том, чтобы при сообщении учащимся различных научных сведений, педагог при этом передавал им необходимую направленность, благодаря которой формировались важные социальные, нравственные, мировоззренческие и другие установки. Благодаря педагогическим воззрениям И. Ф. Гербарта и его последователей, сформировались теоретические основы для разработки базирующихся на взаимосвязи воспитания и обучения в педагогической системе.

Традиционно, идею воспитывающего обучения связывают с проблемой взаимодействия обучения и воспитания в целом педагогическом процессе. При исследовании образовательного процесса на рубеже XIX–XX веков, педагоги В. П. Вахтереов, М. И. Демков, П. Ф. Каптерев выделяли общее стремлении в формировании у ребенка образа чувств, мыслей, действий индивида, поступков. А если образование рассматривается как некий результат придания человеку «образа», то оно является показателем отражения в конкретной личности национальной или общечеловеческой культуры в определенном времени. Следуя из этого педагоги полагали, что взаимодействие обучения и воспитания является необходимым условием для развития целостной личности [11, с. 48-50].

В 60-е годы XIX в. вопросами в сфере воспитывающего обучения занимались Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский. Занимаясь целенаправленными научными разработками педагоги параллельно занимались внедрением отдельных элементов воспитывающего обучения в образовательную практику.

В разработку теорий о воспитывающем обучении существенный вклад внес М. М. Рубинштейн, который использовал в своих целях современные достижения в областях физиологии, социологии, психологии и гигиены. Следуя его мнению, педагогика должна рассматривать человека с четырех сторон: как индивидуальную, социальную, культурную и природную личность. «Воспитание и обучение должны быть неразрывными, а средства педагоги обязаны оправдывать себя одновременно с двух этих точек». Когда «воспитание перестанет быть простым вскармливание», тогда обучение станет воспитывающим [20, с. 71].

Так же существенный вклад в развитие представлений о воспитывающем обучении внесли : П. Д. Юркевич, который исследовал влияние учебного содержания предметов на развитие нравственных качеств личности; С. С. Гогоцкий, который считал, что главная цель обучения это развитие у учащихся способности и воли к познаниям, так как это является главным инструментом в совершенствовании человека.

Одним из великих педагогов К. Н. Вентцелем был созданы новые типы учебно-воспитательных учреждений, такие как «Родительский клуб», «Общество образцовых детских игрушек», где полностью весь учебно-воспитательный процесс строится таким образом, чтобы развивать в ребенке его дремлющие творческие силы, на основе любознательности [24]. Большая ценность в деятельности Вентцеля состоит в том, что он смог привлечь внимание педагогической общности к своей главной идее, что ребенок – это творческая индивидуальность, которая своими усилиями, но с активной помощью взрослых становится личностью.

Таким образом, конец XIX в. – начало XX в. является одним из плодотворных этапов для научного осмысления различных проблем воспитывающего обучения. Идея воспитывающего обучения стала упорно проникать в народную школу, где сразу находил себе единомышленников.

Современная педагогика вобрала в себя все положительные моменты, полученные в ходе своего развития. Если раньше педагогика была направлена в основном на обезличивание масс, то сейчас, стремится к выделению каждого человека, способствует становлению его как личности.

Начало XXI века – это время глобальных изменений, особенно в сфере образования. Именно современное школьное образование нацелено на то, чтобы воспитывать в человеке активную, свободную и творческую личность, способную осознавать ответственность перед окружающим миром и жить с ним в гармонии.

Публикации по теме:

Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество»Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики «Дети. Театр. Творчество» Фото отчет о сотрудничестве в рамках сетевого проекта театральной педагогики "Дети. Театр. Творчесво" В рамках реализации сетевого проекта.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики»Консультация для педагогов «Основные принципы музейной педагогики» Дошкольный возраст это возраст «почемучек» и очень важно, чтобы в этот момент рядом оказались люди вооруженные необходимыми знаниями.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Круглый стол по обмену опытом «Эволюция Лего — от простого к сложному» в Дзержинском педагогическом колледжеКруглый стол по обмену опытом «Эволюция Лего — от простого к сложному» в Дзержинском педагогическом колледже В рамках Дня Российской Науки в Дзержинском педагогическом колледже 10 февраля состоялся круглый стол по обмену опытом «Эволюция ЛЕГО.

Оборудуем сенсорный уголок с элементами Монтессори-педагогики в группе своими руками Консультация для воспитателей. Тема: «Оборудуем сенсорный уголок в группе своими руками (элементы Монтессори-педагогики)». Подготовила.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Развитие инициативы у детей с элементами Монтессори-педагогики Проблема формирования у детей самостоятельности и инициативности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Целесообразность.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ (из опыта работы) Сущность здоровьесберегающей педагогической системы ДОУ: понятие,критерии, технология, измерения. Начиная работу по данной теме, мною была.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность, истоки и эволюция идеи «воспитывающего обучения» в истории педагогики
Опубликовано: 25 августа 2022 в 17:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность, истоки и эволюция идеи «воспитывающего обучения» в истории педагогики» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рыжих (УИ 2177319) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД