Надя Шек
Сюжетно-ролевая игра и её значимость в развитии навыков общения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Значительное место в развитии навыков общения занимают сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре наблюдается специфическая структура: сюжет, содержание, роли. Деятельность детей в этих играх носит самодеятельный характер. Основные черты сюжетно – ролевой игры : эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. По мере своего развития дошкольники совершают переход от исполнения ролей-действий к ролям-образцам. Е. Янге подчеркивает, что реальные игровые ситуации сменяются мнимыми, и дети перевоплощаются в известных ему людей, животных, сказочных героев. Все исследователи рассматривают сущность детской игры в освоении какой-либо роли. Роль и связанные с ней действия по ее реализации составляют единицу игры. В игровом процессе в нерасторжимом единстве представлены аффективно-мотивационная и операционно-техническая стороны деятельности. Между ролью, выполняемой дошкольником в игре и характером игровых действий, имеются тесная функциональная взаимосвязь и противоречивое единство. В основе детской роли заложены отношения между взрослыми людьми, которые осуществляются через действия с предметами. Воссоздание и освоение межличностных отношений происходит через игру, а все действия, которые реализуются через конкретную роль, служат единицей игры.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра и её значимость в развитии навыков общения у дошкольников» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Между развитием навыков общения, речью и сюжетно-ролевой игрой существует тесная связь. С одной стороны, речевые и коммуникативные навыки развиваются и активизируются в игре, с другой сама игра совершенствуется, модернизируется под влиянием созданных (придуманных) сюжетов и диалогов. Старшие дошкольники словом обозначает свои действия, что приводит к осмыслению игровых действий. Именно слово направлено на развитие навыков общения каждого ребенка. Разыгрывание различных моделей жизненных ситуаций в сюжетно-ролевых играх формирует у дошкольников естественную потребность в инициативной речи и адекватном общении.
Соревнуясь друг с другом, дети старшего дошкольного возраста усваивают навыки сотрудничества, то есть, действовать слаженно и согласованно. Такие командные игры, как: «Летающие рыбы», «Смешные рожицы», «Скованные одной цепью», «А мы просо сеяли-сеяли», «Следопыты», «Кот в мешке», «Веревочка» - помогают старшим дошкольникам сформировать такие качества, как сплоченность, командный дух, азарт, получить социальный опыт для позитивного или адекватного общения друг с другом. Умение организовать и провести ролевую игру является одним из двух показателей развития навыков общения для детей старшего дошкольного возраста. Ролевые навыки игры способствуют реальному восприятию окружающих людей, адаптироваться в обществе, в котором ему в течение всей жизни придется сыграть много ролей.
М. С. Дюдина выделяет такие особенности сюжетно-ролевой игры : соблюдение правил, социальный мотив игр, эмоциональность, интеллектуальность, развитие мышления, творчества, коммуникативного общения, коммуникативных навыков и умений. Соблюдение правил регламентируют совместную деятельность детей и воспитателя. Способность действовать в игре по правилам представляет проблематичность для детей старшего дошкольного возраста, так как в этом возрасте их личностное развитие становится на новую высокую ступень внутренней активности и познавательной деятельности. Сюжетно-ролевые игры с правилами вначале реализуются под руководством педагога, а затем под его наблюдением переходят в самостоятельную игровую деятельность.
Необходимо отметить, что у современных детей интерес вызывают сюжетно-ролевые игры, отражающие жизнь общества, новые информационно- коммуникативные технологии. Примерами таких игр могут быть: «Телевидение», «Метеостанция», «Банк», «Детское кафе», «Пиццерия», «ГИБДД», «Фармсервис», «Служба спасения», «Дом моды», «Ювелирный магазин». У детей XXI века популярными стали игровые роли банкира, агента, клиента, визажиста, оператора, программиста, спасателя. Довольно часто в самостоятельной игре дети старшего дошкольного возраста предпочитают сюжеты телевизионных фильмов. Интернет и телевидение оказывают значительное влияние на воображение и мышление дошкольников, что непосредственно отражается на развитии навыков общения
Руководство педагогами современными играми детей – один из самых сложных и проблемных вопросов. В ходе игры нельзя предвидеть, что могут придумать дети, как они будут вести себя в той или иной игровой ситуации. Поэтом, следя за ходом сюжетно-ролевой игры, воспитатель корректирует и направляет игровую деятельность дошкольников. Своеобразное поведение участников игры требует использование неадекватных приемов управления. Успех в управлении играми детского коллектива приносит умение педагога установить контакт с воспитанниками, завоевать их расположение, а самое главное – серьезно относиться к играм детей. Дошкольники остро чувствуют настроение и отношение педагогов к игре. Если они ему верят, то могут обратиться за советом и помощью. Не нарушая правил игры, педагог может вмешаться в игру и сделать ее интереснее и увлекательнее. Наблюдения за игрой воспитанников дает педагогу большой материал для психологического и психического исследования эмоциональной сферы каждого ребенка. Воспитательная роль игры раскрывается на ее содержании: выбор темы, сюжета, распределения ролей, игрового моделирования.
Проблема в этом направлении кроется в самом педагоге: если в сюжетно-ролевой игре преобладает только взрослая инициатива (руководство, указание, как правильно сделать или поступить, то дети привыкают к этому, становятся пассивными, у них падает интерес к игре, как основному виду деятельности. Важно сформировать способность отделять себя от роли, которую дети выполняют в сюжетно-ролевой игре, замечать соответствие или несоответствие выполняемой роли в реальных отношениях. Происходит столкновение и понимание своего «Я» с условным, например, я – Андрей и я-врач; я – Наташа и я-продавец. Так происходит открытие ребенком взрослого человека и взрослого мира.
Навыки общения закладывается в системности использования сюжетно-ролевых игр. Педагог совместно с детьми поэтапно разучивает игру, которая сопровождается определенными правилами. Правила игры должны выполняться всеми участниками игры точно, исключения ни для кого делать не надо. Если в самостоятельной игре дети не поддерживают игровые правила, то нередко возникают конфликтные ситуации. Тогда роль педагога заключается в том, чтобы напомнить правила игры и устранить проблему в общении. Обсуждение вместе с детьми конфликтных ситуаций дает им возможность оценить свою игровую деятельность и действия партнеров по игре. Критический подход к игровым действиям партнера позволяет детям развивать уверенность в своей правоте, что отражается на способности адекватно доказывать свою точку зрения.
В сюжетно-ролевой игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Дети старшего дошкольного возраста способны ставить перед собой цель – самостоятельно подобрать игровой материал, терпеливо выслушать рекомендации, организовать и руководить игрой. В ролевом моделировании быстрее происходит сближение больших групп детей, что создает условия для развития коллективных взаимоотношений. Коллективные, позитивные отношения между группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих интересах. Именно сюжетно-ролевая игра создает ситуации, в которых имеется реальная потребность взаимовыручки, взаимоподдержки, зависимости друг от друга. Систематическое предложение дошкольникам поручений в игре, направленных на возможность принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению стеснения, эгоизма и других отрицательных черт поведения.
По мнению Е. О. Смирновой, в сюжетно-ролевой игре отчетливо проявляются реальные взаимоотношения детей, поэтому важно сформировать организаторские умения, создать возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал, распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести игру. Чем сложнее сюжетно-ролевая игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, то есть, качества, необходимые для развития общения.
Таким образом, сюжетно-ролевые игры создают благоприятные условия для развития навыков общения и готовности к совместной деятельности. Интерес детей старшего дошкольного возраста к сюжетно-ролевой игре и желание в ней участвовать способствуют пополнению активного словарного запаса, формированию коммуникативных качеств и творческих способностей. Активное общение ведет к развитию связной речи, к умению строить диалогическое, а затем монологическое высказывание, к импровизации разыгрывания сказки или сказочной ситуации без предварительной подготовки. Воспитательная роль игры раскрывается на ее содержании: выбор темы, сюжета, распределения ролей, игрового моделирования