Сайфуллина Ксения Мубаригзяновна
Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.
Содержанием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является:
- развитие игровой деятельности детей;
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
- формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Хочется начать со слов Л. С. Выгодского:
«Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.»
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающий его социальный мир не так, как его воспринимают и понимают взрослые. Это происходит в силу малого жизненного опыта, особенностей развития, восприятия, мышления, воображения, высокой эмоциональности.
Актуальность темы: Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально-личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, также для уточнения его знаний об окружающем. Сюжетно-ролевая игра, как никакая другая деятельность, в силу специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Значимость: Актуальность обогащения социального опыта детей определяется необходимостью изучения игровой деятельности для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывает практика, современные дети не только мало играют, но и не умеют играть. А это значит, что у них не развивается активность, любознательность, воображение, творчество, важные коммуникативные навыки. В связи с этим возникает необходимость помощи воспитанникам в овладении навыками сюжетно-ролевой игры.
Цель: разработать методику проведения сюжетно-ролевых игр, как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности.
Задачи:
1. Исследовать и проанализировать методическую литературу.
2. Изучить сущность образовательного процесса ФГОС ДО.
3. Изучить этапы развития дошкольного образования в России.
4. Разработать методику сюжетно-ролевых игр, как средство приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности.
5. Разработать модель организации сюжетно-ролевых игр.
Гипотеза исследования - методика проведения сюжетно-ролевых игр, как средства приобщения детей дошкольного возраста к социальной действительности обеспечит обогащение социального опыта воспитанников, если данная методика:
-- будет обогащать содержания игр, создавать интерес к новым сюжетам;
- будет обогащать жизненный опыт детей, пополнять знания детей;
- будет своевременно изменять игровую среду с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- будет активизировать общение взрослого с детьми в процессе их игры, направлять на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, отражать в игре новые стороны жизни.
- будет поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы и виды деятельности:
изучение и анализ методической литературы по развитию дошкольного образования в России, историко-логический анализ педагогической, психолого-педагогической, литературы по проблеме исследования; изучение сущности образовательного процесса ФГОС ДО.
обобщение опыта отечественных педагогов и психологов.