Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня

АЛЕНА ЗУБАКОВА
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня

Игра - одна из основных деятельностей ребенка дошкольного возраста. Вся его жизнь пронизана игрой, только так он открывает для себя мир. В организации процесса воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста используют основную форму - игру. Игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие развития интеллекта, психических и речевых процессов, обеспечивающих гармоничное развитие личности в целом Из-за неумения пользоваться коммуникативно – речевыми средствами, у детей с общим недоразвитием речи III уровня нарушено вербальное общение. Это приводит к негативных проявлением черт характера, неуступчивости и агрессивного общения со сверстниками. Для совершенствования связной речи таких детей необходимо мотивировать к общению друг с другом. Именно в вербальном общении развивается инициативность пользования речью, а это способствует в обогащении словарного запаса, грамматически правильному оформлению своих высказываний и желании играть в коллективе. Следует так же учитывать, что игровая деятельность таких детей, без участия взрослого практически невозможна, интерес к игре слишком мал и неустойчив. При включении в занятия разных видов игр и игровых элементов усвоение речевого материала и навыков общения проходит более прочно. Во время таких занятий присутствует положительный фон, интерес детей к заданиям, так как дети не осознают учебный характер игры. Таким образом, развивая речь через игровые действия, совершенствуются игровые навыки детей. Ю. Ф. Гаркуша считает, что в развитие связной речи необходимо применять сюжетно – ролевые игры и их отдельные эпизоды. Необходимо так же учитывать наличие у детей практического опыта в вербальном общении. Игровая деятельность мотивирует детей к участию в выполнении заданий, развивает речевое общение, чувства уверенности и способствует возможности раскрытия творческих способностей. Развитие межличностных отношений происходит именно в ролевой игре и способствует процессу общения между детьми. В такой игре и реализуется задача социализации ребенка, что способствует формированию связной речи ребенка. Игра становится компонентом становления социального организма, развивающегося в деятельности, развивающая речь. Цель сюжетно - ролевой игры - деятельность, а мотив - содержание деятельности, такая игра управляема как взрослым, так и детьми. С позиции логопеда ролевую игру можно рассматривать как форму организации коррекционного процесса. Для логопедов цель игры – формирование и развитие речевых навыков и умений учащихся. Сюжетно-ролевая игра относится к обучающим играм, она в определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет выбирать стиль общение между детьми при различных ситуациях. Исходя из этого ролевая игра это упражнение для развития навыков и умений диалогической речи в вербальном общении.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня» размещена в разделах

Во время занятий с применением средств сюжетно – ролевой игры ребенку предлагается выполнить задание и игровая ситуация способствует этому, ребенок не чувствует напряжения и дискомфорта, потому что играет. В каждой игре присутствует структура: игровая задача (замысел, содержание, игровые действия, правила, результат игры.

В. И. Селиверстов указывает, что в работе над развитием связной речи использование сюжетно – ролевой игры имеет большое значение. Одну игру можно использовать для решения разных задач. К примеру, игра «Волшебный мешочек» может использоваться как сюжет сюжетно-ролевой игры, например для обогащения словаря. Так и фрагментом отдельной игровой ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях, чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изученного детьми материала, в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. На фронтальных логопедических занятиях с применением сюжетно – ролевой игры способствуют развитию связной речи, решается задача вербального общения и взаимного участия между детьми и взрослым. Элементы сюжетно-ролевых игр также можно использовать при проведении физкультминуток, логоритмики. Занятия по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня Ю. Гаркуша предлагает включать сказочных персонажей. Например, в игре «Исправь ошибки Великану» ребенок исполняет роль учителя и исправляет ошибки Великану. В игре «Накорми Дракона» дети могут упражняться в образовании существительных множественного числа. Для этого один из детей играет роль Дракона, а другой ребенок – кота. В игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать костюм из шелка»; получив «готовый» костюм (в карточку – конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани, ребенок говорит: «У меня шелковый костюм».

На логопедических занятиях по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня включение элементов сюжетно – ролевой игры способствуют реализации коррекционных задач. Например, в игре «Каменщики» каждый из детей участвует в строительстве гаража из кирпичиков, выбирая столько кирпичиков, сколько слогов в слове - названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» гаража логопед предлагает детям поиграть в свободное время. В игре «Автобус» дети - «контролеры» выдают проездные билеты необычным пассажирам – животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных. Такие игры способствуют развитию связной речи и вербальному общению дошкольников. При планировании таких логопедических занятий необходимо предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли. Например, используя игру «Супермаркет», можно упражнять детей в правильном использовании предлогов, падежей, обогащении словаря. Для этого логопед играет роль продавца. Он объясняет детям, что магазин «волшебный». Сегодня в нем продаются только продукты, но и предметы (которыми можно рисовать, играть и т. п.). Дети, являясь покупателями, могут по-разному выражать в речи свою просьбу, обращаясь к продавцу. Важно правильно выбрать «товар». Затем логопед может предложить детям по очереди становиться продавцами.

Исследование Л. Г. Соловьевой, показало, что применение сюжетно – ролевых игр включающих разноплановые жизненные ситуации развивают чувство эмпатии, расширяют спектр вербальных средств, таких как эмоциональная лексика. Эмоциональная лексика выражает характеристику своих и чужих чувств, эмоциональное состояние и оценку события в целом. Постепенно речь детей становится выразительной, присутствует последовательность изложения мыслей, в своих высказываниях дети используют различные паралингвистические средства общения : мимику, пантомимику. В результате использование средств сюжетно – ролевой игры при целенаправленной работе с детьми с общим недоразвитием речи III уровня в словаре появляются слова обозначающие эмоции, происходит их автоматизация и введение в экспрессивную речь. В процессе реализации основной цели достигается расширение диапазона эмоциональной лексики за счет нюансирующих лексем, что позволяет дошкольникам свободно владеть данной лексикой и применять ее в связной речи. Систематически, поэтапно, организованная коррекционная работа с использованием средств сюжетно-ролевых игр у детей с общим недоразвитием речи III уровня по формированию эмоциональной лексики позволяет качественно и количественно изменить уровень их лексического развития и речевого общения в целом.

Таким образом, исследования ряда ученых Ю. Ф. Гаркуша, Л. Г. Соловьева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др. убеждают в том, что в ходе занятий с использованием сюжетно-ролевой игры развивают у детей вербальное общение, активизируют и развивают связную речь. Сюжетно – ролевая игра влияет и на развитие значения и функции слова, основу для переноса словесного значения и является мощным фактором речевого развития ребенка с общим недоразвитием речи. Сюжетно - ролевая игра служит разнообразным и эффективным условием для развития связной речи. В ходе сюжетно – ролевой развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Воспитатель МДОУ Детский сад №23 «Золотой ключик»

г. Березовский, Кемеровская обл.

Зубакова Алена Владимировна

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевая игра как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» Введение Игра – основная форма организации жизни.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Мастер-класс «Сюжетно-ролевая игра как средство развития творческой инициативы дошкольников» Цель мастер-класса: показать роль игры в развитии творческого потенциала детей. Задачи: * представить опыт педагогической деятельности по.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи у дошкольников Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования социально-коммуникативного опыта дошкольников Дошкольный возраст является начальным этапом социального развития ребёнка. Именно поэтому в Федеральном образовательном стандарте дошкольного.

Презентация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей дошкольника» Сюжетно-ролевая игра как средство коммуникативных способностей дошкольника. Сюжетно – ролевая игра есть деятельность в которой дети сами.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формирует качества,.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ Автор: Федченко Елена Александровна Организация: МДОУ.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности детей с ОВЗ со сложным дефектом Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Открыть заветную дверь в мир детского сознания помогает.

План самообразования «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития дошкольников» Тема самообразования: «СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Войтко.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи дошкольников с ОНР III уровня
Опубликовано: 24 октября 2018 в 16:53
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД