Ольга Малюта
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве. Роль воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве рассматривается как своего рода (моделирование социальных отношений». В играх проявляется непосредственный интерес и отношение детей к жизни в обществе, к нашей действительности. Через игру ребёнок вживается в моделируемые отношения, развиваются мотивы его поведения.
Для сюжетно-ролевой игры характерны условность и наличие воображаемой ситуации <<Это как будто>>. «Это понарошку», говорит ребёнок. Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль, отождествляя себя с нею. <<Я мама, я шофёр) и т. д. Высший этап развития игры дошкольников- ролевая игра. Для этой игры характерно моделирование дошкольниками знакомых им трудовых и общественных отношений. Для решения игровых задач дети могут использовать разные способы- игровые действия разной степени сложности и обобщённости, эмоционально- выразительные средства, позднее- речевые высказывания. Для развития игры как самостоятельной детской деятельности важно формировать умение принимать от взрослого игровые задачи, затем ставить самому и решать самому их поэтапно. Новый игровой способ, новое игровое умение ребёнок, как правило, сам не может открыть, он его усваивает незаметно для себя в процессе совместной игры и доверительного общения со старшими. Так постепенно дети, приобретают игровой опыт, опираясь на который воспитатель стремиться перевести игру на самостоятельный путь развития. Жизненный и игровой опыт детей помогает им творчески воспроизводить действительность.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в дошкольном детстве, Роль воспитателя» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Содержанием игры является личный практический опыт ребёнка, который он воспроизводит при решении игровых задач. В сюжетно- ролевой игре объективной основой взаимоотношений являются содержание игры и роли, избираемые детьми. Беря на себя роль, ребёнок тем самым в меру своего понимания входит в положение взрослого, через действие в роли осознаёт нормы поведения. Ребёнок получает удовольствие в сюжетно- ролевой игре только в том случае, если действует в соответствии с правилами и выполняет их. Он легко подчиняется ролевому правилу. Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединять, формируют интерес к совместным играм. Но как бы ни увлекала детей игра, они не теряют чувство реальности становясь участниками совместной игры, ребёнок
Сталкивается с необходимостью согласовать свои намерения и действия с друзьями, подчиняться тем правилам, которые устанавливаются в игре и до игры. Вместо личных побуждений выступают: «Нельзя выходить из автобуса, если он не остановился», «Нельзя ехать без билета» и так далее. В содержании игр отражаются быть семьи и детского сада, труд людей разных профессий, явления общественной жизни, а главное, отношение между людьми.
Сюжетно- ролевые игры условно делятся: на бытовые, производственные и общественные. Например, для детей четвёртого и пятого года жизни характерны игры на бытовые и не сложные производственные темы. Собственный опыт у этого возраста невелик, он лишь накапливает факты жизни общественной, поэтому задача воспитателя- помочь ребёнку выбирать из массы жизненных впечатлений «самые яркие, такие которые могут послужить сюжетно хорошей игры. Побуждать активность дошкольника, содействовать расширению его личного опыта. Накопление у детей знаний, умений и навыков.
Маленькие дети часто сами не воплотить жизненные впечатления в игровой сюжет. Им помогает воспитатель : организует показы, инсценировки с игрушками. Например, развёртывая игру с детьми три года жизни воспитатель делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами заместителями: Давай построим башню! Я первая кубик положила. Саша теперь ты клади сверху, а теперь Вика. Или Танюша я мишутку покормила, теперь ему спать пора. Уложи его спать. С каждой игрой воспитатель усложняет. Достаёт медицинскую коробку с принадлежностями, надевает шапочку и говорит: «Я буду доктор, буду лечить детей, здесь у меня больница». Начинается игра : Миша ты заболел? Что у тебя болит? Покажи горлышко и так далее. После такой игры воспитатель спрашивает : «Кто теперь хочет быть доктором?»
Четыре- пять лет формируют у детей умения принимать роль, развевать ролевое взаимодействие, переходить от одной роли к другой.
Дети 5-7 лет должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Во время игры важно обратить внимание на ролевой диалог, как необходимое условие совместной игры.
Для игры используются известные сюжеты : «Дочки-матери», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Семья», «Шоферы», «Детский сад», «Врачи», «Строители», «Моряки» и так далее. Сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и появляется новый вид игры-игра с правилами.
Воспитатель в сюжетно- ролевой игре берёт : в младшей группе на себя основную роль. В средней берёт дополнительную роль в старшей группе фрагментарное. И так уровень детской игры находится в прямой зависимости от руководства со стороны воспитателя.
И вместе с тем, игра должна оставаться свободной детской деятельностью, где дошкольник действует без принуждения, исходя из собственных интересов и потребностей.