Лучший педагог года

Сюжетно-ролевые игры в развитие детей дошкольного возраста

Светлана Русакова
Сюжетно-ролевые игры в развитие детей дошкольного возраста

В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике. Всё это подготавливает психику дошкольника к более высокой стадии развития. В игре ребёнок находит своё самовыражение. Ценность игры в её условности, что помогает развивать предпосылки абстрактного мышления.

Публикация «Сюжетно-ролевые игры в развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Игру принято называть спутником детства. Она составляет основное содержание жизни ребёнка и выступает как ведущая действительность, тесно переплетаясь с трудом и обучением. Она выступает как важное средство воспитания. Выготский Л. С. писал: «Игра корень всей творческой деятельности ребёнка».

Особенность игры в том, что в её процессе развивается не одна, а целый комплекс творческих способностей. В содержании игры комбинируются различные впечатления жизни ребёнка. Для осуществления замысла необходимы игрушки. Если их нет, по тем или иным причинам, дошкольник, заменяет один предмет другим, помогая действовать в соответствие с взятой на себя ролью. Способность видеть в предмете несуществующие качества характерная особенность воображения дошкольника.

То есть, задействованы все стороны личности ребё нка:

- он двигается, говорит, воспринимает, думает;

- в процессе игры активно работают его психические процессы:

мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.

Основой всякой творческой деятельности является воображение. В норме оно активизируется в трёхлетнем возрасте, а во взрослом состояние сохраняется у небольшого числа одаренных людей. Оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая создание нечто нового, выходящего за пределы воспринимаемого. Уровень и особенности воображения дошкольника определяется его игровой деятельностью.

Воображение у ребёнка возникает постепенно, развиваясь из элементарных форм в сложные единицы. На каждой возрастной ступени оно приобретает более богатые свойства. Поэтому мнение, что у ребёнка воображение красочнее взрослого ошибочно.

Сюжетно-ролевые игры занимают особое место в деятельности дошкольника. В них дети воспроизводят всё то, что они видят вокруг себя. Особенность сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, которая складывается из ролей и сюжета – ряда событий объединенных мотивированными связями. Роль – это основной стержень сюжетно-ролевой игры. В своём сознание ребёнок отождествляет себя с тем или иным человеком, действуя от его имени. В сюжете раскрывается содержание – характер действий и отношений, связывающих участников.

Роль выражается в речи, мимике и пантомиме исполнителя. Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры – стремление к совместной социальной жизни с взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны с неподготовленностью ребёнка к осуществлению цели, с другой – с его растущей самостоятельностью. Воспринимая на себя роль в игре, дошкольник может воспроизвести жизнь взрослого, обыгрывая ситуацию.

Развитие сюжетно-ролевой игры на разных возрастных этапах.

1) 3-4 года. Отдельные игровые действия носят условный характер. Роль не называясь, фактически осуществляется. Сюжет состоит из двух действий. Взрослый удерживает воображаемую ситуацию.

2) 4-5 лет. Игровые действия взаимосвязаны, имеют чёткий ролевой характер. Дети могут по ходу игры менять роль. Сюжет состоит из 3-4 действий, усилия взрослого для удержания воображаемой ситуации не требуются.

3) 5-6 лет. Роли отображают социальные функции людей и распределяются до начала игры. Цепочка игровых действий, объединена одним сюжетом.

4) 6-7 лет. Замысел и роли игры проговариваются заранее. Техника игровых действий условна. Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Виды сюжетно-ролевых игр :

- игры на бытовые сюжеты;

- игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей;

- игры на героико-патриотические темы;

- игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радио- передач, дети отражают эпизоды произведений, подражая действиям героев;

- режиссёрские игры, ребёнок заставляет говорить, выполнять различные действия кукол.

Соблюдение правил, является одной из ярких особенностей сюжетно-ролевых игр. Подчинение правилам вытекает из самой сути игры. Осваивая в игре правила ролевого поведения, дошкольник осваивает моральные нормы, заключённые в роли.

Сюжетно ролевая игра дает дошкольнику возможность оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Процесс игры выявляет переживания ребёнка, и формирует его чувства. С усложнением игры и игрового замысла эмоции детей становятся более осознанными и сложными.

Развитие замысла в сюжетно-ролевой игре связано с общим умственным развитием ребёнка. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития творчества. Благодаря этому мышление и воображение детей становятся целенаправленными.

Таким образом, игра ведущий вид деятельности для детей дошкольного возраста. Сюжетно – ролевые игры способствуют развитию воображению ребенка. Продолжительное пребывание ребёнка в одной роли заставляет его глубже вникать в смысл того, что он изображает. Плановость и согласованность в длительных сюжетно-ролевых играх сочетается с импровизацией.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. 1997.

2. Краснощёкова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 5-е. Ростов н/Д. 2013

3. Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб. Питер, 2000.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры»Фотоотчёт «Сюжетно-ролевые игры» Организация игры в дошкольном детстве является неотъемлемой частью нахождения наших воспитанников в дошкольном учреждении. Предлагая детям.

Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возрастаСюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста «Сюжетно-ролевые игры как средства социализации детей дошкольного возраста.» В современном мире проблема социального развития подрастающего.

Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет»Консультация для педагогов «Сюжетно-ролевые игры с 3–4 лет» Консультация для педагогов «Играйте в сюжетно- ролевые игры с 3- 4 лет» Вот пришли к нам в группу новые малыши. Настроение у всех разные,.

Консультация для родителей «Чему учат сюжетно — ролевые игры?» Как говорил А. С. Макаренко: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого – деятельность, работа, служба. Каков ребенок.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Сюжетно — ролевые игры для дошкольников «Спасибо нашим докторам»Сюжетно — ролевые игры для дошкольников «Спасибо нашим докторам» Спасибо нашим докторам. Сюжетно - ролевые игры для дошкольников. Поликлиника. Задачи: Продолжать знакомить детей с профессией и специальностями.

Сюжетно-ролевые игры (продолжение)Сюжетно-ролевые игры (продолжение) В продолжение темы о сюжетно - ролевых играх, 1 часть и 2 часть, приготовленных мной на конкурс, хочу предложить вниманию коллег -маамовцев.

Сюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНРСюжетно-ролевые игры с детьми дошкольного возраста с ОНР Что же такое сюжетно-ролевая игра? Каково ее значение в жизни ребенка? Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве.

Сюжетно-ролевые игры в подготовительной группеСюжетно-ролевые игры в подготовительной группе Совместно с родителями своей группы мы изготовили и обновили атрибутами центр сюжетно ролевых игр. Начали с "Дома". "Напекли" пирожных:.

Сюжетно-ролевые игры в средней группеСюжетно-ролевые игры в средней группе Сюжетно-ролевые игры в средней группе. Сюжетно-ролевая игра «Ателье» Тип деятельности: Социализация. Задачи: познакомить с профессиями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевые игры в развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 14:01
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД