МААМ-картинки

Конспект занятия «Тактильные ощущения» (3 фото)

Османова Ольга Сайгидовна
Конспект занятия «Тактильные ощущения»

Конспект занятия «Тактильные ощущения»

Тактильные ощущения — одна из форм общения ребенка с окружающим миром. Не обязательно быть специалистом в области детской психологии или физиологии, чтобы заметить, какое огромное значение для развития детей имеют тактильные ощущения. Руки, пальцы, ладошки детей — едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности. Можно даже говорить о своеобразном сенситивном периоде развития руки. Рука ребенка прикасается к шершавой ракушке и гладкому камню. Тактильные ощущения позволяют ему мысленно сравнить различные поверхности и удивиться многообразию окружающей его природы. В младенческом возрасте ребенок, совершая движения руками и ладонями, дотрагивается до различных предметов поначалу случайно, а затем целенаправленно и регулярно. Период хаотических физических контактов сменяется намеренным и координированным получением значимой информации об окружающем мире. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у детей не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как именно оно лежит в основе чувственного познания. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление.

Публикация «Конспект занятия „Тактильные ощущения“» размещена в разделах

Мария Монтессори считала, что среди многих участвующих в восприятии предмета чувств надо изолировать одно-единственное, чтобы процесс упорядочивания мышления происходил наиболее успешно. Она предлагала детям несколько специальных дидактических материалов, в которых требовалось сравнить какие-нибудь очень похожие предметы с одним отличием. Из этих предметов надо было выстраивать сериационные ряды, находить им пары. В некоторых случаях следовало закрыть глаза, если речь шла, например, о работе с шершавыми табличками, звонками, тепловыми или весовыми табличками. Внимание ребенка фокусируется именно на том изолированном чувстве, которое упражняется. Это явление хорошо знакомо нам, взрослым, например, когда мы слушаем музыку и хотим сосредоточиться на мастерстве ее исполнения: мы невольно прикрываем глаза, как бы изолируя слух. Так же и у детей: чтобы лучше ощутить гладкую или шероховатую поверхность, можно предложить им закрыть глаза, проводя по этой поверхности рукой. Ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, первичная классификация ощущений исходит из рецептора, который дает ощущение данного качества

. В качестве основных видов ощущений различают : - кожные ощущения — прикосновения и давления, осязания, температурных ощущений и болевых, вкусовых и обонятельных ощущений, зрительных, слуховых, ощущений положения и движения (статические и кинестетические); - органические ощущения — голод, жажда, болевые ощущения, ощущения внутренних органов и т. д.

В настоящее время существует научно-подтвержденный факт: от развития движений пальцев рук зависит функционирование зон коры головного мозга, отвечающих за речь. Стимулирование тактильных чувств также оказывает положительное влияние на координацию, внимание, мышление, воображение, зрительную и двигательную память. Под тактильным восприятием подразумевают — получение информации благодаря ощупыванию руками и пальцами. Тактильные образы объектов представляют собой отражение целого комплекса качеств объектов, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли. Они возникают в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дают возможность познать величину, упругость, плотность или шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. Тактильное восприятие играет исключительную роль при выполнении различных трудовых операций в быту и везде, где необходимы навыки ручного труда. Более того, в процессе привычных действий человек зачастую почти не использует зрение, целиком опираясь на тактильно-двигательную чувствительность. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений : - лепка из глины, пластилина, теста; - аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга); - аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином); - конструирование из бумаги (оригами); - макраме (плетение из ниток, веревок); - рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»; - игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным); - собирание пазлов; - сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу. Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление. Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Известно, что почти 18 % тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира. Для развития тактильной чувствительности у детей с интеллектуальной недостаточностью необходима предметно-пространственная развивающая среда, которая должна включать соответствующие материалы. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов не только позволяют детям освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. Полноценно организованная тактильная среда позволяет через развитие тактильной чувствительности расширить представления о различных предметах и объектах окружающей действительности.

Фото «Тактильные ощущения»
Конспект занятия - фото
Публикации по теме:

Творческое занятие «Тактильные ёжики»Творческое занятие «Тактильные ёжики» Цель: Формировать у детей творческое воображение, отдельных свойств предметов: цвета, величины, формы. Задачи: Развивать и закреплять.

Мастер-класс «Делаем тактильные коврики»Мастер-класс «Делаем тактильные коврики» В самом начале, хотелось бы рассказать, для чего же нужен тактильный коврик и нужен ли вообще. Главное его предназначение – развитие мелкой.

Дидактическая игра «Тактильные кружочки»Дидактическая игра «Тактильные кружочки» Данная игра, помогает обогатить активный и пассивный словарный запас ребенка, сделать его речь более рассудительной и грамматически верной,.

Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) мешочки»Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) мешочки» Как изготовить пособие? Для мешочков потребуется несколько лоскутов ткани разных цветов и фактур, а так же маленькие прозрачные пакетики.

Дидактическое пособие «Тактильные ладошки»Дидактическое пособие «Тактильные ладошки» Описание В набор входит: 10 пар ладошек, сделанных из различного материала. Обучающие и развивающие возможности пособия: – развитие.

Игра «Тактильные катушки»Игра «Тактильные катушки» В этом году судьба подарила мне возможность начать свою педагогическую деятельность в первой младшей группе нового детского сада. Предметно.

Игры на вкусовые ощущения и запахИгры на вкусовые ощущения и запах «Мы предприниматели» Цель: упражнять детей в различении цветущих растений по запаху; закрепить знание цветов и их оттенков. Правила игры:.

Настольная игра «Тактильные ощущения»Настольная игра «Тактильные ощущения» Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное.

Развивающее пособие «Тактильные дощечки»Развивающее пособие «Тактильные дощечки» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию развивающее пособие «Тактильные дощечки». Данное пособие предназначено для развития.

Тактильные коврики-картинкиТактильные коврики-картинки .Невозможно переоценить значение развития мелкой моторики для маленьких детей. Те дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, которым.

Автор публикации:
Конспект занятия «Тактильные ощущения»
Опубликовано: 26 июня 2018 в 18:20
+321Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 103.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД