Лучший педагог года

Консультация для родителей «Театр теней у вас дома»

Ольга Екимова
Консультация для родителей «Театр теней у вас дома»

«Театр теней у Вас дома»

Театр теней — форма визуального искусства, зародившаяся в Китае, по легенде, ещё в 156-87 годах до н. э., ставшая популярной в начале династии Сун (960-1279 г. г., и ещё более утвердившаяся во время династии Мин (1368-1644 г. г.).

Публикация «Консультация для родителей „Театр теней у вас дома“» размещена в разделах

Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки - фигурки, управляемые с помощью тонких бамбуковых, деревянных или металлических палочек. Если прислонить фигурки к экрану сзади, они становятся видны при освещении, устремлённом на экран.

Марионетки традиционно изготавливаются из тонкой прозрачной кожи (к примеру, ослиной, козлиной, верблюжьей, из бумаги или картона. Могут быть как твёрдыми и целостными, так и состоящими из отдельных подвижно соединённых частей, становясь при этом «гнущимися», меняющими форму. Палочки для управления фигурками изготавливаются из бамбука, дерева или металла.

Ко второму тысячелетию театр теней был очень известен не только в Китае, но и в Индии. А затем, с войсками Чингиз-хана, распространился в других регионах Азии. В Турции наивысшей формы достиг в XVI веке, был очень популярен в Османской империи.

В 1767 году техника театра теней была привезена из Китая в Европу вернувшимся на родину французским миссионером Жюлем Алодом. К этому искусству проявлял интерес немецкий поэт Гёте, а в 1774 году даже сам устроил его представление. В 1776 году театр теней стал известен в Великобритании. Однако и в XXI веке одним из самых известных и влиятельных остаётся таншаньский (округ Таншань в провинции Хэйбэй в КНР) театр теней в Китае.

Теперь от истории - в наши дни, в нашу реальность.

Первый раз идея провести такой эксперимент, как устроить представление театра теней, пришла к нам, специалистам Городского психолого-педагогического центра, как экстренная спасительная мера. На праздник, посвящённый Новому году, в группах кратковременного пребывания была запланирована постановка спектакля «Муха-цокотуха», но, чем ближе был день премьеры, тем меньше детей оставалось: наши актёры заболевали все по очереди. Переносить спектакль возможности не было, заменить актеров тоже не представлялось возможным. И тут, как спасение, пришла мысль о теневом театре. Ведь за ширмой одному педагогу проще сыграть недостающих персонажей, чем непосредственно на сцене. Слова дети уже знали, оставалось только отработать навыки действий с марионетками и ширмой. И это сработало! Представление прошло с огромным успехом. Не только для зрителей, но и для актеров.

У такого формата проведения мероприятия оказалось большое количество плюсов. Ребятам, как и в обычной постановке, надо было быть знакомыми с текстом автора, с адаптированным под постановку сценарием, анализировать содержание, распределять роли, давать характеристику каждому герою, улавливать его взаимоотношения с другими персонажами, выделять ключевые моменты его поведения, характера, интонации, учить свою роль, вписывать ее в общую канву действия. Ведь стремительные трусливые букашки, изящная муха и страшный паук – это совсем не одно и тоже! Все это огромная работа коррекционно-развивающего и воспитательного характера. В ходе подготовки к спектаклю развивается не только память, речь и внимание, но и умение работать в команде. А этого подчас так недостает детям дошкольного возраста. Кроме всего прочего, немаловажным фактом является то, что для проведения такого мероприятия не требуются большая площадь, сложные декорации, костюмы актерам.

Ребята настолько вдохновились своим дебютом, что по собственной инициативе перенесли этот опыт в свободную деятельность. Они предложили придумать сюжет и сделать постановку по собственному сценарию. В процессе работы воспитанники сочинили самую настоящую сказку о мальчике Вове и его приключениях. Этот процесс занял не один день. Дети уходили домой с мыслями о том, что завтра они будут придумывать продолжение сказки, обсуждали это с родителями. После коллективного утверждения сценария мы приступили к созданию персонажей. При направляющей помощи педагогов были нарисованы и вырезаны герои написанной сказки. И кульминацией стала постановка авторской сказки с авторскими игрушками. Следует отметить, что участие педагогов было минимальным. Фактически, оно свелось к помощи в записи сценария и рекомендаций по технологии изготовления персонажей. Такой вид деятельности, как нельзя лучше, влияет на развитие творческих компетенций.

Теневой театр можно использовать и в коррекционной работе, например, для закрепления тех или иных лексических тем. Или наоборот, как сюрпризный момент при предъявлении темы. Возьмем всеми нами любимые фрукты и овощи. Если создать такие персонажи, как яблоко, груша, помидор, тыква, огурец, сделать грядку и дерево, то нетрудно при помощи них организовать сортировку. Что является фруктом, а что овощем, что где растет? Причем, ведущим может быть, как педагог, так и кто-то из детей. Представляете, насколько высок эффект такого обучения, когда кто-то из ребят задает вопрос одногруппникам и самостоятельно проверяет их ответы? По такому же принципу можно отрабатывать диких и домашних животных, геометрические фигуры, счет…

Теоретически, возможности применения теневого театра в работе с детьми – бесконечны. А что на практике? Для реализации в своей работе такого направления, как теневой театр, надо не так уж и много. Нужна ширма, лампа-переноска и… желание. Есть готовые варианты комплектов для теневого театра, которые можно купить, но и самостоятельно изготовить ширму не сложно. Для этого нужна большого размера коробка и тонкая белая ткань. Что касается персонажей… Достаточно большое количество их представлено на просторах Интернета, но и под собственные нужды (сценарии) изготовить их не трудно. Потребуется принтер (или рисунок, достаточно плотная бумага и ножницы. Или еще, как вариант проработки сенсорных эталонов с детьми - совместное создание персонажей на занятии. Проходим треугольник: каждый ребенок в группе сделал по треугольнику разных размеров, и в конце занятия мы 3 минуты посвятили тому, что разыграли с детьми сценку. Отличный, на мой взгляд, способ закрепления пройденного на занятии!

Театр теней – это волшебство. Тень… – к ней мы привыкли с детства, она сопровождает нас повсюду. Она знакома нам и в то же время хранит какую-то тайну. Мы можем играть с тенью, можем не замечать ее, но не можем убежать от нее. Теневой театр вернее было бы сказать, театр теней – очень удивительный и зрелищный вид театрального искусства. На мой взгляд, несправедливо забытый.

Театр теней является самым романтичным, самым загадочным видом театрального искусства, соединяющим в себе элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, это и делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Гаснет свет и в полумраке на освещенном полотне оживают сказочные персонажи.

Трудно переоценить вашу роль в жизни ребенка. Именно вы – те люди, с которыми ребенку наиболее комфортно и спокойно. Очень хорошо, если вы подумаете о том, какими вас видят наши дети. Давайте посчитаем: в детском саду ребёнок в среднем проводит по 10 часов в день. Еще 10 часов в сутки уходит у ребенка на сон. Итак, получается, что на общение с родителями у него остается 4 часа. Что можно успеть сделать за это короткое время?

Можно побеседовать о прошедшем дне,

Можно поиграть в разные игры,

Можно почитать интересную книжку,

Можно сходить на интересную прогулку.

А чем же занять ребёнка в выходные дни? Чем его удивить? Предлагаю вам организовать Теневой театр прямо дома. У него есть ряд существенных преимуществ:

1. Организация театра не потребует денежных расходов;

2. Для показа театра теней не нужно специальной подготовки и его можно организовать спонтанно;

3. Теневой театр позволяет ребёнку успокоиться и, следовательно, она очень уместна перед сном

4. Развитие моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка.

Итак, теневой театр! Просто возьмите лампу и сядьте рядом с ребёнком на пол. Поиграйте со светом. Ребёнок испытает несомненное удовольствие от совместной деятельности. Но не забывайте следить за своими эмоциями - малыш непременно считает их с вашего лица. Всего 5 минут вечером – а эмоций «море» и добавьте к этому восторг ребёнка от того, что его мама и папа –такие затейники и самые лучшие на свете. А вы, как взрослые люди, понимаете, что именно в такие моменты ребёнок чувствует себя защищённым и любимым. Это чувство будет сопровождать ребёнка всю его жизнь. Это самое большое и ценное, что вы можете для него сделать. Итак, поиграем! Суть занятия состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Вот несколько примеров таких упражнений.

«Лошадка»

«Черепашка», «Козочка» и т. д.

Кроме того, кукольный театр – это представление с использованием готовых фигурок и декораций. Персонажи вырезают из картона, закрепляют на палочках и двигают ими согласно действию. За счет того, что из картона можно вырезать практически все, кукольный театр теней представляет необозримое поле для полета детской фантазии.

Что нужно для домашнего театра теней?

1. Источник света - это может быть простая настольная лампа, туристический фонарик и любой другой светильник с направленным светом.

2. Экран – представляет собой полупрозрачную белую плоскость, которую можно сделать из разных материалов – калька, белая тонкая простыня, обыкновенный ватман или скрепленные между собой встык листы белой бумаги. Рамкой для экрана может служить прорезанная крышка от любой коробки, художественный подрамник, двухэтажная детская кровать – какая угодно конструкция, на которую можно натянуть экран, можно сделать из разложенной обувной коробки, натянуть простыню на двухэтажную кровать. Маленькая «сцена» подходит для простых пальчиковых спектаклей, а если вы хотите подготовить настоящее кукольное представление – лучше сделать просторный большой экран, куда поместится вся история.

3. Декорации и персонажи – выберете, с чего вы хотите начать. Если решите попробовать пальчиковый театр, потренируйтесь вместе с ребенком складывать ладони и пальцы таким образом, чтобы на экране появлялись «живые» образы зверей. Собачка может лаять, крокодил разевать зубастую пасть, зайчик шевелить ушками – как придумаете сами. Для кукольного театра понадобится плотный картон, из которого вы будете вырезать декорации и фигурки.

Полезные советы:

Экран должен располагаться между зрителями и лампой. Актеры – между лампой и экраном. Не забывайте, что лампа нагревается, и во время представления лучше не прикасаться к источнику света.

Чтобы тени были чёткими, свет должен падать прямо, а не сбоку, и лампа должна стоять не близко, а в двух, трёх метрах от стены.

Источник света должен быть всегда позади экрана и немного сбоку. Становитесь так, чтобы тень от вашего тела почти не попадала на экран, а тень от рук была равномерно четкой.

Картонные фигурки лучше покрасить черной краской, тогда на экране они будут контрастными и заметными.

Размер теней на экране зависит от расстояния от фигурки до источника света. Чтобы фигурка стала меньше, поднесите ее вплотную к экрану. Чтобы она выросла в размерах – расположите ее подальше. Декорации лучше закреплять вплотную к экрану на скотч или загнутые скрепки, чтобы они не сдвигались во время представления, а у маленьких режиссеров появится лишняя пара рук.

Если детям понравится домашний театр, сделайте настоящий занавес, билетики и программки. Во время спектакля можно устраивать настоящий антракт с импровизированным буфетом.

Начните с небольшого числа персонажей, - двух или трех для первого раза вполне достаточно. Потренировавшись, вы легко сможете перейти к более сложным постановкам.

Фигурки можно сделать подвижными, примотав руки, ноги, крылья и хвосты мягкой проволокой. Вместо палочек, на которых держатся персонажи, используйте обычные трубочки для напитков.

Театр теней помогает cтимулировать детей и их инициативу в театрализованной деятельности, развивать фантазию, творческие способности, артикуляционный аппарат. Формировать у детей стойкий интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии, побуждать детей к активному взаимодействию, общению, учит уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных ситуациях, развивать речь и умение активно строить диалог. Развивать игровое поведение, эстетические чувства, способность творчески относиться к любому делу. Особая роль принадлежит театру в решении задач, связанных с воспитанием и развитием ребенка-дошкольника. Через театрально-игровое творчество мы можем развивать в детях эмоциональную отзывчивость, интеллектуальность, развиваем коммуникативные навыки детей, артистизм, речевую активность.

Публикации по теме:

Дистанционный театр теней по сказке «Три поросенка» Добрый день, уважаемые коллеги. Хочу поделиться опытом дистанционной работы. Я решила показать теневой театр дистанционно про трех поросят.

Видео и консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Ирина Боткарёва Консультация для родителей «Сидим дома. Музыкальный досуг дома» Предлагаю несколько способов, как организовать ребёнку интересный.

Консультация для родителей «Театр дома»Консультация для родителей «Театр дома» «Необходимо научить ребенка с детства волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, пробудить в восприимчивой детской душе.

Консультация для родителей «Животные у вас дома»Консультация для родителей «Животные у вас дома» В жизни каждого родителя наступает момент когда его малыш обращается с просьбой о покупке домашнего животного, обычно это кошки или собаки.

Мастер-класс «Домашний театр теней»Мастер-класс «Домашний театр теней» Подготовила: Гриценко Ю. Г. Наверняка каждый из Вас сталкивался с ситуацией, когда вашего ребенка необходимо чем - то занять, а все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Театр теней у вас дома»
Опубликовано: 11 февраля 2024 в 20:55
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД