Елена Асеева
Театральная педагогика в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребёнку освоить правила и законы взрослых людей. Игры для детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки, в которых кукла или сам ребёнок имеет свои вещи, игрушки, мебель, одежду… Ребёнку предоставляется возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, бутафора, музыканта. Каждый ребёнок играет по – своему, но все они копируют в своих играх взрослых. По играм и как в них играют дети можно представить наше будущее общество.
Публикация «Театральная педагогика в детском саду» размещена в разделах
Поэтому особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведённого вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.
Для организации театрально – игровой деятельности дошкольников прежде всего необходимо создать центр театрального творчества. В нём отводится место для различных видов театров : настольного, теневого, пальчикового, бибабо, театра сценок и спектаклей : набор кукол, ширма, костюмы; атребуты для таких игровых позиций как театральный реквизит, афиши, билеты, касса, программки, бинокль, номерки.
Что же такое театрализованные игры? Они являются играми – представлениями, которые имеют содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.
Для развития театрализованной игры, я использую современную методическую литературу, где содержится много практического материала в помощь воспитателю: Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду», Е. В. Лагунова «Театральная педагогика в детском саду». В сборниках подобраны игры и упражнения на развитие пластики и мимики, элементы логоритмики и артикуляционной гимнастики, пальчиковые игротренинги, скороговорки на развитие дикции, игры на развитие интонационной выразительности, театральные этюды, игры – драматизации, музыкальные игры, пантомимы, элементы танцев. Дополнены издания сценариями праздников, педагогической диагностикой театрализованной деятельности. Весь материал поможет дополнить игру, сделает её интересной.
Театральные игры пронизывают все режимные моменты: непосредственно образовательную деятельность, самостоятельную деятельность, продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты, вносятся в содержание праздников и развлечений. Во время занятий педагог включает театрализованную игру, как игровой приём и форму обучения детей. Так, на занятии по математике в гости приходит Петрушка, который умеет считать, и дети объясняют ему правила математики. Театральная деятельность может быть представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, речевой, изобразительной и т. д.) и как специальное занятие по родному языку и социальному миру, сюжетно – ролевых играх. Продолжительность театральных занятий следующая :
в младшей группе – 15минут, в средней – 20минут, в старшем дошкольном возрасте – 25 – 30 минут.
К планированию театрализованной деятельности каждый педагог может подойти творчески, но в соответствии с возрастными особенностями детей.
Содержание занятий включает в себя - просмотр кукольных театров и беседы по ним;
- игры – драматизации;
- коррекционно – развивающие игры;
- упражнения по дикции;
- театральные этюды;
- знакомство со средствами драматизации: жестом, мимикой, движением, костюмом, декорацией;
- разыгрывание сказок, сценок – ролевые диалоги по иллюстрациям;
- инсценировки.
Содержание работы по организации театрализованной деятельности на разных возрастных этапах:
1 младшая группа.
В первой младшей группе театрализованная деятельность представляет собой игру с куклой (игрушкой, знакомство с первыми сюжетами, участие в несложных образных импровизациях. С помощью воспитателя разыгрываются песенки, потешки, небольшие сценки.
Для насыщения ребё нка художественными впечатлениями необходимо чаще показывать игровые сюжеты: инсценировки с использованием настольного театра, тетра мягкой игрушки, на фланелеграфе, пальчикового театра.
Вторая младшая группа
Во второй младшей группе формируется интерес к театральным играм через просмотр кукольных спектаклей, игр – имитаций отдельных действий человека, животных, птиц; игры – имитации по хорошо известным сказочным персонажам; используется ролевой диалог; инсценирование фрагментов сказок о животных; игры – драматизации с несколькими персонажами.
Особенностью игровой деятельности детей младшей группы является то, что в ней выделяется роль и игровые действия. Ребёнок использует предметы – заместители.
Малыши первично осваивают театрализованную игру – настольного театр игрушек, настольного плоскостного театра, театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Деятельность воспитателя направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации; формирование желания участвовать в игровых драматических миниатюрах.
Средняя группа.
В среднем дошкольном возрасте происходит постепенный переход от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя. Дети учатся сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму 2-4 действующих лиц. Усложнение в том, что вводится рассказ от первого лица в сопровождении текста упражнениями. «Я петушок, смотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: «ку – ка –ре – ку».
В работе с детьми среднего возраста используются:
- многоперсонажные игры – драматизации по текстам 2 -3 – х частных сказок о животных и волшебных сказок («Гуси – лебеди»);
- игры – драматизации по текстам рассказов;
- постановка спектаклей по произведению.
В среднем дошкольном возрасте используются такие виды театров, как театр мягкой игрушки, вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур, театр ложек. Пальчиковой театр чаще используются в самостоятельной деятельности.
Старший дошкольный возраст.
Совершенствуются исполнительские умения. Педагог учит самостоятельно находить способы образной выразительности, развивается чувства партнёрства.
Новым аспектом становится приобщение детей к театральной культуре, т. е. знакомству с назначением театра, историей его возникновения в России; видами и жанрами театрального искусства, усложняются тексты для постановок.
Старшие дети осваивают сюжетно – ролевую игру «Театр». В этом возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов тетра в систему занятий по обучению детей рассказыванию. А также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.
Подготовительная группа.
У дошкольников 6 -7 лет игра – драматизация становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. В работе с детьми старшего дошкольного возраста я рекомендую использовать:
- инсценировки по художественным произведениям, в которых дети исполняют разные роли;
- спектакли на основе содержания, придуманного самими детьми («Новогодняя сказка», «В подарок Деду морозу» и мамам к 8 Марта);
Виды игр в кукольный театр.
1. Настольный кукольный театр (театр картинок, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки).
2. Стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный).
3. Театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней).
4. Верховые куклы (на ложках, бибабо).
5. Театр живой куклы (театр масок)
Средства выразительности театрализованной игры на разных возрастных этапах.
Вторая младшая группа: формируются простейшие образно – выразительные умения (имитирование характерных движений сказочных животных);
Средняя группа: дети обучаются элементам образных выразительных средств (интонации, мимики, пантомиме).
Старшая группа: совершенствуются образные исполнительские умения.
Подготовительная группа: развивается творческая самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомических действий под музыку.
Хотелось бы обратить ваше внимание на ещё один важный аспект в работе с детьми по театрализованной деятельности. Это основы общей культуры дошкольника. К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей.
Роль педагогического руководства в воспитании основ общей культуры состоит в том, чтобы воспитать у ребёнка потребности духовного свойства, в освоении и созидании ценностей искусства, в расширении кругозора, потребности в творчестве. Культурные потребности к художественной деятельности проявляются и как потребности в театральном искусстве. Приобщение к искусству театра осуществляется через знакомство с самим театром и через высокохудожественные произведения. В дошкольном учреждении детей необходимо знакомить с устройством театра, театральными профессиями. Дети с самого младшего возраста воспитываются как чуткий зритель, который должен владеть навыками поведения в театре.
В работе по организации театрализованной деятельности с детьми, мне помогает следующая литература:
1. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр».
2. А. Н. Брызгалова «Театрально – игровая деятельность дошкольников».
3. В. Цвытарный «Играем с пальчиками и развиваем речь».
4. Н. Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников».
5. М. Д. Маханёва «Театрализованная деятельность в детском саду».
6. А. В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду».
7. Е. В. Мигунова «Театральная педагогика в детском саду».
8. Е. А. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду».
9. Е. А. Антипина «Кукольный театр в детском саду».