Получи документы

Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ (2 фото)

Алла Тимофеева
Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы

Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ

[

Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ

етодическое сообщение Вяземской ДШИ им. А. С. Даргомыжского

Тимофеевой А. Ю. преподавателя народного отделения

Тема сообщения: «Технические трудности в исполнительской практике баянистов и аккордеонистов младших и средних классов»

Ноябрь 2018г.

Публикация «Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ» размещена в разделах

Цель работы: формирование правильных навыков игры на баяне и аккордеоне обучающихся в ДШИ.

Задачи:

• определить основы грамотного меховедения,

• работа над артикуляцией в правой и в левой руках.

• проанализировать причины, вызывающие проблемы со звукоизвлечением,

План:

1). Положение инструмента при меховедении;

2). Работа над сменой меха в произведениях;

3). Положение рук, кисти, пальцев;

4). Техника левой руки;

5). Исполнение терций;

6). Исполнительские возможности при исполнении вариаций;

7). Регистры;

8). Заключение.

1. Положение инструмента при меховедении.

С чего же должна начинаться работа с учащимся по овладению техникой ведения меха?

Правильная посадка учащегося, как подчеркивает Ф. Липс, должна иметь три точки опоры: опора на стул, опора на ступни ног, и опора в пояснице. Сидеть надо на передней части стула. Высота стула должна обеспечить положение ног под прямым углом. Корпус туловища музыканта должен быть немного наклонен вперед.

Меховая камера должна устойчиво стоять на левом бедре, что позволяет левому корпусу инструментов двигаться свободно без затруднений, при этом важно следить за тем, чтобы при разжиме и сжиме меха левая нога не поднималась, и не двигалась по направлению меха.

Техника ведения меха

По своему значению меховедение может сравниться с дыханием певца или с ведением смычка при игре на скрипке. Вся многогранность динамических оттенков на баяне и аккордеоне, непосредственно зависит именно от характера подачи воздуха в мех.

Составляющими меховой техники являются :

- виды ведения меха – полный разжим меха до предела, игра на «коротком мехе»;

- приемы ведения меха – мех постоянно напряженный и мех пульсирующий;

- способы ведения меха – ровное ведение, ускорение и замедление движения, рывок мехом, пунктирное ведение, тремоло мехом, вибрато.

Основными приёмами игры мехом являются разжим и сжим. Все остальные в своей основе построены на различных сочетаниях разжима и сжима.

Одним из важнейших качественных показателей исполнительской культуры баяниста является умелая смена направления движения или, как сейчас принято говорить, смена меха. При этом необходимо помнить, что музыкальная мысль во время смены меха не должна прерываться. Лучше всего производить смену меха в момент синтаксической цезуры. Однако на практике далеко не всегда удаё тся сменить мех в наиболее удобные моменты: например, в полифонических пьесах иногда приходится менять мех даже на тянущемся тоне. В таких случаях необходимо:

а) дослушивать длительность ноты перед сменой меха до конца;

б) мех менять быстро, не допуская появления цезуры;

в) следить за тем, чтобы динамика после смены меха не оказалась меньше или, что случается чаще, больше, чем необходимо по логике развития музыки.

Думается, что небольшие движения корпуса исполнителя влево (при разжиме) и вправо (при сжиме) также могут способствовать более четкой смене меха, помогая работе левой руки.

Я не буду углубляться в тонкости меховых приемов, обратить хочу внимание только на некоторые проблемы, с которыми столкнулись мы с моими учащимися.

1. Р. н. п. «Я на горку шла» - смена меха из-за такта и одновременно игра штрихами в правой руке. Проблемы: путается в штрихах или смене меха. Выход: играть внимательно, пропевать мелодию со словами или со счетом.

2. Р. н. п. «Как под яблонькой» - Проблемы: левая нога двигается за мехом, не давая руке свободно вести мех и делать фразировку, в вариациях неровная игра.

Выход: опираться в каждом такте в медленном тмпе на 1 и 2 доли, совпадая с басами. Это позволяет сохранять ритмическую ровность в игре мелких нот, без их ускорения и суетливости, игра штрихом нон легато. Обязательно отрабатывать прием кистевого стаккато.

На уроке, для качественного меховедения, время от времени, ученику следует говорить: «Опора на мех», «Звук рождается от ведения меха», «Слушай себя во время игры», «Тянись за мехом» и так далее. Одной из причин напряжённой игры может быть неправильное положение инструмента. Если при движении меха в сжим баян не упирается в правую ногу играющего, то возникает необходимость придерживать гриф правой рукой. Напряжение, связанное с поддержкой инструмента, сказывается на работе пальцев. Рекомендуется некоторое время не пользоваться двумя плечевыми ремнями. Это необходимо для того, чтобы положение баяна стало естественным. На аккордеоне, наоборот, использовать короткие ремни, для плотной фиксации к груди. Только устойчивое положение инструмента во время игры создаёт условия для свободной работы правой руки.

Очень часто бывает, когда мех слабо ведется на разжим. Скорее всего, это следствие плохой координации движения рук. В этом случае, особое внимание следует уделять раскрепощению мышц плечевого пояса.

2. Работа над меховедением.

В своей книге «Искусство игры на баяне» Фридрих Липс, большое внимание уделяет именно вопросам владения мехом. По его выражению: «Мех выполняет как бы функцию легких, «вдыхая жизнь» в исполняемое произведение». Выразительный звук – это основа художественного исполнения музыкального произведения. Следовательно, усилия исполнителя должны быть направлены не только на развитие беглости пальцев, но и на формирование выразительного звука.

По своему устройству и звукообразованию, баян и аккордеон, относятся к клавишно-язычковым духовым инструментам. Процесс звукообразования на этих инструментах образуется при выполнении двух условий: движению пальцев и движению меха.

Среди наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха, можно назвать: рывки мехом, неполный звук, неравномерное движение на разжим и сжим меха, широкая амплитуда ведения меха, отсутствие постепенности в крещендо и диминуэндо.

Причина этих недостатков в отсутствии необходимого слухового контроля со стороны ученика и настойчивости преподавателя.

Способы смены движения меха

В начальный период обучения, смена направления меха кажется учащемуся простым и понятным действием, но в дальнейшем, с возрастанием художественных задач, этот технический прием становится для него одной из сложных технических основ.

Правильная смена меха – одно из важнейших условий грамотного исполнения музыкальных произведений. Ю. Акимов в своём учебном пособии «Школа игры на баяне» описывает два способа смены движения меха:

- заметная на слух;

- незаметная на слух

Заметная на слух смена движения меха применяется:

- когда она совпадает с началом мотивов, фраз, предложений.

- когда необходимо выделить акцент, синкопу или кульминацию.

Незаметная на слух смена движения меха важна при исполнении имитационной полифонии и произведений, с очень большими фразами или с выдержанными звуками. В таких произведениях могут использоваться несколько вариантов мест смены движения меха:

- перед сильной долей такта;

- перед вступлением других голосов;

- в момент паузы;

- перед кульминацией;

Важно отметить, что именно незаметная на слух смена движения меха позволяет не нарушить развитие музыкальной мысли произведения.

Для достижения правильной смены движения меха требуется обращать серьезное внимание учащегося на следующее:

- во время смены движения меха музыкальная мысль не должна прерываться;

- не допускать резкого непроизвольного рывка в короткий момент поворота меха;

- полностью выдерживать длительность звука, не допуская его сокращения;

- динамика после смены меха не должна меняться, если нет динамического контраста.

Распределение меха

Распределение меха связано с решением двух задач:

первая - правильно определить места смены направление движения меха в произведении;

вторая – следить за натяжением меха при разжиме и сжиме.

Как правило, типичными ошибками в распределении меха при исполнении произведений являются: не хватает меха на сжим, чтобы точно закончить музыкальное построение (причина - был слабый разжим меха, а мех на сжим «передавлен»)

Учащийся должен научиться «чувствовать мех».

Виртуозной игрой мехом, издавна славились на Руси гармонисты. Некоторые разновидности гармоник при нажатии одной и той же клавиши издавали на разжим и сжим различные звуки. Игра на таких инструментах требовала от исполнителей большого мастерства. Существовало ещё такое выражение: «трясти мехами». Тряся мехами, гармонисты добивались своеобразного звукового эффекта, который предвосхитил появление современного тремоло мехом.

В наши дни в среде баянистов стало модным сравнивать роль меха с ролью смычка у скрипача, так как их функции во многом идентичны, а скрипичное искусство во все времена располагало массой характерных штрихов, исполняемых именно смычком.

3). Положение рук кисти пальцев.

Аппликатура.

Многообразие музыки требует и бесконечного количества пальцевых сочетаний. При подборе аппликатуры в первую очередь мы руководствуемся принципами художественной необходимости и удобства. Среди аппликатурных приемов можно выделить следующие: подкладывание и перекладывание пальцев, скольжение, подмену пальцев, использование всех пяти пальцев в пассаже, исполнение пассажа лишь двумя-тремя пальцами (или далее одним) и т. д. Стремление к грамотной аппликатуре должно быть заложено еще в ДМШ.

Если пальцевая последовательность закрепилась, но через некоторое время выясняются ее изъяны, то аппликатуру необходимо обязательно изменить, хотя сделать это не всегда просто.

Толчок, как и нажим не требует замаха пальцев, однако, в отличие от нажима, «палец быстро погружает клавишу до упора и быстрым кистевым движением отталкивается от неё. С помощью этого способа звукоизвлечения достигаются штрихи типа staccato.

Удар предваряется замахом пальца, кисти или того и другого вместе. Этот вид туше применяется в раздельных штрихах (от non legato до staccatissimo). Необходимо применять кистевое стаккато.

Скольжение (glissando) – ещё одна разновидность туше. Используется в

произведениях для более старших учащихся.

Рассмотрим характерные особенности основных штрихов и способы их исполнения, т. к. вид штриха влияет на движение пальцев и кисти.

Legatissimo – высшая степень связной игры. Клавиши нажимаются и опускаются максимально плавно, при этом следует избегать наложения звуков одного на другой – это признак невзыскательного вкуса.

Legato – связная игра. Пальцы располагаются на клавиатуре, поднимать их высоко нет необходимости, не следует с излишней силой давить на клавишу. Играя кантилену, очень важно чутко осязать поверхность клавиш кончиками пальцев, возникает ощущение, будто клавиша – продолжение нашей руки. Колотить жесткими, твердыми пальцами не нужно.

Tenuto – выдерживая звуки точно в соответствии с указанной длительностью и силой динамики; относится к категории раздельных штрихов.

Detache – штрих, использующийся как в связной, так и в несвязной игре. Это извлечение каждого звука отдельным движением меха на разжим или сжим. Пальцы при этом могут оставаться на клавишах или отрываться от них.

Marcato – подчёркивая, выделяя. Исполняется активным ударом пальца и рывком меха.

Non legato – не связно. Исполняется с использованием кисти, при ровном движении меха. Звучащая часть тона может быть различной по продолжительности, но не менее половины указанной длительности.

Staccato – острое, отрывистое звучание. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. Пальцы легкие и собранные.

В отличие, от правой руки, которая свободна и в процессе игры может принимать различные положения, левая рука на начальном этапе обучения находится в одном положении, поэтому наиболее целесообразными будут упражнения, которые не меняют естественного положения пальцев на клавиатуре.

Учащемуся необходимо запомнить основные условия правильного положения левой руки во время игры: локоть левой руки должен быть в согнутом положении, ладонь и большой палец свободно прилегают к крышке корпуса баяна, пальцы высоко е поднимают.

Левая рука выполняет сложную работу: регулирует движение меха и производит пальцами нажим на клавиши для извлечения звука, двигаясь по крышке корпуса вдоль клавиатуры.

4). Регистры.

Следует всегда помнить, что регистры – не роскошь, а средство для достижения более впечатляющего художественного результата. Пользоваться ими нужно разумно. Некоторые баянисты переключают их буквально через каждые один-два такта, при этом дробится фраза, мысль, регистровка превращается в самоцель. Некоторые баянисты все время пользуются регистрами с октавными удвоениями (чаще всего – «баян с пикколо»).

Не стоит забывать, что когда играется певучая народная мелодия или тема речитативного склада, уместно воспользоваться одноголосными регистрами, а также унисоном.

Регистр «тутти» следует приберегать для кульминационных эпизодов, для торжественно-героических разделов. Производить смену регистров лучше всего в какие-либо важные или относительно важные узловые моменты: на гранях раздела формы, при увеличении или уменьшении количества голосов, изменении фактуры и т. д.

На начальном этапе обучения, желательно пользоваться переключением регистров при повторении фразы или при переходе на другие части произведения.

Регистрами в левой клавиатуре пользуются в зависимости от жанра произведения. Более «мягкие» и «высокие» по звучанию – в классических произведениях, остальные в народных, эстрадных и иных произведениях.

5). Игра двойными нотами.

Благодаря компактности расположение кнопок баяна, исполнитель имеет возможности для освоения игры двойными нотами (терциями). Рекомендуемые варианты аппликатуры, способствующей четкости и скорости игры: 1 2-4 3; 3 5-2 4; 5 3-1 2; 5 4-1 2. Игра двойными нотами украшает мелодию, требует сосредоточенности и синхронности в исполнении пальцев.

6). Проблемы во время игры вариаций.

Причиной напряжённой игры может быть неправильное положение рук, кисти, пальцев. Следует помнить о том, что положение рук во время игры не остаётся статичным. Оно постоянно меняется не только в зависимости от порядка чередования клавиш, но и в зависимости от участка клавиатуры, где играют пальцы и от смены позиций на баяне и подкладывании пальцев на аккордеоне. Все необходимые изменения в положении руки (локтя, предплечья, кисти, пальцев) должны быть целесообразными, своевременными и выполняться без особых усилий. Правая рука, как и левая, занимает наиболее естественное положение на среднем участке клавиатуры. Поэтому опасность лишнего напряжения руки чаще возникает тогда, когда приходиться играть в нижней или самой верхней части клавиатуры. Отсюда можно сделать вывод, что одна из очередных задач баяниста – научиться одинаково свободно играть на всей клавиатуре, научиться свободно менять положение руки на любом её участке. С целью развития данного навыка, рекомендуется исполнять упражнения или пьесы в различных октавах (пределах 3- 4-х октав, с учётом диапазона правой клавиатуры. Пример: д. п. «Василек» исполняется в малой, 1-й 2-й октавах - поет дедушка, мама, маленький ребенок.

Контакт кончиков пальцев с кнопками баяна или аккордеона, проходит три этапа – замах (напряжение, удар (соприкосновение, расслабление. Педагогу всегда следует помнить, что пальцы разные по степени подвижности и по силе. При исполнении музыкальных произведений, как правило, все пальцы важны и равноправны, поэтому равномерно развивать все пальцы следует с самого начала обучения. В упражнениях следует приучать ученика слушать и добиваться одинакового качества звучания, независимо от извлекающего звук пальца.

Часто причиной напряжённой игры является неумение работать над учебным материалом и художественными произведениями. Например, мышцы руки могут излишне напрягаться, если играть в быстром темпе упражнения или произведения, которые недостаточно хорошо выучены в медленных темпах (медленный темп – первая необходимость при работе с учеником). Преподаватель должен соразмерять возможности ученика с трудностью выбираемого музыкального произведения.

Напряжение, мешающее движениям пальцев, может возникнуть и при неумелом выполнении штрихов, нюансов. Например, начинающие баянисты при игре легато нередко чрезмерно напрягают руку, надеясь таким путём достигнуть связности звучания. Излишнее напряжение мышц может быть вызвано применением неправильной аппликатуры, вынуждающей баяниста делать лишние повороты кисти и скачки.

Если ученик забывает своевременно давать отдых мышцам, то возникающее при игре напряжение мышц становится постоянным и переходит в привычку. Такая привычка приводит к быстрому утомлению рук. Как нужно работать над вариациями, чтобы добиться ровного и свободного исполнения? Помогают так называемые упражнения для пальцев, как игра разными штрихами. При игре вариаций, большое внимание нужно уделять чередованию долей (сильных и слабых). В медленном темпе (размер 4/4 – это 1 и 3 доли. При ускорении движения, сильной становится 1-я доля. В быстром темпе и вовсе сильная доля остается только в одном из двух тактов. Стоит заметить, что учить вариации, независимо от темпа, следует только с левой рукой одновременно, т. к. сильные доли совпадают с басом. Аккорды относятся к слабым долям. В правой руке ноты на сильные доли становятся главными, а все остальные проходящими. Темп исполнения сдвигается автоматически.

Особое внимание уделять кистевым движениям.

Не надо нажимать клавиши с силой, превышающей норму. При громкой игре так же происходит напряжение мышц плеча. Чувство меры должно постоянно предостерегать баяниста от излишних мышечных усилий. Но на начальном этапе работы над произведением, не следует жалеть себя в подаче звука, вырабатывается мышечный запас прочности. В дальнейшей работе всегда можно ослабить движение меха и играть не на пределе.

Кроме того, усиленная работа мышц левой руки во время интенсивного движения меха не должна отрицательно влиять на движения пальцев и кисти правой руки.

7). Техника левой руки баяниста на начальном этапе обучения»

На начальном этапе обучения баянист должен овладеть основными техническими навыками игры правой и левой рукой и техникой ведения меха. У многих учащихся эти навыки развиты не неравномерно. Ч. В процессе занятий в классе ученик должен получить достаточно четкое представление о расположении басов и готовых аккордов, усвоить их обозначение и название, а также услышать их звучание в собственном исполнении.

Упражнение на чередование баса и аккорда, которое является основной формулой сопровождения, оно, также, почти не меняет положение руки.

В начале обучения, учащийся будет продолжительное время использовать аппликатуру (3,2 пальцы). Для равномерного развития пальцев левой руки необходимо изучение мажорных и минорных гамм. Работа над гаммами преследует следующие цели: помогает держать пальцы в собранном положении, позволяет хорошо ощущать расположение на клавиатуре кнопок, улучшает знание басового ключа.

В отличие от мажорных гамм, в минорных гаммах, расположенных более широко, имеется ряд трудных мест. Приступать к изучению минорных гамм в левой руке, необходимо с более крепкими учащимися или с 3-4х классов. Физическое развитие кисти руки ребенка определит период изучения гамм.

Музыкальный материал в начальный период обучения, в основном составляют народные песни, танцы, а также несложные по фактуре произведения различных композиторов. В таких пьесах ясно прослушивается мелодия в партии правой руки и аккомпанемент в левой.

Аккомпанемент должен содействовать наиболее яркому выявлению характера мелодии, соответствовать стилю произведения. Особенности левой клавиатуры готового баяна и аккордеона, делают ее удобной для исполнения аккомпанемента, но в тоже время они ограничивают возможности инструментов.

Обычно, сопровождение состоит из басов и аккордов. Они выполняют различные функции: бас – фундамент произведения, готовые аккорды создают гармонический фон для мелодии.

В аккомпанементе не всегда указаны штрихи, поэтому педагог должен помочь учащемуся разобраться в характере звучания.

Следует отметить две погрешности, характерные для начинающих баянистов-аккордоенистов :резкое подбрасывание пальцев вверх, бросание на кнопки).

2) – однообразный аккомпанемент

У. н. п. «Нич яка мисична». Размер произведения три четверти, звучание баса продолжается до вступления аккорда. Чтобы добиться певучести баса, необходимо вести мех ровно, без толчков. Для достижения звучания баса следует глубоко погружать клавишу и соблюдать лигу. Аккорды рекомендуется нажимать с меньшим усилием и отпускать плавно, без резкого отталкивания пальцев. Условно этот прием можно назвать «бас – педаль».

Р. н. п. «Как под яблонькой». Размер произведения две четверти. Четкая последовательность баса и аккорда; звучание баса подчеркнуто, а аккорды звучат легко и остро. Трудность этого приема заключается в том, что пальцы, которые производят удар по клавишам басовых рядов и аккордов, должна приходиться различная физическая нагрузка: 3–й палец, извлекающий басовый звук, погружается в клавишу с большей силой, а 2–й имеет меньшее усилие. Этот прием условно называется «бас – маркато».

Нередко встречаются произведения, обе партии которых имеют одинаковую ритмическую структуру. (Р. Н. П. «Как под горкой под горой».) Хотя, несложные художественные задачи, надо решить правильно. Формальное исполнение – полное выдерживание длительностей в мелодии и сопровождении. Но точное исполнение длительностей в сопровождении будет, в данном случае, мешать выявлению мелодии и тормозить общее движение, мешать слушателю. Поэтому мелодия должна исполняться полностью выдержанными четвертями, а сопровождение – легко и четко, почти как восьмые. Еще пример использования приема «бас – маркато».

В программу начинающих баянистов включаются и полифонические произведения. Чаще всего это небольшие двухголосные пьесы. Наличие в них двух мелодических линий, исполняемых одновременно на обеих клавиатурах, ставит перед учащимся новые исполнительские задачи. Сложность их заключается не столько в преодолении, каких – либо технических трудностей, сколько в умении найти правильное соотношение звучания голосов. (К. Кларк. Сарабанда)

Основная трудность заключается в сохранении естественного движения мелодии в нижнем голосе. Поэтому следует регулировать звучность басов более или менее глубоким нажимом пальца на клавишу. На аккордеоне в левой клавиатуре можно использовать регистровку.

Описанные элементы техники левой руки не исчерпывают всего многообразия навыков, но они обязательны для начинающего баяниста, как основа дальнейшего развития, совершенствования и расширения его исполнительских навыков. Грамотное штриховое исполнение партий левой рукой, позволит в дальнейшем музыканту играть в быстрых темпах, позволит играть в ровных темпах, грамотно расставлять фразировку и т. д.

8). Заключение.

Известно, что игра на баяне требует больших физических усилий. И, если Г. Нейгауз постоянно напоминал своим ученикам, что «На рояле играть легко!», то по отношению к баяну мы вряд ли можем воскликнуть нечто подобное. Баянисту трудно играть громко и долго, так как ведение меха отнимает много сил, особенно при игре стоя. Вместе с тем, подойдя к афоризму Нейгауза творчески, мы придем к мысли, что при игре на любом инструменте необходимо ощущение удобства, если хотите комфорта, более того - удовольствия. Надо постоянно ощущать свободу, причём свободу, если можно так выразиться, направленную на реализацию конкретных художественных задач.

Необходимо постоянно работать над исполнительской школой ученика-баяниста и аккордеониста, то есть посадкой, постановкой рук, аппликатурой и, что особенно важно, над качественным, певучим звуком, возникающим, прежде всего от умелого и правильного ведения меха левой рукой. Из этого складывается исполнительская культура баяниста.

Преподаватель должен заботиться о том, чтобы в репертуаре уч-ся были произведения на разные виды техники, на разнообразные способы звукоизвлечения и меховедения. Использовать разнообразные фактуры музыкального материала.

Огромное значение уделять исполнительским трудностям левой руки исполнителя и контроля за ней. Все составляющие будут способствовать успешному профессиональному росту юного исполнит

Фото №1 Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ
Публикации по теме:

Музыкально-творческие задания и игры для детей по сольфеджио в младших классах ДШИ МБУДО «Монастырщинская ДШИ» «Музыкально – творческие задания и игры для детей по сольфеджио в младших классах ДШИ».

Физкультурное развлечение «С днем рождения детский сад» для младших и средних групп МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Фотоотчёт об игровом досуге для средних и младших групп «Рукавички мы надели»Фотоотчёт об игровом досуге для средних и младших групп «Рукавички мы надели» Фотоотчёт об игровом досуге для средних и младших групп «Рукавички мы надели» 30 января в средних и вторых младших группах прошли зимние.

Конспект развлечения для воспитанников младших и средних групп «Братья наши меньшие» Актуальность: В рамках празднования дня добрых дел в нашем детском саду было проведено развлечение для воспитанников средних и младших групп.

Занятие по воспитательной работе к 8 Марта «Цветы, какие есть на свете, цветут сегодня пусть у ваших ног» для 1–4 классов Конспект занятия по воспитательной работе Учитель: Антинг Валентина Германовна Тема. Цветы, какие есть на свете, цветут сегодня пусть у.

«Сказки». Лэпбук для детей младших и средних групп«Сказки». Лэпбук для детей младших и средних групп Лэпбук "Сказки". Изготовила воспитатель Белышева Екатерина Сергеевна. Лэпбук подойдет для детей младших и средних групп. Лэпбук возможно.

Мастер-класс для учащихся 1–2 классов ДШИ «Эбру, или Рисунки на воде» Тема мастер класса: Эбру, рисунки на воде. Мастер класс рассчитан на учащихся 1-2 классов ДШИ. Тип мастер класса: комбинированный. (Изучение.

Сценарий физкультурного развлечения «Богатырские забавы» для младших и средних групп МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы надели»Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы надели» Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы надели» Под музыку собираются в зале. Их встречает.

Сценарий новогоднего представления для школьников средних и старших классов «Новогодний круиз со Снегурочкой» МБУДО «Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа Оренбургской области» Сценарий новогоднего представления для школьников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ
Опубликовано: 13 марта 2019 в 00:35
+101Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технические трудности в воспитательной практике баянистов и аккордеонистов в младших и средних классов в ДШИ» (включая файлы) размещена пользователем Алла Тимофеева (УИ 1867690) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД