Получи документы

Техника и методика формирования навыков лазанья

Жанагуль Ишаулова
Техника и методика формирования навыков лазанья

Лазанье – один из видов основных движений – относится к циклическому движению, в своей основе имеет кратковременную повторяемость элементов движений, похожих на ходьбу, осуществимых посредством поочередного движения рук и ног. Данное движение вовлекает в работу значительную массу мышц. Кроме этого, процесс лазанья характеризуется попеременным сокращением и расслаблением мышц, что позволяет восстанавливать энергетические затраты на движение и более длительно проявлять физическое усилие. Благодаря этому упражнения в лазании способствуют развитию крупных групп мышц – туловища, плечевого пояса, рук, ног, развивают гибкость позвоночника, помогают формированию правильной осанки.

Публикация «Техника и методика формирования навыков лазанья» размещена в разделах

С помощью лазанья воспитывается ловкость, выносливость, совершенствуются координационные способности и т. д.

Ребенок овладевает следующими видами лазания:

- ползание на четвереньках по горизонтальной и наклонной плоскости (на полу, на гимнастической скамейке и др.);

- лазание по вертикальной (гимнастической) стенке, стремянке и т. д., подлезание, перелезание, пролезание,

Ползание – это передвижение по плоскости с помощью нижних и верхних конечностей.

Лазание – это передвижение, связанное с использованием предметов: в условиях физкультурного зала – гимнастическая стенка, разные лестницы (установление вертикально, горизонтально, наклонно, шест, канат.

Подлезание – залезать подо что-либо ползком.

Перелезание – лезть (карабкаясь, передвигаться) через что-либо, с одной стороны, чего–либо на другую, из одного места в другое; залезать, взбираться на другое место.

Пролезание – лезть, протискиваться сквозь что–либо узкое, затрудняющее движение.

Особенности выполнения разных видов лазанья детьми 2–3 лет

Стремление к ползанью и лазанью у детей очень велико. Ребенок 2–3 лет ползает с большим удовольствием, уверенно и быстро. В начале 3–го года жизни дети еще любят ползать лежа на животе, попеременно вытягивая вперед руки и подтягиваясь на них. Встречаются случаи передвижения бочком, т. е. ребенок передвигается на четвереньках, переставляя ноги слегка сбоку (справа или слева) от линии направления движения. При влезании на стенку все дети 2–х лет приставляют одну ногу к другой, затем перехватываются поочерёдно руками, располагаясь на следующей высоте рейке. При слезании все дети используют приставной шаг.

Упражнения для формирования навыка лазанья

Ползание на четвереньках по: прямой (расстояние 3–4 м); по доске, лежащей на полу; по наклонной доске, приподнятой одним концом на высоту 20–30 см;

по гимнастической скамейке.

Подлезание под: воротца; веревку (высота 40-30 см) и др.

Перелезание через бревно и т. д.

Лазанье удобным для ребенка способом по: лесенке-стремянке, гимнастической стенке вверх и вниз (высота 1,5 м).

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Постепенно детей учат ползание осуществлять при опоре на руки и ноги; это позволяет ребенку разгрузить позвоночник. Необходимо следить, чтобы активно работали верхний плечевой пояс, мышцы рук и шеи, что создает хорошие предпосылки для формирования правильной осанки. Сначала детям даются упражнения в ползании по полу на четвереньках в любом направлении, затем педагог учит их ползти в заданном направлении, постепенно усложняя упражнения, включая подлезание, перелезание, пролезание.

При обучении в этом возрасте детей еще не ставится цель обучить детей правильному влезанию и слезанию. Сначала учат лазанью приставным шагом: ребенок держится обеими руками за одну ступень, ноги тоже на одной ступени, потом она переставляет поочередно руки и ноги на следующую ступень и т. д.

Главным остается формирование у детей чувства уверенности: чтобы дети научились без страха подниматься на предмет, уверенно пускаться вниз.

Педагог должен постоянно находиться рядом и всегда готов помочь ребенку, подбодрить. Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

Особенности выполнения лазанья детьми 3-4 лет

Во второй младшей группе у подавляющего большинства детей характерна хорошая координация движений при ползании. В ползании дети используют различные способы. Некоторые малыши ставят вперед сразу обе руки, опираются на них и в это время передвигают ноги. Другие передвигают попеременно вперед руки и ноги. В обоих случаях дети могут опираться на ступни и ладони либо на колени и ладони.

Дети данного возраста довольно быстро овладевают такими видами движений, как пролезание в обруч, подлезание под дугу или веревку, натянутую на высоте 50–40 см от пола, и др. Труднее им дается ползания в сочетании с упражнениями из равновесия (ползание по гимнастической скамейке в упоре стоя) и лазание по гимнастической стенке.

Для детей второй младшей группы значительную сложность составляют упражнения с лазание по гимнастической стенке и наклонной лесенке. При лазании они плохо координируют движения ног и рук, часто проявляют нерешительность. Дети 3–х лет примерно в 78% случаев при влезании на стенку используют приставной шаг, а 22% – смешанный способ, т. е. используют как приставной, так и чередующийся (каждый раз нога ставится на следующую по высоте рейку пролета лестницы, руки ребенка перехватываются поочередно. Перед каждым новым шагом руки ребенка находятся на одной рейке.

При слезании малыши 3–х лет в 11% случаев применяют смешанный шаг, остальные слезают, приставляя одну ногу к другой на каждую рейку.

Лазанье на этом возрастном этапе требует от ребенка большого напряжения внимания, значительной мышечной силы и ловкости. Эти качества развиты еще слабо. Поэтому лазают дети медленно, в произвольном темпе.

Упражнения для формирования навыка лазанья:

Ползание на четвереньках по: прямой (расстояние увеличивается до 6 м);

между предметами; вокруг них; «по–медвежьи» с упором на ступни и ладони.

Подлезание под препятствие (высота 50 см, не касаясь руками пола и т. д. :

Пролезание в обруч и др;

Перелезание через бревно и др.

Лазанье по лесенке–стремянке, гимнастической стенке (высота 1,5 м).

У детей также продолжают совершенствоваться навыки в упражнениях, проводимых в первой младшей группе с слегка усложненными элементами.

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Особенностью упражнений в ползании является то, что они выполняются почти без показа движений воспитателем, на которого не рассчитаны пособия. Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. Для получения физической нагрузки важно, чтобы малыши проползали определенное расстояние. С этой целью используются зрительные ориентиры, которые указывают ребенку, где начинать и где заканчивать расстояние.

Все упражнения в ползании заканчиваются заданиями выпрямляющего характера (поднять руки вверх, сделать хлопок над головой и др.). Подлезание под веревочку (палку, которая лежит на сиденье двух стульев) и пролезание в обруч дети этого возраста выполняют боком и грудью вперед. Пролезая и подлезая грудью вперед, ребенок подходит к снаряду, делает шаг вперед, немного приседает, перемещает вперед голову и туловище, а затем вторую ногу. При подлезании и пролезании вторым способом нужно повернуться левым или правым боком, сделать широкий шаг вперед, наклониться, переместить вперед голову и туловище, а затем вторую ногу.

Для детей 3-4 лет упражнения в лазанье представляют значительную сложность, поэтому от них еще рано требовать лазанья переменным способом. Они должны подниматься и опускаться произвольным способом – как им удобнее. Однако, учитывая умения детей, уже можно начинать учить детей элементам правильной техники влезания. Педагог, показывая и объясняя движение, главное внимание обращает на хват руками за рейку (большой палец снизу рейки, остальные сверху) и на постановку ноги на рейку (серединой стопы).

Упражнения в лазанье должны обеспечиваться внимательным руководством, высокой дисциплиной детей. При необходимости педагог помогает ребенку преодолеть страх.

Особенности выполнения лазанья детьми 4-5 лет

Благодаря возросшим физическим возможностям, дети могут проползать расстояние до 6–8 м. В возрасте 4–5 лет дети овладевают ползанием на предплечьях и коленях, подтягиваясь руками в положении лежа на скамейке. С 4–х лет у детей отмечено использование трёх способов лазанья. Примерно, в 36% случаев они применяют приставной шаг, в 43% – смешанный способ, в 21% - чередующийся. Начиная с 4–5 лет, дети используют чередующиеся движения рук. Однако согласованность в движениях руками и ногами еще не достигнута. Дети 4–х лет в 21% случаев используют смешанный способ слезания.

Упражнения для формирования навыка лазанья

Ползание и лазанье выполняются разными способами. Однако для сохранения у детей интереса необходимо придать однообразному упражнению игровой характер.

Вводятся новые виды ползания, подлезания и перелезания:

- на четвереньках с опорой на колени и предплечья («кошка крадется»);

- ползание по горизонтальной и наклонной доске, скамейке, по гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь руками;

- подлезание под веревку, дугу (высота 50 см) правым и левым боком вперед;

- ползание на четвереньках, опираясь на стопы и ладони в разных направлениях (змейкой, между предметами и т. д.);

- перелезание через лесенку-стремянку на другую сторону;

- переход с одного пролета гимнастической стенки на другой (на одном уровне на высоте 2–4 реек).

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

В упражнении с подлезанием под шнур, дугу и др. дети, не умея рассчитать высоту препятствия, подползают так же, как ползают, т. е. не прогибают спину, и поэтому часто задевают шнур, разгибаются слишком рано. Педагог, учитывая полученные ребенком при этом ощущения прикосновения, стимулирует появление правильного навыка. Предлагает нагнуться пониже. Учит подползать правым и левым боком, двигаясь приставными шагами.

По мере того как дети при лазании осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям – одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Для тех детей, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания. Следить, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз старались не пропускать перекладин и наступали на каждую из них одной ногой. Обязательна страховка детей педагогом.

Особенности выполнения лазанья детьми 5-6 лет

Дети 5–6 лет имеют хорошие навыки разных видов ползания. При выполнения данного упражнения используют различные способы. Также дети демонстрируют неплохие навыки в подлезание, перелезание, пролезание разного вида. При влезании на стенку дети проявляют большую уверенность и решительность.

У старших дошкольников распределение способов влезания на стенку выглядит следующим образом: примерно в 19% случаев дети используют приставной шаг, в 43% случаев – смешанный, 38% – чередующийся способ постановки ног на рейки лестницы.

Большинство детей 5–ти лет передвигаются вниз по лестнице приставным шагом (около 57%, смешанный способ применяют 29% детей, а 14% дошкольников этого возраста используют чередующийся шаг.

Упражнения для формирования навыка лазанья

В старшей группе продолжают совершенствовать навыки в ползанье, полученные в предыдущие годы. Вводятся новые виды ползания:

- на четвереньках в чередовании с ходьбой, бегом, перешагиванием/переползанием через препятствия;

- ползать, преодолевая несколько предметов подряд;

- ползание на четвереньках (расстояние 3–4 м, толкая головой мяч;

- ползание по гимнастической скамейке, опираясь на предплечья и колени;

- ползание по-пластунски на полу;

- подтягивание на скамейке на коленях;

- передвижение с помощью рук, ног, всего туловища, сидя на скамейке;

- ползание назад по скамейке с упором на предплечья и колени.

В старших группах ползание чаще всего включается в комплекс упражнений или в подвижные игры в сочетании с другими движениями – ходьбой, прыжками, бегом.

Перелезание разными способами: через несколько предметов подряд;

через препятствие (бревно, скамейка); переход с одного пролета гимнастической стенки на другой (на одном уровне на высоте 4–6 реек);

переход переменным шагом по диагонали с продвижением вверх и вниз в правую и левую сторону;

Пролезание в обруч разными способами; между рейками и т. д.

Лазанье: по гимнастической стенке (высота 2,5 м) с изменением темпа,

по гимнастической стенке с перелезанием на другую сторону (если обе стенки открыты для подхода к ним); по канату (начинают обучать подготовленных детей).

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Ползание чаще проводится фронтальным или поточным способом организации при одновременном активном участии всех или большинства детей группы. При выполнении упражнений в ползании на коленях не рекомендуется включать элемент соревнования, так как дети, торопясь к цели, не рассчитывают своих движений и могут повредить коленную чашечку.

Перед детьми этого возраста во время выполнения упражнений в лазании ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке, правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин.

При обучении лазанью по канату большое место занимают подводящие упражнения. В старшей группе сначала дают упражнение на освоение захвата и перехватывания каната руками. Затем переходят к освоению захвата каната ногами. В конце обучают детей спуску с каната. При подъёме по канату педагог должен придерживать конец каната.

При обучении лазанью целесообразно использовать канат с накладками (узлами, расположенными на расстоянии 15–20 см друг от друга. Накладка на канате создает опору для ног и помогает осваивать перехват руками и ногами. После этого дается лазанье по канату без накладок.

Не всегда для обучения ползания и лазанья педагог может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением нестандартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение может показывать подготовленный ребенок, действия которого комментирует педагог. Часто, особенно в начале обучения, используется объяснение: педагог называет действие, дети воспроизводят его. При необходимости педагог корректирует действия детей.

Во время выполнения любых видов лазанья педагог обязан обеспечивать страховку и оказывать необходимую помощь. Для профилактики травм под снаряды кладут гимнастические маты.

Особенности выполнения лазанья детьми 6–7 лет

Дети 6–7 лет легко справляются со всеми видами пролазанья, подлезание, перелезание, пролезание. У большинства детей сформировано устойчивое умение выполнять влезание по стенке чередующимся способом постановки ног и рук. Однако при перемещении вниз большинство детей использует смешенный способ. Есть дети, которые при слезании со стенки еще используют приставной шаг. Также небольшая часть дошкольников подготовительной группы при слезании уже уверенно пользуются чередующимся способом постановки ног и рук.

Упражнения для формирования навыка лазанья

Совершенствуются умения в ползанье, пролезание, подлезании, лазаньи разными способоми. Используются все упражнения, изученные в предыдущие годы с элементами усложнения. Детей учат ползать одноименными и разноименными способами.

Обучение ползанью осуществляется за счет усложнения способов ползанья и условий выполнения: по полу на определенное расстояние, по ограниченной поверхности (гимнастическая скамейка, ребристая доска, лестница). При ползании на четвереньках дети могут опираться на ладони и колени, на стопы и ладони, на колени и предплечья; ползание на животе и спине по гимнастической скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами.

Пролезание между перекладинами гимнастической стенки, поставленной на бок лесенки, в обруч и др. выполняется разными способами. Расстояние между перекладинами лестницы не менее 40 см. В обруч пролезают сверху, снизу, держа одной или двумя руками; в поставленный на пол обруч пролезают боком и прямо.

Подлезание под дугу, гимнастическую скамейку несколькими способами подряд (высота 50–35 см).

Перелезание используется при переходе с одного пособия на другое: с пролета на пролет гимнастической стенки, с наклонной доски или лестницы на вертикальную стенку; через верх стремянки и т. д. Детям дается задание перелазить более высокие препятствия.

Лазанье выполняется в смешанном виде с опорой на ноги и хватом рук. Для упражнений используются лестницы, расположенные горизонтально, наклонно или вертикально. По горизонтальным и наклонным лестницам лазают, опираясь на перекладины и на боковые брусья (если лестница шириной 40 см, по вертикальным лестницам опора осуществляется только на перекладины.

Лазанье по гимнастической стенке осуществляется с изменением темпа, сохранением координации движений, использованием перекрестного и одноименного движения рук и ног, перелезанием с пролета на пролет по диагонали.

Методические рекомендации по обучению технике лазанья

Ползание непременно должно сочетаться с выпрямлением, потягиванием, прыжком вверх. Во время выполнения упражнений в лазании перед детьми этого возраста ставятся повышенные требования: обязательное выполнение попеременного шага в лазании по гимнастической стенке (лесенке, правильная координация движений рук и ног, умение подниматься быстро и ритмично, не пропуская перекладин. Однако допускается, чтобы при слезании они использовали более простой для них приставной шаг.

На лестницу дети влезают гораздо быстрее и увереннее, чем слезают, хотя при этом нужны значительные усилия для поднимания веса собственного тела. При слезании мышечное напряжение меньше, но требуются большая смелость, решительность, определенные пространственные представления, так как ребенок еще не может увидеть, куда поставить ногу, а должен почувствовать, нащупать опору. Необходимо воспитывать у детей находчивость, умение не растеряться в сложной неожиданной ситуации, например, спокойно и быстро нащупать ногой перекладину, с которой сорвалась нога. При этом надо следить, чтобы дошкольники во время лазанья вверх и вниз не пропускали перекладин и наступали на каждую из них одной ногой.

Лазанье по лестницам реже используется в подвижных играх, чаще предлагается в виде упражнений. При выполнении упражнений по лазанию педагог должен постоянно стоять рядом с выполняющим движение ребёнком и в случае необходимости оказывает помощь.

Публикации по теме:

«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей«Маленький  Мойдодыр»  как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей Наблюдая за детьми, часто замечала, что выходя из туалета или перед едой дети забывают мыть руки. Они моют чаще после напоминания воспитателя.

Дидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 летДидактическая игра для формирования навыков смыслового чтения слов «Домино с буквой Ж» для детей 5–7 лет Рабочие материалы пособия «Домино с буквой Ж» помогут в игровой форме отработать и закрепить навык слогового чтения двусложных слов с буквой.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Лазанья с фаршемЛазанья с фаршем Для приготовления лазаньи с фаршем необходимо: - подготовить макаронные листы «Лазанья»; - натереть 150 г сыра; - приготовить базилик,.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Тренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возрастаТренажер «Little Better» для формирования навыков самообслуживвания у детей раннего возраста Цель. Формирование элементарных навыков самообслуживания у детей раннего возраста Задачи. 1. Формировать у детей самостоятельность при.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Техника и методика формирования навыков лазанья
Опубликовано: 3 февраля 2022 в 10:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД