Папки-передвижки

Технологическая карта НОД «Мини-музей татарского быта»

Нафига Галямова
Технологическая карта НОД «Мини-музей татарского быта»

Технологическая карта занятия

ФИО педагога: Галямова Нафига Шафигулловна

Образовательная область:

Тема занятия: «Мини – музей татарского быта»

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель занятия: приобщение детей к национальной культуре и традициям татарского народа

Обучающие задачи:

Публикация «Технологическая карта НОД „Мини-музей татарского быта“» размещена в разделах

Расширять и углублять знания о нашей многонациональной Родине. Познакомить детей с культурой татарского народа : традициями, обычаями, бытом, национальными костюмами. Рассмотреть символику республики Татарстан : герб, флаг.

Развивающие задачи:

Умение поддерживать беседу; отвечать на вопросы простыми и сложными предложениями; развивать диалогическую речь, обогащать речь детей словами по теме образовательной деятельности.

Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение друг к другу; умение слушать говорящего; поддерживать интерес к татарскому народу, его культуре, воспитывать в детях чувство уважения к другим народам

Словарная работа:

Республика Татарстан, татары, кульмэк, калфак, камзол, тюбетейка, юрта, пиала, чак-чак, Казань, чиги, комган

Оборудование:

Флаг Татарстана, флажок с изображением герба Татарстана, образцы национальной татарской одежды : халат, тюбетейка, кульмек (платье, камзол, платки, калфак, глобус, указка, иллюстрации с изображением национальной одежды, полотенца, украшенные татарским орнаментом, сундук, гармонь, комган, прялка, веретено, клубочки шерстяных ниток, сувениры: обереги, магниты, четки, посуда: пиалы; казан,самовар, колонка с татарской национальной музыкой, национальное блюдо «чак –чак»

Методы и приё мы:

игровые: сюрпризный момент, игровая ситуация,

словесные: беседа, рассказ, объяснения; вопрос

наглядные: рассматривание предметов, вещей, иллюстраций,

практические: показ, обследование предметов, материалов,

ИКТ: музыкальное сопровождение

Предварительная работа:

Создание в группе «Мини – музея татарского быта» : кроватка с подушками, прялка, сундук, образцы национальной татарской одежды : халат, тюбетейка, кульмэк (платье, камзол, платки, калфак, полотенца, украшенные татарским орнаментом, сундук, гармонь, комган, веретено, клубочки шерстяных ниток, сувениры: обереги, магниты, четки, посуда: пиалы;

Знакомство детей с понятиями «обычаи», «традиции» народов России.

Подготовка воспитателя:

Продумала и составила конспект, подобрала наглядно - демонстрационный материал, подготовила музыкальное сопровождение.

Детская цель: дети обогатят знания о культуре, обычаях, традициях татарского народа

Планируемые результаты: 1. Развитие речевых навыков воспитанников.

2. Расширение знаний о культуре, обычаях, традициях татарского народа

3. Формирование коммуникативных навыков: умения слушать сверстников, взрослых

Участники игры: Воспитатель, воспитанники подготовительной группы (до 10 детей)

№ Этапы, продолжи-тельность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия (Под музыку воспитатель в татарской национальной одежде заходит в группу, подходит к детям и здоровается с каждым по –мусульмански)

В:- Вы удивлены? - А что необычно для вас?

В:- Вам разве не приходилось видеть на улице женщин в такой одежде?

В: - А вы догадались, кто я?

В: - По каким элементам, деталям вы догадались, что я татарка?

В:- А вы все знаете про татар?

В: - А когда ты чего – то не знаешь, где можно об этом узнать?

В:- А у нас в группе есть такое место?

ИКТ: музыка

Сюрпризный момент

Наглядный: татарский костюм

Практический: рукопожатие

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос,

Дети с интересом рассматривают татарский костюм

Дети приветствуют воспитателя

Дети: - Одежда, приветствие, музыка необычная.

Дети : да, приходилось

Дети:- татарка

Дети высказываются

Дети: нет, не все

Дети высказываются

Дети: посмотреть и почитать книги, энциклопедии, спросить взрослых, посмотреть фильмы, узнать в интернете, сходить в музей.

Дети: да, есть музей

2. Основной этап (Воспитатель в роли экскурсовода)

В:-Приглашаю в мини - музей татарской культуры, где хранятся предметы, вещи, посуда, которыми издавна пользовались татары.

Татары - народность, проживающая не только на территории России, но и по всему миру. Но самая большая численность проживает в республике Татарстан, главный город –Казань, (показ на глобусе,. Республика Татарстан входит в состав России, но, несмотря на это, у них есть свой президент Рустам Нургалиевич Минниханов. Татарстан – это республика, поэтому у неё есть свой флаг и герб

В: - Перед вами флаг Татарстана.

Какие вы видите цвета на флаге?

В: - Зелёный цвет означает цвет весны, возрождения.

Белый – цвет чистоты;

Красный – это жизнь, сила.

В: - Перед вами герб Татарстана. На нем изображен барс на фоне красного солнца. Барс считается

покровителем республики Татарстан и её народа. Красное солнце – это успех, счастье, жизнь. Щит – это защищенность. Цветок астры символизирует долголетие.

В: - У татар, как и многих других народов, есть свои традиции, свои обычаи, праздники.

В:- А сейчас мы рассмотрим картинки с изображением татарского национального костюма.

В:- Женским национальным костюмом было платье - КЮЛЬМЕК, по низу шла оборка и вышивка. На грудь вешалось украшение расшитое вышивкой или бисером - КУКРЕК. В основном в вышивке использовался растительный орнамент. Так как по вере татарского народа нельзя было использовать рисунки животных. А сверху надевали жилетку, которая по-татарски называется камзол. Камзол расшивали разноцветными или золотыми нитками, бисером или украшали аппликациями из ткани Фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. На голове молодые девушки носили КАЛФАК. Это девичий головной убор, по форме представляет простой колпак, а конусообразный конец с кисточкой откидывался назад или набок. Обратите внимание, как красиво они украшены – расшиты золотыми нитями, бисером, бусинками. А взрослые женщины носили вот такой головной убор – ЯУЛЫК. Татарские девушки и женщины заплетали две косы и украшали их НАКОСНИКОМ. Главным цветом у татарского народа считается зеленый. А ещё в исполнении одежды, узоров используют красный и белый цвета.

Чем больше украшений носила татарская девушка, тем богаче приданое у нее было. Или как говорили, чем больше она звенела, тем богаче была. В семье, где рождалась девочка, ей дарили украшение с камнем сердолик - символом красоты.

В:- Это мужской костюм. Мужчины носили рубаху, штаны, а сверху надевали халат или так же камзол, который тоже был украшен вышивкой.

На голове носили тюбетейку (показываю, которая тоже украшалась вышивкой.

- Как назывался головной убор у мужчин?

В:- На ноги обували расшитые кожей сапоги, которые назывались ЧИГИ. Сапоги украшались аппликацией из кожи.

.

В:- У татар есть и любимые игры. Одна из них называется «Тюбетейка». Сейчас мы в нее поиграем.

В:- Под музыку мы будем надевать и передавать тюбетейку друг другу, на ком остановится музыка, тот выходит в середину круга и танцует

В:- Татары – очень гостеприимный народ. У них есть свои национальные блюда. Одно из них –«чак –чак». Сейчас я вас приглашаю на чай.

В:- Но прежде чем сесть за стол, что нужно сделать?

В:- Татары для умывания использовали комган (кувшин) — узкогорлый сосуд с носиком, ручкой и крышкой. Сейчас мы попробуем это сделать

В:- Приглашаю за стол. Приятного аппетита!

Наглядный:

Словесный: рассказ, беседа

Наглядный: глобус

Практический: показ

Наглядный: флаг

Практический: показ

Наглядный: флаг

Практический: показ

Словесный: указание,

Словесный: указание

Практический: показ

Наглядный:

изображение герба

Татарстана

Словесный: рассказ

Наглядный: иллюстрации

Практический: показ

Наглядный: изображение платья

Наглядный: изображение камзола

Наглядный: изображение фартука

Словесный: рассказ

Наглядный: изображение калфака

Наглядный: изображение платка

Практический: показ

Словесный: рассказ

Наглядный: изображение рубахи, камзола

Словесный: рассказ

Наглядный:

Практический: показ

Словесный: вопрос

Словесный: рассказ

Наглядный:

Практический: показ

Словесный: рассказ

Словесный: указание

ИКТ: музыка

Словесный: рассказ

Словесный: вопрос

Словесный: рассказ

Наглядный:

Практический: показ

Словесный: указание

Дети слушают, участвуют в беседе

Дети рассматривают глобус

Дети рассматривают флаг

Дети: зеленый, белый, красный

Дети рассматривают флаг Татарстана,

Дети рассматривают изображение герба Татарстана

Дети слушают рассказ,

Дети рассматривают иллюстрации с изображением национального костюма

Дети рассматривают детали платья

.

Дети рассматривают орнамент на камзоле

Дети рассматривают орнамент на фартуке

Дети рассматривают калфак

Дети рассматривают платки

Дети рассматривают иллюстрации с изображением рубахи, камзола

Дети рассматривают тюбетейку

Дети : тюбетейка

Дети рассматривают иллюстрации с изображениями обуви

Дети под музыку надевают и передают друг другу тюбетейку, танцуют

Дети: помыть руки

Дети моют руки, пользуясь комганом

Дети садятся за стол

3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки В: - Чем мы сегодня занимались?

В: - Вам понравилось в музее?

В:- Что вам больше всего понравилось?

В:- Что, на ваш взгляд, было для вас сложным, трудным? Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Словесный: вопрос

Дети: Посетили музей татарского быта

Дети: Да, очень понравилось.

Дети высказываются

Дети высказываются

Публикации по теме:

Технологическая карта урока по технологии «Блюда из яиц» для 5 класса Технологическая карта урока Предмет: технология Класс: 5 Учебник (УМК): Н. В. Синица, В. Д. Симоненко Учитель: Сергиенко Марина Петровна Тема.

Технологическая карта «Письма Королевы математики» Технологическая карта организованной учебной деятельности в старшей группе Образовательная область: «Познание». Раздел: «ФЭМП». Тема: «Письма.

Технологическая карта урока по математике во 2 классе «Квадрат» Технологическая карта урока по математике Учитель: Фефилова Е. С. Предмет: математика Класс: 2В Учебник: М. И. Моро Математика, 2 класс 2.

Технологическая карта НОД «Наш замечательный нос» Возрастная группа: подготовительная 6-7 лет. Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально.

Технологическая карта открытой НОД по сенсорике «В гостях у бабушки»Технологическая карта открытой НОД по сенсорике «В гостях у бабушки» Возрастная группа:1 младшая группа (2 - 3 года). Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое.

Технологическая карта проекта «Космос» (старший возраст)Технологическая карта проекта «Космос» (старший возраст) Вид проекта: среднесрочный. Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители. Актуальность: актуальность данного проекта обусловлена.

Технологическая карта урока обществознания в 11 классе Технологическая карта урока обществознания 11 класс. Учитель: Гавриленко Любовь Петровна Тема урока: Налоги Цель урока: Раскрытие сущности.

Технологическая карта урока математики «Величины» во 2 классе Предмет: математика Класс: 2 Тема: Закрепление знаний по теме «Величины». Тип урока: Урок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Технологическая карта занятия «Лев» Образовательная область: художественно-эстетическая (конструирование, познавательная Тема: «Рычащий лев» Возрастная группа: 6-7 лет Цель:.

Технологическая карта занятия по ритмической пластике Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема : Музыкально –ритмическая композиция «Марш» Г. Свиридова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологическая карта НОД «Мини-музей татарского быта»
Опубликовано: 27 ноября 2021 в 13:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД