Наталья Завьялова
Технология развития мелкой моторики у воспитанников дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Технология
«Развитие мелкой моторики у воспитанников дошкольного возраста»
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Публикация «Технология развития мелкой моторики у воспитанников дошкольного возраста» размещена в разделах
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.
Письмо первоклассника – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.
Мы представляем программу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста 3-7 лет, которая представляет собой цикл занятий на 30 занятий в каждой возрастной группе.
Цель предлагаемой программы - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Задачи: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки; совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в микро пространстве; развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, логического мышления развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.
Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду цикл занятий построен с учётом прохождения лексических тем. Проведение предложенных в программе игр может варьироваться с учётом индивидуального уровня развития каждого ребенка. С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается убьем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года с детьми младшей (15 минут, средней (20 минут, старшей (25 минут) и подготовительной к школе группы (30 минут).
Для удобства работы педагога упражнения, представлены в виде календарного понедельного плана.
Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики, но и проведение физминуток, которые состоят из гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, упражнений с движением.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами.
Предлагается примерная структура занятий по развитию мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста (2-5 года) :
1. «Ловкие помощники» : пальчиковые игры на развитие согласованности движений обеих рук; развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, развитие внимания.
2. «Загадочные палочки» : игры с палочками, развивающие тонкую координацию движений рук.
3. «Весёлые физминутки» : гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, упражнения с движением.
4. «Фантазёры» : Игры с различными предметами и материалами, формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; шнуровка.
Предлагается примерная структура занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) :
1. «Ловкие помощники» : физические упражнения для развития детской руки; игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики; пальчиковая гимнастика.
2. «Быстрый карандаш» : упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты.
3. «Загадочные палочки» : игры с палочками, развивающие тонкую координацию движений рук и пространственное мышление; совершенствование зрительно-пространственной ориентировки и освоение геометрических форм.
4. «Весёлые физминутки» : гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, упражнения с движением.
5. «Точка, точка, два крючочка» : знакомство с тетрадью, рисование по клеткам, освоение на письме элементов букв и целостного графического образа, графические диктанты.
6. «Фантазёры» : Игры с различными материалами; шнуровка.
Физические упражнения для развития детской руки.
1. Полезны игры и упражнения с мячом.
2. Развитие силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым эспандером.
3. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки, пола на пальцах рук; подтягивание на перекладине.
4. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.
Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребёнка необходимые навыки самообслуживания. Надо учить ребёнка быстро и ловко шнуровать ботинки, кроссовки, кеды, застёгивать пуговицы, кнопки, молнии, надевать платье, рубашку, а также убирать за собой игрушки, помогать выполнять некоторую работу по дому.
Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать рук в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.
Упражнения с карандашом.
Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты не только тренируют руку ребёнка, но и формируют у него представления о цвете, форме, развивают вкус, что важно для эстетического его воспитания.
Игры с палочками.
Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственное представление. В процессе выполнения заданий у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, логическое мышление, речь.
Физкультурные минутки.
Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Проведение физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счё та имеет ряд преимуществ: стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание, способствует хорошему эмоциональному настроению, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.
Упражнения в тетради.
Упражнения в тетради способствуют развитию графических навыков у детей. Ребёнок знакомится с тетрадью, её разлиновкой, рабочей строкой, упражняется в счёте клетки, сравнивает величины, чертит прямые линии в разных направлениях, обводит контур изображения, дорисовывает, штрихует, раскрашивает, учится сравнивать объекты, устанавливая их сходства или различия, измерять их условной меркой-клеткой.
Игры с различными предметами и материалами.
Изготовление игрушек, разных поделок, игры со шнуровкой – труд кропотливый, и интересный, необычный и очень приятный. Такие задания расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание, любознательность детей, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Дети учатся правильно пользоваться материалами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков, учатся планировать, оценивать работу.
Литература
Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9. Практикум для психологов и логопедов. – М. : «Гном-Пресс», «Новая школа»,1998.-56 с.
Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 1. – Волгоград, издательство Гринина А. Е., 2002, 58 с.
Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 11. – Волгоград, издательство Гринина А. Е., 2002, 58 с.
Можейко А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А. В. Можейко. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов / - Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 56 с.