Технология развития мелкой моторики у воспитанников дошкольного возраста

Наталья Завьялова
Технология развития мелкой моторики у воспитанников дошкольного возраста

Технология

«Развитие мелкой моторики у воспитанников дошкольного возраста»

Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук, имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную руку к письму.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с овладением навыков письма.

Письмо первоклассника – это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

Мы представляем программу по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста 3-7 лет, которая представляет собой цикл занятий на 30 занятий в каждой возрастной группе.

Цель предлагаемой программы - развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Задачи: укрепление мелкой мускулатуры пальцев руки; совершенствование зрительно-двигательной координации и ориентации в микро пространстве; развитие произвольного внимания, зрительной памяти, аналитического восприятия, логического мышления развитие связной речи, активизация и совершенствование словарного запаса, выразительности речи через пальчиковые игры.

Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду цикл занятий построен с учётом прохождения лексических тем. Проведение предложенных в программе игр может варьироваться с учётом индивидуального уровня развития каждого ребенка. С каждым занятием задания несколько усложняются. Увеличивается убьем материала, предлагаемого для запоминания, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Занятия проводятся один раз в неделю в течение всего учебного года с детьми младшей (15 минут, средней (20 минут, старшей (25 минут) и подготовительной к школе группы (30 минут).

Для удобства работы педагога упражнения, представлены в виде календарного понедельного плана.

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий не только задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики, но и проведение физминуток, которые состоят из гимнастики для глаз, дыхательных упражнений, упражнений с движением.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной, благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.

Форма работы может быть разной: с целой группой детей, и маленькими подгруппами.

Предлагается примерная структура занятий по развитию мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста (2-5 года):

1. «Ловкие помощники»: пальчиковые игры на развитие согласованности движений обеих рук; развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук, развитие внимания.

2. «Загадочные палочки»: игры с палочками, развивающие тонкую координацию движений рук.

3. «Весёлые физминутки»: гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, упражнения с движением.

4. «Фантазёры»: Игры с различными предметами и материалами,формирование ручных умений: расстёгивание и застёгивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; шнуровка.

Предлагается примерная структура занятий по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет):

1. «Ловкие помощники»: физические упражнения для развития детской руки; игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики; пальчиковая гимнастика.

2. «Быстрый карандаш»: упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты.

3. «Загадочные палочки»: игры с палочками, развивающие тонкую координацию движений рук и пространственное мышление; совершенствование зрительно-пространственной ориентировки и освоение геометрических форм.

4. «Весёлые физминутки»: гимнастика для глаз, дыхательные упражнения, упражнения с движением.

5. «Точка, точка, два крючочка»: знакомство с тетрадью, рисование по клеткам, освоение на письме элементов букв и целостного графического образа, графические диктанты.

6. «Фантазёры»: Игры с различными материалами; шнуровка.

Физические упражнения для развития детской руки.

1. Полезны игры и упражнения с мячом.

2. Развитие силы кистей рук способствуют упражнения с кистевым эспандером.

3. Более сложным является отжимание от гимнастической скамейки, пола на пальцах рук; подтягивание на перекладине.

4. Упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев.

Подобные упражнения наряду с другими видами тренировки движений помогают выработать у ребёнка необходимые навыки самообслуживания. Надо учить ребёнка быстро и ловко шнуровать ботинки, кроссовки, кеды, застёгивать пуговицы, кнопки, молнии, надевать платье, рубашку, а также убирать за собой игрушки, помогать выполнять некоторую работу по дому.

Полезны ежедневные специальные упражнения для пальцев и кистей рук: например, сжимать рук в кулак и разжимать, показать пальцы по одному, постукивать попеременно двумя пальцами по гладкой поверхности и другие игры с пальчиками. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие, мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими. Таким образом, создаются важные предпосылки освоения письма в период школьного обучения.

Упражнения с карандашом.

Упражнения в рисовании, раскрашивании, штриховке, обводке; рисование орнаментов, дорисовывание предметов, чудесное превращение геометрических фигур; лабиринты не только тренируют руку ребёнка, но и формируют у него представления о цвете, форме, развивают вкус, что важно для эстетического его воспитания.

Игры с палочками.

Игры с палочками развивают тонкую координацию движений рук и формируют пространственное представление. В процессе выполнения заданий у ребёнка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развивается произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, логическое мышление, речь.

Физкультурные минутки.

Дошкольники быстро утомляются и при умственной, и при физической нагрузке. Проведение физкультурных минуток в сопровождении рифмовок, стихов, счёта имеет ряд преимуществ: стимулирует умственную деятельность, тренирует психические процессы (память, внимание, способствует хорошему эмоциональному настроению, обеспечивает, благодаря смене деятельности, отдых.

Упражнения в тетради.

Упражнения в тетради способствуют развитию графических навыков у детей. Ребёнок знакомится с тетрадью, её разлиновкой, рабочей строкой, упражняется в счёте клетки, сравнивает величины, чертит прямые линии в разных направлениях, обводит контур изображения, дорисовывает, штрихует, раскрашивает, учится сравнивать объекты, устанавливая их сходства или различия, измерять их условной меркой-клеткой.

Игры с различными предметами и материалами.

Изготовление игрушек, разных поделок, игры со шнуровкой – труд кропотливый, и интересный, необычный и очень приятный. Такие задания расширяют представления детей об окружающем мире, развивают внимание, любознательность детей, совершенствуют сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений, их точность. Дети учатся правильно пользоваться материалами, содержать их в порядке, приобретают немало практических умений и навыков, учатся планировать, оценивать работу.

Литература

Коноваленко С. В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9. Практикум для психологов и логопедов. – М.: «Гном-Пресс», «Новая школа»,1998.-56 с.

Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 1. – Волгоград, издательство Гринина А. Е., 2002, 58 с.

Михайлова Л. С. Как подготовить ребёнка к школе. Пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть 11. – Волгоград, издательство Гринина А. Е., 2002, 58 с.

Можейко А. В. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. Методические рекомендации / Под ред. А. В. Можейко. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

Новоторцева Н. В. Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду. Популярное пособие для родителей и педагогов /- Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240 с.

Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 56 с.

Публикации по теме:

«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук«Чудо-птица». Дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук Представляю вашему вниманию дидактическое пособие для развития мелкой моторики пальцев рук. Как говорил В. А. Сухомлинский "Истоки способностей.

КвиллингКвиллинг Здравствуйте уважаемые коллеги! Приглашаю посмотреть часть детских работ. Работы моего кружка "Квиллинг" Работы детей: "Одинокий тигр"коллективная.

Библиотека изображений:
  • День Победы, 9 мая
  • Тело, организм, эмоции
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Технология развития мелкой моторики у воспитанников дошкольного возраста
Опубликовано: 25 апреля 2014 в 07:03
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Всемирный День попугаев

Птицам дивной красоты, экзотическим попугаям посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям об этих пернатых и заняться с детьми...

10 мая. День вежливости на МААМ

Воспитывать правильную культуру общения – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Вежливость, деликатность, воспитанность и коммуникабельность украшают человека, делают его привлекательным для...


Горячие темочки