Получи документы

Технология ТРИЗ в младшей группе ДОУ

Черникова Наталья
Технология ТРИЗ в младшей группе ДОУ

Содержание

1. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи программы.

3. Возрастная характеристика детей 3-4 лет.

4. Планируемые результаты освоения программы.

II. Содержательный раздел

1. Особенности организации образовательного процесса с использованием инновационных методик и технологий. Интеграция образовательных областей.

2. Взаимодействия с родителями воспитанников.

3. Особенности организации мониторинга.

4. Перспективно – тематический план работы.

III. Организационный раздел

1. Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.

Публикация «Технология ТРИЗ в младшей группе ДОУ» размещена в разделах

2. Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания

Пояснительная записка

Одним из современных и интереснейших методов обучения остается технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Придумал ее изобретатель и писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Он считал, что любого человека можно обучить творческой деятельности. Надо только познакомить его с приемами творческого воображения и научить решать изобретательские задачи. ТРИЗ - педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. Она ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Применение элементов теории решения изобретательских задач в развитии дошкольников корне изменяет стиль работы воспитателя, раскрепощает детей, учит их думать, искать решения проблем. Технология ТРИЗ помогает нам в развитии воображения у детей, в развитии логического мышления, в развитии умения ставить и решать проблему. По мнению психологов, необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому развитие творческих способностей возможно только при одновременной активизации этих процессов. Исходя из этого, в своей работе следует ориентироваться на следующие основные направления:

• Развития воображения;

• Развития мышления;

• Формирование качеств творческой личности;

• Формирование культуры общения.

Программа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач включает в себя следующие формы работы. На занятиях детям предлагают предметы, явления из областей, которые понятны: "Я и природа", "Я и Я", "Я и другой человек", "Я и предмет". Это помогает ребенку легче усвоить противоречия окружающего его мира. Все занятия по ТРИЗ для дошкольников проводятся в игровой форме. При этом каждая игра, каждое задание должно сопровождаться наглядным материалом. Взаимодействие между воспитателем и ребенком во время проведения ТРИЗ (игры для дошкольников) общение между детьми и взрослым должно строиться по определенным принципам. При ответе детей их необходимо слушать внимательно, восхищаться новой идеей. Отсутствие отрицательных оценок и критики в адрес ребенка. Привычные оценочные слова заменяются и разбавляются синонимами, например, использовать не слово "правильно", а слова "замечательно", "здорово", "интересное решение", "необычный подход". Поддерживать ребенка, когда он хочет возразить взрослому, не пресекать этих попыток, наоборот, учить доказывать, возражать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения. Не бояться ошибок, а применять их для того, чтобы взглянуть на решение проблемы с другой стороны. Общение детей и воспитателя должно сопровождаться только положительными впечатлениями: радостью нового открытия, творчества, осознанием собственной значимости.

Ведущими методами и приё мами являются:

синектика (превращение непривычного в привычное и, наоборот, - привычного в непривычное);

моделирование маленькими человечками (согласно которому все окружающие состоит из множества маленьких человечков);

системный подход к окружающему миру (любой предмет, каким бы он ни был, большим или маленьким, твердым или жидким, является частью какой-то системы и сам из чего-то состоит);

метод мозгового штурма (преодоление психологической инерции, создание условий для прорыва сил, бушующих в подсознании).

метод эмпатии (постижение эмоционального состояния, проникновения – в чувствование в переживание другого человека.)

приём фантазирования (ВООБРАЖЕНИЕ – психический процесс создания новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти)

морфотаблицы и мнемотаблицы (система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций)

При использовании этих методов запрещается любая критика и поощряется любая идея.

Дети придумывают, предлагают, спорят, корректируют высказанные идеи. Эти ситуации зачастую возникают незапланированно, при решении какой – нибудь стихийно возникшей бытовой или сказочной задачи, во время игры - занятия, при обсуждении какого - либо поступка, случая или художественного произведения.

Речевое развитие

Задачи:

Создать условия для развития образной стороны речи детей (обогащать словарный запас оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами). Повышать эффективность овладения всеми языковыми средствами, формировать осознанность в построении лексико-грамматических конструкций. Развить гибкость аналитико-синтетических операций в мыслительной деятельности

Формы организации деятельности по использованию ТРИЗ – технологии :

- НОД

- Проблемные ситуации;

- Чтение художественной литературы;

-Вопросы и ответы;

- Наблюдения на прогулках;

- Беседа;

- Сюжетно-ролевая игра;

- Дидактическая игра;

- Прослушивание музыки;

- Инсценирование и моделирование ситуаций;

- Выполнение практических работ

«Неломающийся светофор»

Систематизировать представления детей о транспорте; формировать системное видение объекта; закрепить знание правил дорожного движения; развивать воображение, используя приемы фантазирования.

Текст загадок, сигнальные карточки светофора (красный, зеленый, желтый)

Март

23.

«Домашние животные»

Закреплять понятие «генетический подход» (маленький –взрослый -старый); формировать умение ориентироваться в символах; воспитывать гуманное отношение через эмпатию.

Контурные одноцветные изображения домашних животных; текст стихотворения «Корова» в переводе Г. Кружкова.

24.

«Собаки»

Закреплять знания функций домашних животных; устанавливать сходство и различие между ними; показать взаимосвязь знакомых животных с окружающим миром.

Собаки разных видов (игрушки, кольца Луллия «Домашние животные», нарисованные на бумаге круги и овалы.

25.

«Хорошо или плохо?»

Формировать активные действия детей в окружающем мире; развивать сочувствие, сопереживание; показать последствия неправильного поведения, раскрывая результат.

Рассказ В. Осеевой «Плохо», строительные кубики.

26.

«Фантазируем вместе»

Формировать умения создавать совершенно новый образ животного, объяснять полученный результат; развивать фантазию.

Стихотворения К. Чуковского «Закаляка», «Хвосты»

Апрель

27.

«Волшебный лес»

Ознакомить детей с экосистемой леса: растениями, животными, сезонными изменениями; развивать связную речь, фантазию.

Лист ватмана

28.

«Газообразные человечки»

Систематизировать представление о свойствах газообразных веществ; развивать воображение, умение перевоплощаться и абстрагироваться; активизировать мышление детей.

Карточки с «маленьким человечками», игрушка для проведения проблемной ситуации.

29.

«Цветные человечки»

Активизировать мышление детей; развивать воображение, фантазию; обобщить представления о веществах в различных агрегатных состояниях; формировать экологическое мышление.

Краски, кисточки, бумага, прозрачный кружок, игрушка, стихотворение Г. Чичинадзе «Слон»

30.

«Моделирование сказок»

Помогать осуществлению личностно ориентированного подхода в развитии связной речи и детской креативности; способствовать формированию свободной творческой личности.

Тематические картинки для моделирования сказок: Баба яга, внучка; Игрушка (участник беседы «Сказка и не сказка», «Волшебная» палочка.

Май

31.

«Живое - неживое»

Побуждать детей анализировать сказочные ситуации с помощью воспитателя; формировать с воспитателем противоречия и решать их с помощью знакомых приемов; формировать навыки сравнения живого и неживого; способствовать системному видению окружающих предметов.

Мяч

32.

«Ожившая фантазия»

Активизировать мышление и фантазию детей4 систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать воображение.

Игрушка. Взаимодействующая с воспитателем, игрушечные животные.

33.

«Все наоборот»

Познакомить детей с приемом разрешения противоречий «наоборот»; активизировать словарный запас путем использования антонимов; развивать чувство юмора, воображение.

Игрушка для упражнения «Антонимы», стихотворение Н. Ламма «Заяц гордо шёл по лесу»

34.

«Итоговое занятие»

Продолжать развивать навыки внимания, наблюдательности, воображения; повторить основные темы первого года обучения; подвести итоги.

Карточки с рисунками, цветок, доска, стульчики, игрушки, «волшебная палочка»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять»Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе «Вышла курочка гулять» Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Вышла курочка гулять". Воспитатель.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ «Животные жарких стран» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ и РТВ во второй младшей группе по теме: "Животные жарких стран!" Цель:.

Кольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технологияКольца Луллия «Забытые профессии» ТРИЗ технология Есть на свете много профессий, И важны они всем нам очень: Врач, учитель, сантехник, профессор, Инженер, акробат и рабочий. Все профессии.

Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья»Конспект бинарной НОД по речевому развитию с элементами ТРИЗ в логопедической группе «Фруктовая семья» ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА.

Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт»Конспект НОД с элементами ТРИЗ в старшей группе «Транспорт» Конспект НОД Познавательное развитие (расширение кругозора) с элементами ТРИЗ в старшей группе Тема «Транспорт» Программное содержание:.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ТРИЗ — технологии «Путешествие в зимний лес» Образовательная область: «Речевое развитие» Цель: развивать речь детей, сформировать умение соотносить увиденный на картине зимний пейзаж.

Конспект ООД по ИЗО с использованием ТРИЗ-технологии в старшей группе «Снеговик» Программное содержание: - упражнять в комбинировании двух различных техник при объемном изображении выразительных образов снеговика; - развивать.

Математическое занятие в старшей группе ДОУ с использованием ТРИЗ-технологий «Спасение царевны» Конспект по математике с использованием ТРИЗ-технологий в старшей группе Тема: Цель: - развивать умение находить нестандартные подходы к.

Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ)Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ) Пособие «Кольца Луллия» (технология ТРИЗ). Игра, является одним из важнейших приемов работы с детьми дошкольного возраста. Игровой метод.

Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов ТРИЗ «Светофорчик и правила дорожного движения» Конспект занятия во второй младшей группе с использованием элементов технологии ТРИЗ. Тема: «Светофорчик и правила дорожного движения».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология ТРИЗ в младшей группе ДОУ
Опубликовано: 16 марта 2022 в 20:28
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД