Елена Морозова
«Богатырская тема в музыке и живописи» — интегрированное занятие (развитие речи, музыка, живопись)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать речевую активность детей посредством анализа высокохудожественных произведений искусства.
Задачи:
Развивать общие речевые навыки;
Учить координировать речь и движение, тренировать детей двигаться, сохраняя ровную осанку, правильное положение туловища и головы;
Формировать правильное речевое дыхание;
Показать изобразительные возможности музыки, учить детей чётко излагать свои мысли, чувства, эмоциональные восприятия, ощущения при прослушивании музыкального произведения и анализе художественной иллюстрации;
Публикация «„Богатырская тема в музыке и живописи“ — интегрированное занятие (развитие речи, музыка, живопись)» размещена в разделах
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
воспитывать патриотические чувства у детей, прививать любовь к Родине, желание защищать свою страну.
Оборудование:
магнитная доска, музыкальный центр, запись: «Богатырская симфония» Бородина А., иллюстрация Васнецова «Три богатыря».
Программное содержание:
Ритмические упражнения «Маршевый шаг» - закреплять движение маршевым шагом в заданных направлениях;
Приветствие «Доброе утро!» - создать настроение;
Дыхательное упражнение «Погончики» А. Стрельниковой – укреплять физиологическое дыхание детей;
Распевки «Я иду», «Андрей-воробей», «Зима» - расширять певческий диапазон;
Слушание «Богатырская симфония» А. Бородина, рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Три богатыря», учить анализировать музыкальное произведение, развивать воображение, фантазию и связную речь;
Пение «Будем в армии служить!» А. Филиппенко – повторение песни, анализ музыки;
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Ритмические упражнения.
Под музыку Д. Кабалевского «Походный марш» дети заходят в зал. В колонне друг за другом двигаются по кругу энергичным, бодрым шагом. Педагог обращает внимание детей на осанку: плечи расправлены, грудь вперед, голова поднята. Далее под музыку дети начинают перестроение – каре и через центр, затем опять по кругу и направляются к своим местам.
2. Музыкальное приветствие.
П е д а г о г. (поёт) Здравствуйте, ребята!
Д е т и. (поют) Здравствуйте!
П е д а г о г. Давайте исполним, песню-распевку «Доброе утро!»
Доброе утро! Поворачиваются друг к другу.
Улыбнись скорее! Пальцами поднимают уголки губ.
И сегодня весь день, Хлопают в ладоши.
Будет веселее.
Мы погладим лобик Движения по тексту.
Носик и щёчки.
Будем мы красивыми, Постепенно поднимают руки вверх,
Как в саду цветочки «распускаясь».
Разотрём ладошки Движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём
И здоровье сбережём. Разводят руки в стороны.
Улыбнемся снова,
Будем все здоровы! Показать большой палец.
3. Дыхательное упражнение.
П е д а г о г: Сегодня на занятии мы разучим новое дыхательное упражнение, которое называется «Погончики».
Вот погоны на рубашке,
Тёмный кожаный ремень.
Ты теперь не просто мальчик
Лётчик ты у нас теперь.
Дети стоят ровно и прямо. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.
На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу – вдох (Руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, т. е. раскрытые ладошки рядом.)
Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса - выдох уходит пассивно.
Норма: 4 раза по 4 вдоха-движения.
4. Распевки.
Педагог проводит распевание детей, используя короткие попевки, которые разучивались ранее: «Андрей-воробей», «Я иду, весело пою», «Зима». При пении педагог обращает внимание детей на правильное, ясное, чёткое произношение, на гласные и согласные в конце слов.
5. Слушание.
На доске перед детьми портреты композитора А. Бородина и художника В. Васнецова. Педагог кратко знакомит детей с их биографией. Затем детям предлагается посмотреть на иллюстрацию картины «Три богатыря».
П е д а г о г. Ребята, посмотрите, на картину, кто на ней изображён?
Д е т и. Богатыри.
П е д а г о г. Дети, кто знает их имена, назовите. (дети называют) Художник на картине изобразил их какими?
Д е т и. Они сильные, мужественные, храбрые.
П е д а г о г. Что еще изобразил на картине художник?
Д е т и. Природу, русскую землю, церкви, богатыри на лошадях, в доспехах.
Идёт подробный анализ картины. Затем педагог предлагает прослушать отрывок из 2 симфонии А. Бородина («Богатырская»).
П е д а г о г. Ребята, как вы считаете, эта музыка подходит к картине «Три богатыря»?
Дети: Да, эта музыка подходит к картине.
П е д а г о г6. Что между ними общего?
Д е т и. У них одинаковое настроение. Характер этой музыки мужественный, суровый, грозный, что соответствует и настроению картины. Именно такими должны быть богатыри. Ведь они защитники нашей земли и людей.
П е д а г о г. Дети, человек, который любит и защищает свою землю называется «патриот» (дети повторяют новое для них слово) Ребята, а в наше время есть богатыри, если есть кто они?
Д е т и. Да, есть, но их сейчас так не называют. Это сильные люди, спортсмены, спасатели, военные. Они защищают нашу Родину, людей, они патриоты. Когда вы вырастете, я думаю, что вы тоже станете истинными патриотами своей Родины и будете готовы защищать её.
П е д а г о г. Сегодня на занятии мы вспомним песню, которую разучили к празднику посвященному защитникам Отечества «Будем в армии служить!» А. Филиппенко.
6. Пение.
Педагог исполняет песню, обращает внимание детей на бодрый, маршевый характер песни.
П е д а г о г. Поскольку песня маршевая, бодрая, я предлагаю вам сразу исполнять песню в этом характере. И попрошу солистов петь так, чтобы мы поверили, что вам хочется служить в армии и стать богатырями нашего времени : героями и патриотами.
Исполнение песни.
Заключительная часть.
Дети вспоминают, что они усвоили на занятии : познакомились с творчеством композитора А. Бородина и художника В. Васнецова, узнали новое слово «патриот», познакомились с новой песней «Будем в армии служить», прослушали её и выучили первый куплет с припевом. Сделали вывод, что музыка и живопись могут «рисовать» одинаковые картины.
Педагог попевкой «До свиданья, дети» прощается с детьми. Они под музыку песни «Будем в армии служить!» выходят из зала.