Лучший педагог года

Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Зубова Олеся
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Учитель начальных классов : Зубова Олеся Алексеевна

Тема. И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек " урок № 2.

17.02.2018

Цель: формирование грамотного читателя через активизацию учебно-познавательной деятельности на основе изучения произведения И. С. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

• формирование интереса и на его основе положительной мотивации к учебной деятельности;

Публикация «Конспект урока литературного чтения в 3 классе „И, С, Соколов-Микитов „Листопадничек“» размещена в разделах

• развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

• Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

• развитие познавательной активности и совершенствование навыков анализа текста (познавательные УУД);

• формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

• определять наиболее эффективные способы достижения результатов (регулятивные УУД)

• формирование умения работать в парах, умения коротко, ясно и интересно излагать информацию (коммуникативные УУД)

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

• расширение читательского кругозора детей;

• формирование грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Тип урока : изучение нового материала.

Оборудование: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий Литературное чтение. Учебник для 3 класса. 2 часть. Москва «Просвещение» 2012г. ; презентация; компьютер с проектором; выставка книг И. С. Соколова-Микитова; смайлики.

Этапы работы

Содержание этапа

I. I.Организационный момент.

- Дорогие ребята, начинаем урок литературного чтения. СЛАЙД 1

А чтобы урок пошёл каждому впрок -

Активно включайся в работу дружок!

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

III. II.Актуализация знаний.

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,СЛАЙД 2

Листья пожелтевшие по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там, на дне долин,

Кисти ярко – красные вянущих рябин. (А. Толстой)

- Какие признаки наступления осени вы знаете? (Листья желтеют, становится холодно, температура воздуха понижается)

- Как можно назвать одним словом время, когда с деревьев начинают осыпаться листья? (Листопад)

- А какие изменения происходят в жизни человека осенью, а у животных осенью?

III. Постановка цели урока. Эмоциональная подготовка детей.

-Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством замечательного писателя. Прочитаем его рассказ. А также нас ждет много интересного и познавательного. Послушайте стихотворение.

У нас в семье большая радость

Пусть листья падают, летят,

В канавке тёплой, под осинкой

Три листопадничка лежат.

- Кто знает, что означает слово листопадничек? (заяц, родившийся осенью)

- Произведение с таким названием написал И. С. Соколов – Микитов.

IV. Открытие новых знаний. СЛАЙД 3

- Сегодня мы познакомимся с произведением русского писателя Ивана Сергеевича Соколова - Микитова "Листопадничек".

Хотите узнать подробнее об авторе?

Автобиография

- Соколов-Микитов родился в 1892 г. Прожил он 83 г. Родился и рос в простой, трудовой русской семье, среди просторов Смоленщины.

Детство он прожил в деревне. В молодые годы служил моряком на пароходах торгового флота, путешествуя по всему свету

Но все время он тосковал по родной земле и при каждой возможности возвращался к милым сердцу рощам, дубравам родной Смоленщины.

Последние 20 лет жизни писатель жил в доме на берегу Волги. В этих сказочных местах он создал цикл рассказов о родной природе.

С трепетной любовью он рассказывает о лесных обитателях зверях и птицах российских лесов.

В последние годы жизни у писателя пропало зрение, но он не сдался - наговаривал свои произведения на диктофон. Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.

Слайд 4

Знакомство с книгами И. Соколова – Микитова

Книги И. С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!

Знакомство с произведением «Листопадничек»

- Хотите узнать, о чём или о ком это произведение?СЛАЙД 5

- А как вы думаете, о ком или о чём будет произведение с таким названием? (предположения детей о том, кого могут звать Листопадничком)

-От каких слов образовано слово Листопадничек?

Слайд 6.

Словарная работа.

Хоровое чтение и толкование незнакомых слов:

долговязый - высокий, худой и нескладный;

плотина - перегородка на реке для поднятия уровня воды;

запрудили - перегородили реку плотиной;

настлано – настелено;

хатка - название небольшого дома на юге России, Белоруссии, Украине;

зябнуть - испытывать чувство холода;

робеть - пугаться, стесняться, бояться;

ходко работают - работают быстро;

обглоданные – объеденные.

Первичное чтение учителем и учащимися.

Читает учитель и дети.

Проверка первичного восприятия.

- Понравилось ли вам произведение? Чем?

- К какому литературному жанру мы отнесём это произведение? (Сказка о животных)

- Докажите (животные разговаривают, события нереальные)

- - Какая она по характеру? (Грустная, добрая.)

Анализ художественного произведения.

Организация эвристической беседы с целью раскрытия содержания. СЛАЙД 7

- Назовите основных героев произведения. (Матьзайчиха, Листопадничек, бобры, журавли)

- Какая мечта была у маленького зайчика? Почему она появилась?

- Кого встретил зайчонок во время путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?

- Каких страхов натерпелся листопадничек?

- Как зайчонок попал на болото? Что стали с тех пор говорить в лесу о Листопадничке?

Физминутка

СЛАЙД 8

V.Закреплениеизученного.

Выборочное чтение. Работа с текстом. Художественный анализ произведения

- Когда родились зайчата?

- Как называют их охотники? Почему?

- Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему?

- Чем он интереснее своих братьев?

- Почему журавли жалели зайчат?

- Отчего плакали листопаднички?

- Чем мать успокаивала малышей?

- Зачем Листопадничек убежал из гнезда?

(Побежал за журавлями, которые улетели в тёплые страны.

Он испугался зимы.)

Слайд 9

-Чем занимались бобры? (Строили плотину)

-Что такое плотина? (Сооружение, перегораживающее реку, течение для подъёма воды)

-Почему зайчонок попросился в хатку к бобрам?

(Бобры ответили, что зимой в хатке у них тепло, безопасно)

-Почему Листопадничек не смог уйти от бобров?

- Какие обязанности были у Листопадничка?

-Почему затосковал зайчонок в хатке бобров?Слайд 10

- Какое желание было у зайчика всю зиму?

-Легко ли жилось Листопадничку у бобров?

-Какая беда случилась с зайчонком?

-Из какого предложения видно, что Листопадничек совсем заскучал?

-Кого встретил он у норы?

- Почему зайчонок часто вспоминал своё тёплое гнёздышко, маму?

- В народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

- Как вы соотнесете смысл этой пословицы с содержанием сказки?

(-Если бы плотину не прорвало, зайчонок не решился бы покинуть домик бобров.)

-Вылетел как пуля - это как?

-Что значит волей - неволей?

VI. Итог урока.

Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о листопадничке? Учитель комментирует оценки.

VII. Рефлексия. Слайд 11

Я узнал (а…

Мне было интересно…

VIII. Домашнее задание. Слайд 12

Творческий пересказ от имени Листопадничка.

Прикреплённые файлы:

listopadnichek_b2ofi.pptx | 3946,21 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект урока чтения в 8 классе по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер» Урок чтения Класс: 8 «В» Тема: Рассказ А. Н. Толстого «Русский характер» Цель: - показать сущность русского характера: силу духа, любовь.

Урок литературного чтения в 3 классе «Н. Н. Носов «Федина задача» Тема урока Н. Н. Носов «Федина задача» (3 класс) Цель: формирование умения выделять в тексте наиболее выразительные эпизоды, называть действующих.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе «М. М. Зощенко «Великие путешественники» .

Особенности проведения урока литературного чтения в начальной школе Изучение методик преподавания выразительного и яркого чтения на уроках в младших классах нужно знать каждому педагогу, так как определённое.

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по рассказу М. М. Пришвина «Выскочка» Тема урока: М. М. Пришвин «Выскочка». Цели урока: формирование читательской компетентности при ознакомлении обучающихся с произведением.

Урок литературного чтения в 1 классе «Сказки о животных» Тема урока: Сказки о животных. Цель урока: создать условия для выявления особенностей русских народных сказок о животных на примере текстов.

Урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению С. Д. Дрожжина «Родине» Цели и задачи урока. 1. Образовательные. Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине. Познакомить с творчеством.

Урок литературного чтения в 4 классе «Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» Цели урока: Образовательные цели: • раскрыть главную проблему сказки-повести “Маленький принц” – взаимоотношения детей и взрослых; • расширить.

Урок литературного чтения во 2 классе «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши» Дата: 17.10 2017. Предмет: Литературное чтение Тип урока: открытие новых знаний. Учитель: Шабалина Татьяна Николаевна МАОУ «СОШ №14» Класс:.

Урок литературного чтения во 2 классе «Е. И. Чарушин «Страшный рассказ» МОУ Сельниковская начальная школа-детский сад Коломенский г. о., д. Сельнниково Литературное чтение. 2 класс Тема урока «Е. И. Чарушин «Страшный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока литературного чтения в 3 классе «И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Опубликовано: 20 мая 2018 в 10:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД