Папки-передвижки

Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»

Марина Катакова
Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»

Цель: Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей, пробуждать интерес и уважение к жизни предков. Дать понятие «смутных времён». Познакомить с подвигом Минина и Пожарского. Расширение представления детей о национальных праздниках. Познакомить детей с государственным праздником «День народного Единства». Развивать желание изучать историю своей Родины, любознательность. Воспитывать любовь и уважение к русским национальным героям. Воспитывать патриотические чувства: любовь к родине, родному краю. Активизация словаря: памятник, грамота, «смутные времена», «лихолетье».

Публикация «Тема: „Кто такие Минин и Пожарский?“» размещена в разделах

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте ребята. Недавно мне посчастливилось побывать в столице нашей Родины. Скажите, как она называется? (ответы детей) В Москву я приехала, чтобы побывать на Красной площади. (Показ слайда) Скажите мне, пожалуйста, почему эта площадь называется «Красной»? (ответы детей). Да, правильно. В старину слово «красная» означало «красивая». На Красной площади находится Кремль, где работает наше правительство, но мне сейчас хотелось бы обратить ваше внимание вот на этот памятник. (Показ слайда). Он так же находится на этой площади. Почему, как вы думаете, на самой главной площади он находится? И, может кто-нибудь знает, кому поставил его наш народ? Обратите внимание на надпись на памятнике «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». А благодарят этих людей за то, что они являются народными героями, защитниками земли русской.

2. Слушаем. Сегодня мы с вами откроем ещё одну страницу истории нашей страны, узнаем много нового. На Русь нападало много врагов: и монголо-татары, и шведы, и немцы. Вот и поляки решили нашу родную землю захватить, разграбить, уничтожить наши храмы и поставить своего царя.

Родина наша в то время очень страдала и от хитрости и от коварства поляков, и от предательства некоторых русских. Да, ребята, бывает и так, что ни родная земля, ни вера предков для них не важны, а на первом месте власть и богатство.

Москва была занята поляками, по всей земле царили беспорядок, разруха и горе. Поляки решили захватить и уничтожить сердце России – Троице-Сергиеву Лавру. (Показ слайда). Они понимали, что, уничтожив веру наших предков, народ не поднимется с колен никогда.

Это были «смутные времена». (Показ слайда). Россию ждали тяжёлые времена и большие беды. Появились новые искатели российских земель и богатств. Умер наш царь и не было у него детей, которые могли бы после него стать царями. И тогда поляки решили захватить Москву и поставить своего польского царя.

В то же время русский народ был очень разъединён. Существовали поморские, сибирские, смоленские, московские и другие русские. Все они были уверены, что только именно они – настоящие русские. Властью в Москве обладали польские военачальники и их пособники из русских бояр. По стране разъезжали отряды польских панов. Захватчики начисто обирали население, топтали посевы, резали скот, сжигали города и села, зверски убивали или угоняли в плен жителей, издевались над русскими обычаями.

Русская земля была занята врагами-поляками В полусожженной и разграбленной столице стоял вражеский гарнизон. Повсюду рыскали шайки лихих людей (разбойников). Страна пришла в полный упадок. Она не имела ни центрального правительства, ни армии, ни материальных средств. Ей угрожала потеря государственной независимости. Эту страшную пору народ прозвал «лихолетьем». Казалось, что Русское государство погибло и никогда не обретет былого могущества.

Окружив Лавру, целый год не пропускали поляки обозы с продуктами, но и войти в монастырь им так и не удалось. Стойко и мужественно боролись и монахи и простые люди. Сам преподобный Сергий Радонежский являлся в видениях и помогал измождённым людям.

В старинном русском городе Нижнем Новгороде проживал купец Кузьма Минин. (Показ слайда). Он был человек благочестивый, верующий. И вот, во сне явился ему преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Собирай казну, ратников и иди на Москву освобождать город от иноземцев».

Русские люди не могли и не хотели мириться с гибелью своего государства. И вот в такое время монахи стали рассылать грамоты (то есть письма) во все концы земли Русской с призывом вставать на защиту своей Родины.

Одно такое письмо пришло и в Нижний Новгород. Зазвонил большой колокол. Собрался народ к главной церкви и прочитали письмо монахов. (Показ слайда). Вскочил на церковное крыльцо Кузьма Минин и сказал громким голосом: «Вера и отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Пришла пора помочь родимой Руси, спасём нашу милую Родину! Для избавления Москвы продадим свои дома и выкупим из беды Отечество наше. Не пожалеем своего имущества, отдадим последнее и соберем войско на борьбу с врагом! Бог даст – и мы прогоним их!»

Гибнет Москва от поляков,

а Москва есть основание России;

не забудьте, что если крепок

корень, то и дерево крепко;

не будет корня, на чём

оно будет держаться?

Нижегородцы в один голос воскликнули: «Умрём за Русь святую!». Весть о призыве Минина быстро разнеслась во все концы Руси. Народ понёс всё, что было: кто жемчуга срезал со своих нарядов, кто украшения свои нёс, кто закладывал дома. Богатые люди приносили Минину свое имущество, каждый бедняк отдавал последнюю копейку на святое дело. (Показ слайда). Стало собираться ополчение к Нижнему Новгороду.

Кузьма Минин был рассудительным спокойным человеком и отвечал за сбор налогов, за снаряжение русской армии. (Показ слайда) По его просьбе нижегородцы стали повально продавать и дарить все, что было у них ценного.

Осенью в Нижнем Новгороде с помощью Кузьмы Минина начали формироваться отряды народного ополчения для борьбы с врагами. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью - князя Дмитрия Михайловича Пожарского. (Показ слайда). Военную службу князь начал в 15 лет при дворе Бориса Годунова. Дмитрия Пожарского отличало удивительное миролюбие. Он был настолько скромным, что многие и не признали бы в нем князя, если бы не одеяние. По всей видимости, он с юности готовил себя к монашеству. (Показ слайда). В ответ на просьбу нижегородцев Пожарский принимает командование ополчением. Вместе с Мининым он закупает оружие и продовольствие для ополчения, морально готовит его к боям. И князь, и староста имели к тому времени богатейший опыт ведения боевых действий. И это мастерство помогало им быстро обучать ополченцев. Почти целый год собирали силы русские люди, и наконец, ополчение Минина и Пожарского выступило на Москву. С собой взяли икону «Казанской Божьей Матери», которая с давних времён сопровождала и защищала воинов. (Показ слайда).

Ополчение по пути в Москву освобождало все захваченные города. Все члены нижегородской армии хотели только спасения России. В самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Польский гарнизон в Кремле отказывался сдаваться. Началась осада, у поляков настал голод. Русский полководец не хотел лишних жертв ни с той, ни с другой стороны и он предложил врагам выгодные условия капитуляции, но поляки надеялись на своего короля и сдаваться не хотели. Осада продолжалась два месяца. Изнурительным голодом и осадой гарнизон Кремля вскоре сложил оружие и сдался на милость победителей. (Показ слайда).

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество

Встретились под Москвой русское и польское войско. И была жестокая битва. Много было перебито поляков, много погибло и русских воинов, но русские победили, а поляки сбежали.

С этого момента судьба России переменилась, и торжество поляков над бедными нашими предками закончилось. Москву освободили; поляки покинули нашу Родину побеждённые. Наш народ долго терпит, но за свою Веру, за Родину всё отдаст и даже жизнь.

С торжеством победы вступило русское войско в несчастную, разоренную Москву. Звенели праздничные колокола и русские люди с радостью обнимали друг друга и благодарили бога за свое спасение. А народным героям, Минину и Пожарскому, на Красной площади поставили памятник, чтобы люди русские, мы с вами, не забывали о героической истории своей Родины, о героях и защитниках земли русской. Автор памятника Минину и Пожарскому – скульптор Иван Петрович Мартос. Благодаря ему мы видим, какими были они – герои минувших лет

Силой народной поляки были изгнаны из Москвы, а потом и со всей земли русской. Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного порабощения.

Так, в трудные времена проявились лучшие черты русских людей: стойкость, мужество, беззаветная преданность Родине, готовность ради нее пожертвовать жизнью. Поэтому 4 ноября весь российский народ отмечает праздник День народного единства. Это значит, что весь народ, не зависимо от национальности и веры объединился и освободил землю от врага. В этот день все православные почитают икону «Казанской Божьей Матери». Просят у Царицы Небесной защиту от врагов и помощи в житейских делах.

Минин и Пожарский привели войско к Москве и выгнали поляков, защитили своё Отечество! За их подвиг через много лет народ собрал деньги на памятник. И поставили этот памятник на Красной площади, где была одержана победа, к нему несут цветы в знак благодарности за их мужество и любовь к Родине. (Показ слайда).

3. Беседуем:

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, о ком вы узнали сегодня?

- От кого освободили Москву Минин и Пожарский (от поляков).

-Кто они такие : купец Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский (Ответы детей).

-Мы с вами знаем, что на Русь нападало много врагов. Кого из них вы знаете? (Нашу страну хотели завоевать татаро - монголы, шведы, немцы).

-Что такое «смутные времена»? (Это время, когда страна была разорена, не было царя, голод породил сотни банд грабителей).

- Почему им поставлен памятник?

-Ребята, на памятнике написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». За что благодарит Россия Минина и Пожарского? (За победу над врагами, которые захватили Москву, Кремль и жили в нём несколько лет. Они грабили, разоряли нашу землю).

- Почему их помнит народ?

- Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину?

- Какими словами можно назвать Кузьму Минина и князя Пожарского? (Смелыми, мужественными, стойкими, храбрыми, сильными).

4. Обобщаем: Минин и Пожарский — защитники земли русской. Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского, но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - на самом сердце России. Эта славная победа сделала навсегда незабвенным для нас день 4 ноября. И мы так же горячо любим свою Родину и готовы постоять за нее. А вы, ребята, помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды. Главное - вместе! Главное - дружно! Главное - с сердцем, горящим в груди! Нам равнодушных в жизни, не нужно! Злобу, обиду из детсада гони!

Дети, многое пережили наши предки, и во все времена народ защищал свою Родину. Минин и Пожарский - народные сыны Отечества

5. Играем: Просмотр мультфильма по теме.

6. Творим, рисуем, радуемся. Рисование памятника Минину и Пожарскому.

7. Прощалочка: До свидания, мои хорошие и помните, что в единстве - сила.

Прикреплённые файлы:

geroi-zemli-ruskoi_bdr2n.pptx | 4313,15 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Кто такие герои?» Цель: Формирование у детей чувство патриотизма к своей Родине, уважение к людям, прославившим родную страну. Задачи: - воспитывать любовь.

Конспект НОД в средней группе «Кто такие микробы»Конспект НОД в средней группе «Кто такие микробы» .

Конспект образовательной деятельности в первой младшей группе «Кто такие защитники Отечества» Егана Исмаилова Цель: -формировать у детей знания о празднике «День защитника Отечества»; -развивать связную речь детей; -обогащать словарный.

Конспект проведения занятия по познавательному развитию старшая группа «Кто такие насекомые» Цель: Развивать познавательные интересы. Систематизировать представления о насекомых. Задачи: 1. Расширять и уточнять представления о насекомых:.

Конспект занятия во второй младшей группе «Кто такие Защитники Отечества?» Тема: «Кто такие защитники Отечества?» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»,.

Фотоотчет «Кто такие Витамины»Фотоотчет «Кто такие Витамины» Кто такие витамины? Для чего проникли в лук, В молоко и в мандарины, В черный хлеб, в морковь, в урюк? Рассмотрю-ка их в окрошке, Через.

Мероприятие с ИКТ «Кто такие донские казаки?»Мероприятие с ИКТ «Кто такие донские казаки?» Цель: Приобщение детей к истокам национальной культуры и быта народа Лебедянского края. Воспитание патриотических чувств. Задачи: - Формировать.

Проект «Невидимый мир, или кто такие микробы»Проект «Невидимый мир, или кто такие микробы» .

Развлечение ко Дню Птиц «Кто же такие птички» Задачи: расширять представление детей о птицах (строение, поведение, особенности жизни в весенний период), воспитывать любовь, заботливое.

Конспект занятия «Кто такие птицы?» Коррекционные задачи: • Закреплять знание детей о домашних птицах. Расширять представления детей о птицах нашего города, о перелетных птицах.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тема: «Кто такие Минин и Пожарский?»
Опубликовано: 7 октября 2017 в 20:26
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД