Евтюшкина Валентина
Открытая НОД по ознакомлению с народными промыслами «Белгородские глиняные, расписные!»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема НОД: «Белгородские глиняные, расписные!»
Евтюшкина В. Г. - воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ № 10 «Земский» г. Белгорода
Задачи:
-- Познакомить детей с элементами и семантикой узора белгородской глиняной игрушки;
-Учить детей на основе полученных знаний самостоятельно придумывать узор для росписи глиняной игрушки;
- Совершенствовать технические приемы рисования: кончиком кисти, всем ворсом;
-Развивать творческие способности детей, вариативность в составлении узора.
Публикация «Открытая НОД по ознакомлению с народными промыслами „Белгородские глиняные, расписные!“» размещена в разделах
- Глина. Поделки из глины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-Воспитывать любовь к родному краю, народным мастерам, как носителям художественной культуры.
Материал:
Глиняные игрушки, гуашь разного цвета, кисти, баночки с водой, подносы с набором элементов росписи, магнитофон, компьютер, экран, шапочки с изображением игрушек-свистулек России и Белгородской области, музыка П. И. Чайковского «Времена года «,»Масленица», р. н. мелодия «Во саду ли в огороде», русские народные костюмы для девочек.
Предварительная работа:
Лепка игрушек из глины, рассматривание узоров, дидактические игры, рисование орнаментов, беседы о народных промыслах России и Белгородской области.
Ход:
Звучит русская народная музыка :» Во саду ли в огороде», в группу входят девочки :
Марьюшка: Ай, ду -ду-ду-ду!
Я подую во дуду,
Дарьюшка: Про игрушку, про свистульку
Разговор я заведу!
Марьюшка: Про великих гончаров,
Про умелых мастеров!
Дарьюшка: Была жаркая пора
У мастера гончара.
Он лепил свои свистульки,
Радовалась детвора!
Воспитатель:
Добрый день, Марьюшка, добрый день, Дарьюшка!
С чем: пожаловали к нам?
Дарьюшка:
Мы вам загадки про игрушки принесли мудреные,
Марьюшка:
А вы попробуйте отгадать, вы дети смышленые! /Отдают загадки воспитателю/
Воспитатель:
- Как называется мастер, который лепил игрушку из глины?/гончар /
- Кого изображала глиняная игрушка – свистулька? / животных, людей /
-Назовите игрушки народных глиняных промыслов России?/ответы детей/.
-Есть ли на нашей полочке красоты такие игрушки? /ответы детей/.
-Девочка:
Игрушки разные, кувшины
К нам пришли из старины
Наши, не заморские…
Есть игрушки из России, есть и белгородские!
Воспитатель:
Чем отличаются эти игрушки друг от друга? /ответы детей/.
Воспитатель:
Чтобы узнать различаете ли вы элементы узоров, предлагаю поиграть в игру «Найди свой узор». Звучит плясовая мелодия. Дети, надев на голову шапочки с изображением игрушек –свистулек -народных промыслов России и Белгородской области, выполняют танцевальные движения. Ведущий во время танца раскладывает карточки с элементами узора этих игрушек. По окончании музыки дети останавливаются возле образца узора нужной им игрушки. Выигрывает тот, кто правильно нашел свой узор.
3. Воспитатель:
На прошлом занятии мы слепили белгородскую глиняную игрушку. Из какого материала она сделана? /ответы детей/
Есть ли глина в нашем крае? Какого она цвета? /ответы детей /
Ребенок:
-Глины много в нашем крае.
Ее возраст миллионы лет,
В нашей области имеет:
Красный, синий, белый цвет!
Воспитатель:
-Как мы лепили белгородскую игрушку?/ответы детей /
Ребенок:
- Мы эту глину очень неумело
Клали на гончарный круг…
Рождалась новая игрушка
Из наших детских рук!
Воспитатель:
Что потом сделали с игрушкой после лепки? /ответы детей/.
-Сегодня мы впервые будем расписывать нашу белгородскую игрушку. На экране представлены образцы белгородской игрушки, виды узора, их семантика. /Идут слайды /
Вопросы к детям:
-Какой узор встречается в белгородской игрушке? /растительный, геометрический /.
-Что обозначают эти узоры : волнистая линия, прямая линия, круги, треугольники, ромбы? /объяснение семантики народного узора/.
-Какой преобладает цвет? /ответы детей/.
Дети надевают фартуки, спокойно садятся за столы. Перед тем, как начать работу, предлагается выложить узор на карте-схеме. /У каждого ребенка на столе подносы с образцами узора белгородской росписи/. Выложив желаемый узор на карточке, дети приступают к росписи игрушки.
Звучит музыкальное произведение П. И Чайковского «Времена года»,»Масленица».
В ходе работы напомнить детям о том, что расписывать игрушку нужно с головы, аккуратно набирать краску на кончик кисти, хорошо прополаскивать и просушивать кисть салфеткой.
По окончании росписи игрушки ставятся на просушку.
Дарьюшка:
Хотим сделать вам, ребята приятное
Припасли мы угощение знатное!
Марьюшка:
Прянички медовые,
Вкусные, хваленые! /Угощают детей пряниками/.
Рефлексия: На столе лежат картинки с изображением глиняных игрушек народных промыслов России и Белгородской области. Детям предлагается выбрать понравившуюся игрушку на память о сегодняшнем занятии.