Получи документы

Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетных игр у детей 2–3 лет

Оксана Мордовина
Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетных игр у детей 2–3 лет

Вопросы организации предметно-пространственной среды для игровой деятельности в детском саду всегда актуальны, особенно для детей раннего возраста.

При подборе игрового материала в нашем детском саду мы исходим из представлений о становлении игры отечественных ученых Эльконина Даниила Борисовича, Леонтьева Алексея Николаевича и Коротковой Надежды Александровны.

Выделяют три типа игрового материала:

- игрушки «предметы – оперирования»

- игрушки «персонажи»

- игрушки «маркеры (знак) – пространства»

Публикация «Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетных игр у детей 2–3 лет» размещена в разделах

Все вместе они определяют смысл воображаемой ситуации для детей 2-3 лет.

«Предметы – оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл действия.

Для детей 2-3 лет представляют собой очень схожие имитации бытовых «орудий» - игрушечные посуда, утюг, молоток; телефон;

А также похожие имитаторы транспорта, коляски для кукол, конь на колесиках, тележки ; разнообразные каталки с палочкой или шнурком ;

Набор овощей и фруктов; постельные принадлежности и т. п.

Все эти игрушки для детей до 3х лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или кукле) и готовыми к использованию.

С помощью этих игрушек ребенок подражает простым бытовым действиям взрослых.

Следующий тип игрового материала Маркеры (знаки) игрового пространства – это игрушки, указывающие на место действия, обстановку, в которой оно происходит.

Игрушки – маркеры условного пространства для детей возраста 2-3 лет также должны быть очень похожими на реальные. Сюда относятся предметы :

-имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стул, плита и т. п).

-Это могут так же быть имитаторы жилища (ширма домик, комната, теремок).

-Крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, кораблика, автобуса с рулем и узнаваемым «фасадом», в который дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки - маркеры должны быть крупными и готовыми к использованию.

Очень важное место в игре детей 2-3 лет занимают «игрушки-персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Все игрушки-персонажи по облику должны быть похожи на реальных людей или животных, крупные и средние по размеру (крупная 35-50 см., средние от 10-30 см).

Кукла для ребенка до трех лет – это подобие его самого: голыш с обобщенными «детскими» чертами лица, одетый в простую детскую одежду (как одевают девочек и мальчиков). В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребенка.

Он осуществляет по отношению к ней основные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит, купает, укладывает спать). Именно по этому существенным требованием к кукле, является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы - чтобы можно было поставить, посадить, положить, взять за ручку и вести рядом с собой.

Большое значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют игрушки персонажи – подобия животных. Как и куклы, игрушка-животное должна передавать в своём облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым. Условность игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они имеют строение человеческого тела (игрушку можно как куклу усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу ручку. Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий.

Помимо этого, игрушка становится для ребенка другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет своё значение до конца дошкольного детства.

И еще в группе должен быть полифункциональный материал –материал которым замещаются недостающие похожие игрушки. Они необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры.

Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов не велик. Это не большое количество набивных и надувных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллелепипеды). Они используются для огораживания домика, автобуса, для устройства мебели для кукол

Также можно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно так же использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Особое значение для игровой деятельности детей этого возраста имеют Сюжетообразующие наборы.

Так как игра детей 2-3 лет всецело зависит от обстановки, то необходимы наборы (комплекты игрового материала, в которых представлены все типы игрушек (и персонажи, и предметы оперирования, и маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса или тематических зон. Это комплексы материалов для развертывания :

игр бытовой тематики: шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями, диванчик, на котором могут сидеть и куклы и дети.

Еще один тематический комплекс: домик-теремок – ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где могут жить мягкие игрушки –звери, устраивать свой дом, здесь же может развертываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

И тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус каркас с модулями внутри и с рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются на низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых ёмкостях. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Таким образом, наличие в группе раннего возраста данных видов игрового материала способствуют овладению детьми 2-3 лет предметным (условным) замещающим действием и переходу к более высокому этапу развития игровой деятельности - ролевому действию, в следующей возрастной группе.

Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Организация предметно-пространственной среды для детей раннего возраста в соответствии ФГОС до Гладинова Елена Ивановна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №84 «Аленушка» с. Семеновка, г. Йошкар-Олы.

Организация предметно-пространственной среды для речевого развития детей младшего дошкольного возраста Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация «Организация предметно-пространственной среды группы для развития познавательно-исследовательской деятельности» Организация предметно-пространственной среды группы для развития познавательно-исследовательской деятельности. Современные дети живут и развиваются.

Организация предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Организация развивающей предметно-пространственной среды по направлению развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста БДОУ «Центр.

Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зренияОрганизация развивающей предметно пространственной среды для детей с нарушением зрения Организация развивающей предметно пространственной среды для детей с ОВЗ (зрение) Одной из приоритетных задач своей педагогической деятельности.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста для детей 5–7 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ «Д/с № 9» Воспитатель.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста 5–7 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста 5–7 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе старшего дошкольного возраста (5-7 лет) МБДОУ «Д/с № 9» Воспитатель.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в коррекционной группе для детей с нарушением зрения .

Презентация «Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО для детей 3–4 лет» Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (групповые.

Программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста (4–5 лет). Организация предметно-пространственной среды Особенности организации предметно-пространственной среды Предметно-пространственная среда ДОУ обеспечивает максимальную реализацию образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды для развития сюжетных игр у детей 2–3 лет
Опубликовано: 28 ноября 2018 в 20:29
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД