Ознакомление с христианскими праздниками-путь приобщения детей к православной культуре

Ольга Еремеева
Ознакомление с христианскими праздниками-путь приобщения детей к православной культуре

Тема: «Ознакомление с христианскими праздниками –

путь приобщения детей к православной культуре»

2 слайд

Участники проекта:

- дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет);

- семьи детей, посещающих ДОУ;

- педагогический коллектив;

- служители храма

3слайд

В современном мире остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, нарушена связь с прошлым. Люди не помнят или слабо знают свою историю. К счастью, многие уже осознали важность возращения к своим корням.

Православное воспитание дополняет задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, педагогический процесс и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

4 слайд

С раннего детства детей нужно приучать к добру и послушанию. Послушание, ответственность постигается не через привычные формы выражения (строгое подчинение взрослого, а через путь свободы. Нельзя заглушать, подавлять то, что зреет благодатного в душе ребенка, а помогать раскрываться. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры национального самосознания.

В ходе работы были выявлены проблемы, препятствия в реализации воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:

1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.

2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания,

4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений, правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.

5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта,

6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

8. Отсутствие согласованности влияния на воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.

9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики воспитания православной культуры на традиционной основе.

5 Слайд

Мы не навязываем веру ребёнку, наша цель – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.

6 Слайд

И в поисках пути к этому мы обратились к тому, что ребенку больше всего нравится. Это положительные эмоции, которые доставляют ему праздничные мероприятия

«Так почему же не воспитывать ребенка через положительные эмоции, вдохновлять его?». Именно этот путь мы и решили выбрать. Перед нами стали явными такие задачи, как:

- приобщение детей к традиционным православным духовно-нравственным ценностям;

- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребёнка;

- развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению классической, духовной и народной музыке; проводить народные и обрядовые праздники.

- формировать гражданское самосознание, любовь к Родине;

- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;

- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

7 слайд – Ожидаемый результат

Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию через воспроизведение годового цикла православных, народных праздников. Это должно привести к ожидаемым результатам:

Для педагога:

- повышение профессионализма;

- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;

- личностный и профессиональный рост;

- самореализация.

Для родителей:

- повышение уровня личностного сознания;

- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами;

- самореализация.

8 слайд – условия для реализации

Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворных икон, креста. «Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц», - говорится в одном из православных изданий. Православный календарь органично накладывается на народный, крестьянский.

В итоге нашей работы получился свой календарь христианских праздничных мероприятий, который близок и понятен детям дошкольного возраста. Православные праздники или развлечения проводятся раз в месяц. Выбрали наиболее значимые (2015-2016 уч. гг.):

9 слайд

21 сентября – Рождество Богородицы (Осенины);

14 октября – Покров (покровская ярмарка);

14 ноября – Кузьма-Демьян (встреча зимы);

19 декабря – Николай Угодник;

Январь – Святки;

19 января – Крещение;

15 февраля – Сретенье (первая встреча весны);

Март – Масленица;

Апрель – Вербное воскресенье, Пасха;

6 мая – Георгий Победоносец;

19 августа – Яблочный Спас.

10 слайд – подготовительный этап

11 – метод. литература

12 слайд – 2 этап

Ознакомление дошкольников с духовной культурой имеет комплексный подход, то есть, при ознакомлении с предстоящим праздником должна быть грамотно выстроенная система деятельности:

- специально организованная образовательная деятельность,

- совместная деятельность с педагогом

- самостоятельная.

13 слайд Методы, используемые для реализации программы. - 15

Наглядный метод во время:

- экскурсий в музей, библиотеку;

- наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривание книжных иллюстраций;

Словесный метод:

-чтения стихотворений детьми, воспитателями;

- ответы на вопросы педагога, детей;

- проведение разнообразных игр;

- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

Практический метод:

- организация продуктивной деятельности ведения игр (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.);

- постановки пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;

- изготовление декораций для театрализованной деятельности (вместе с воспитателем, родителями);

- изготовление с детьми подарков

16 слайд - Виды и формы взаимодействия с родителями:

- родительские собрания;

- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

- беседы со священниками Церкви;

- проведение совместных учебных мероприятий - выставки, конкурсы,

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.

17 слайд

Достичь результата возможно только при планомерной работе не только на музыкальных занятиях, но и при совместной работе с педагогами. Эта работа помогает хорошо готовиться к таким необычным утренникам, проводить дополнительную работу в группе, творчески исполнять роли. В одной из старших групп оборудован небольшой православный уголок, где собран теоретический и практический материал:

- литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);

- литература для родителей и педагогов;

- аудиокассеты и видеоматериалы («Сказания и былины»);

- игры по духовно-нравственному воспитанию;

- иллюстрации.

18 слайд

Наряду с детьми ведется работа и с родителями. В деле христианского воспитания важны домашние традиции, связанные с праздниками. Но не все родители знакомы с историей различных праздников. Для них мы делаем папки-консультации, где помещаем короткую информацию о том событии, которому посвящён праздник (Рождество, Сретенье, Святки, либо о святом, преподобном, память которого празднуется в этот день.

Если хотим дать более подробную информацию, то готовим папку – передвижку, где описываем историю праздника и житие святого; как праздник проводили в семье наши предки.

19 слайд

Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.

Прикреплённые файлы:

seminar_6d8p4.ppt | 4024 Кб | Скачан: 61
 
Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культурыДуховно-нравственное воспитание ребенка-дошкольника посредством его приобщения к ценностям православной культуры В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня.

Духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ путем приобщения к православной культуре и народным традициям через проекты Дошкольный возраст – важный период для становления личности. Мы все хотим видеть своих детей счастливыми и здоровыми. А для этого нужно,.

Формирование готовности педагогов к организации литературных вечеров как эффективной формы приобщения детей к культуре России Изучение вопросов воспитания и развития личности посредством ее приобщения к культурным традициям России в современном полинациональном.

Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуреХудожественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре Эстетическое воспитание.

Консультация для родителей на тему «Воспитание детей путём приобщения к народной культуре» Приобщение к истокам русской народной культуры посредством фольклора надо прививать с раннего детства. В группе мы рассказывает детям о.

Мастер-класс «Особенности приобщения детей дошкольного возраста к музыкальной культуре и традициям мордовского народа» Интеграция образовательных областей:Художественно-эстетическое развитие: закрепление результатов восприятия музыки, формирование интереса.

Нравственно-патриотическое воспитание детей посредством приобщения к русской народной культуре .

Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к национальной культуре Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к национальной культуре Воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране,.

План саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группаПлан саморазвития «Былинный эпос как средство приобщения детей к культуре своего народа». Подготовительная группа Зуева Людмила Анатольевна, воспитатель МБДОУ № 41 Нижегородская область, г. о. г. Шахунья. Проблема нравственно-патриотического воспитания.

Реализация регионального компонента в ДОУ путём приобщения детей к родной культуре, родному языку Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Русские народные сказки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Ознакомление с христианскими праздниками-путь приобщения детей к православной культуре
Опубликовано: 12 октября 2016 в 20:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Стихи о зимних видах спорта
20 января отмечается всемирный день снега или международный день зимних видов спорта. Предлагаю вашему вниманию стихи для детей старшего дошкольного...
Сценарий выпускного бала в детском саду для детей подготовительной группы по мотивам...
Ведущая: дравствуйте, дорогие гости! Мы собрались сегодня здесь, чтобы проводить наших любимых ребятишек в школу! Как один день промелькнули годы и...
Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Как зимуют...
Воспитатель: Ребята, вчера вечером получила письмо. Его прислал наш лесник. А вы знаете, кто такой лесник? ( ответы и предположения детей ) Лесник -...
Презентация «Декоративное рисование в детском саду»
1. Декоративное рисование в детском саду. 2. Задачи декоративного рисования: -развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах;...
Сценарий праздника «Рождество Христово»
Под звон колоколов дети свободно входят в зал и останавливаются. Воспитатель:Вот и подходят к концу наши праздники. И нам хочется отметить один из самых...