МААМ-картинки

Ознакомление с окружающим миром на основе интегративного взаимодействия с лексическими темами и развитием речи

Ирина Пуга
Ознакомление с окружающим миром на основе интегративного взаимодействия с лексическими темами и развитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Реализация различных видов детской деятельности при сокращении количества занятий и их продолжительности.

Одновременно добиваться развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей, и обучение связной и разговорной речи. Формирование и обогащение словаря через дифференцированный подход к детям

План достижения цели

1. Ознакомление администрации и коллег с темой проекта.

2. Обсуждение плана с родителями.

Публикация «Ознакомление с окружающим миром на основе интегративного взаимодействия с лексическими темами и развитием речи» размещена в разделах

3. Привлечение узких специалистов к осуществлению некоторых разделов проекта.

План проекта

1. Накопление материала: конспекты занятий, игр, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, психогимнастики, по художественной литературе, энциклопедические сообщения.

2. Составление плана по лексическим темам.

3. Подбор задач по развитию речи через дидактические игры, схемы -описания.

4. Подбор мотивационной деятельности через творческие игры.

5. Составление консультаций для родителей.

6. Составление диагностических карт.

7. Самоанализ.

Известно, что дошкольный возраст – сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. Поэтому задача детского сада заключается не в том, чтобы поскорее научить ребёнка писать и считать, а чтобы обогатить его речь и представления об окружающем мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияния; научить свободно и грамотно строить свои высказывания, подкреплять их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитаннику; пробуждать познавательные интересы.

Одна из основ форм осуществления интегрированного подхода в ДОУ, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности, - интегрированные занятия. На них объединяются различные области знаний, содержание, которых педагог отбирает, исходя из определённой темы, диктуемой программой детского сада. В процессе таких занятий дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших методологических направлений становления современного образования.

«Собственно интеграция» означает «объединение нескольких учебных предметов в один, в котором научные понятия связаны общим смыслом и методами преподавания.

Интеграция может происходить по следующим направлениям:

Развитие речи

Ознакомление с окружающим

Подготовка к обучению грамоте

Ознакомление с художественной литературой

ФЭМП

Изобразительное искусство

Драматизация

Музыкальное воспитание

Экология.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных занятий дают следующие сочетания предметов:

• Музыка + математика;

• Обучение грамоте + математика;

• Художественная литература + развитие речи + обучение грамоте

Развитие речи + музыка + рисование;

Математика + труд;

Ознакомление с окружающим + музыка +рисование + труд;

Ознакомление с окружающим + чтение художественной литературы;

• Физкультура + математика;

• Физкультура + валеология + художественная литература;

• Физкультура + ознакомление с окружающим + музыка.

Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.

Методика проведения интегрированного занятия существенно отличается от методики проведения обычного занятия. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приёмы. Наиболее эффективны из них следующие:

• Сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;

• Проблемные вопросы, стимулирующие проявление своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребёнку найти ответ. Используются задания типа «докажи», «объясни», «как ты узнал?»

• Разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представления о многообразии граней родного языка, воспитание чувств уверенности в своих силах.

Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:

• Чёткость, компактность, сжатость учебного материала;

• Продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;

Взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;

• Большая информативная ёмкость учебного материала, используемого на занятии;

• Системность и доступность изложения материала;

• Необходимость соблюдения временных рамок занятия.

Чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Владение грамотной речью и умение выразить свои мысли – это необходимые навыки для будущих первоклассников, основа их успешной учёбы.

Практика работы с детьми в логопедической группе показала, что дети с речевой патологией, физически и психологически заторможены.

Цель работы заключается в помощи нормальному формированию речи дошкольника, а, следовательно, и полноценному развитию его мышления.

Задача – способствовать предупреждению расстройств речи, помочь естественному стремлению ребёнка преодолеть возрастные, а иногда и патологические недостатки речи, разрабатывать и совершенствовать методы логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами дошкольника. На это требуется дополнительно ввести фронтальные занятия по лексическим темам. Выполняя требования Инструктивно – методического письма Министерства образования «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», я поставила перед собой задачу: преломить темы по ознакомлению с окружающим миром : предметное и природное окружение, явления с общественной жизни с логопедическими лексическими темами и интегрировать их с развитием речи.

Учитывая, что в группе родители имеют затруднения в русской речи, мы разработали серию тематических консультаций «Помогите нам красиво говорить» с еженедельной сменой содержания.

Таким образом, совместно с узкими специалистами и родителями дети закрепляют и расширяют свой кругозор по ознакомлению с окружающим и активизируют словарный запас в своей речи.

Разработанная нами система интегрированных занятий (32) направлена на коррекцию речи; системность, последовательность, уплотненность образовательных задач и уменьшении нагрузки на детей.

Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, я использовала в своих занятиях ролево – игровые и творческие мотивации. Все занятия построены на дидактических играх и упражнениях, которые развивают мышление, внимание, память. Зная, что у логопедических детей страдает мелкая моторика, ослаблена психика, по совету психолога были в занятия включены пальчиковая гимнастика, психогимнастика и мимические упражнения. Подобраны физкультминутки в соответствии с темой занятия.

Благодаря тесному взаимодействию со всеми специалистами и активному участию каждого из них проект состоялся и получил высокую оценку на педагогическом совете. Таким образом, логопед, психолог, руководитель осетинского языка, музыкальный руководитель помогали мне осуществить некоторые разделы проекта. Моими разработками пользуются коллеги.

Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель активизации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Развитие творческих способностей детей посредстом художественно — творческой деятельности. Задачи: - развитие интереса к различным видам искусства - формирование художественн-образных представлений -развитие творческих способностей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ознакомление с окружающим миром на основе интегративного взаимодействия с лексическими темами и развитием речи
Опубликовано: 9 января 2015 в 00:37
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ознакомление с окружающим миром на основе интегративного взаимодействия с лексическими темами и развитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Пуга (УИ 52230) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД