Мария Бородина
Планирование занятий по развитию самостоятельной речевой активности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ЦЕЛЬ: Способствовать развитию речевого дыхания и интонационной выразительности речи посредством заучивания потешек, стихов, песенок, пересказывания сказок, игр, пальчиковой гимнастики. Вызвать эмоциональный интерес. Побуждать добрые чувства, любовь к родной речи.
Области: коммуникация, социализация,музыка, художественное творчество, художественная литература.
Этапы саморазвития
Содержание деятельности по самообразованию
Сроки Формы представления саморазвития
Публикация «Планирование занятий по развитию самостоятельной речевой активности дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2014
I этап Изучение литературы по проблеме:
1. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика»
2. А. В. Аджи «Интегрированные занятия по развитию речи»
3. М. Д. Маханёва «Театрализованные игры в детском саду»
4. О. Ушакова «Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста»
Сентябрь, Октябрь
Выбор и изучение новой литературы по избранной теме.
Обсуждение содержания литературы по теме с педагогом-психологом.
II этап
Изучение состояния избранной проблемы:
1. Изучение проблемы по избранной теме в старшей группе № 5 воспитателя – Адельшиной Нины Николаевны.
2. Изучение избранной проблемы на базе ДОУ № 3
Ноябрь Собеседование с Адельшиной Н. Н.
О разнообразии методов в развитии самостоятельной речевой активности детей
Посещение ДОУ № 3, беседа со старшим воспитателем
III этап
Проектирование собственной деятельности:
1) Составление перспективного плана проведения примерных занятий, игровых упражнений, дидактических игр, речевых игр, драматизаций сказок.
2) Изготовление игр – планшетов «Кто как передвигается», «Назови картинку»
3) Пополнить центр театрализованной деятельности различными видами театра:
- театра мягкой игрушки;
- театра самоделок из мочалок;
- театра воздушного шарика;
4) Подбор материала для составления каталога речевых дидактических игр.
5) Составление контрольно-проверочного занятия по теме : «Город, в котором я живу»
6) Заполнение диагностических карт по речевому развитию и ознакомлению с художественной литературой.
Декабрь
Январь
Ознакомление родителей с перспективным планом работы по избранной проблеме.
Привлечение родителей к помощи по дополнительному оснащению театрализованного речевого центра.
Диалоги с родителями о помощи в приобретении материала для изготовления атрибутов к речевым играм и играм-драматизациям для организации самостоятельных игр в центре театрализованного речевого развития.
Консультирование со старшим воспитателем по критериям диагностирования, выбору литературы для составления диагностики
IV этап
Апробация собственных проектов саморазвития :
1. Рассказывание детям сказок с использованием настольного театра.
2. Проведение игр – драматизаций для развития выразительности речи
3. Заучивание стихов, считалок, игр с использованием пальчиковой гимнастики с выделением интонацией, с работой над речевым дыханием.
4. Использование игр – планшетов, игровых упражнений для формирования чёткого произношения звуков, проговаривания слов.
Март, Апрель
Обсуждение с коллегами работы по выбору стихов, потешек, игр в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
V этап
Диагностическая работа Май
Перспективный план к плану личного творческого развит ия.
Ноябрь.
1 занятие. Тема: «Пойми меня»
Цель: Уточнить представления детей о загадках: продолжать учить отгадывать описательные загадки.
2 занятие. Тема: «Изменю себя друзья, догадайтесь, кто же я?»
Цель: Вызывать интерес к ряженью в костюмы; учить эмоционально, отображать имитационные этюды.
3 занятие. Тема: «Игры с бабушкой Забавой»
Цель: Создать игровую мотивацию, развивать интонационную выразительность речи в игровых упражнениях.
4 занятие. Тема: «Язык жестов»
Цель: Научить детей жестами обозначать действия, вызывать желание играть в новую подвижную игру с текстовым сопровождением.
Декабрь.
1 занятие. Тема: Прослушивание стихотворения Н. Артюховой «Белый дед»
Цель: Учить детей выполнять творческое задание к стихотворению.
2 занятие. Тема: «Ты мороз – мороз, не показывай свой нос!»
Цель: Познакомить детей со значением и содержанием потешки – заклички. Продолжать выразительно и ритмично рассказывать потешку.
3 занятие. Тема: «Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и Лиса» с использованием настольного театра.
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей. Выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.
4 занятие. Тема: Заучивание стихотворения Е. Трутневой «С Новым годом!» Цель: Учить детей выражать свои впечатления от приближающегося праздника. При чтении наизусть передавать радость, торжество.
Январь.
1 занятие. Тема: Составление описательного рассказа по картине «Зима»
Цель: Учить отвечать на поставленные по картине вопросы. Развивать творческое воображение.
2 занятие. Тема: Слушание сказки «колобок, колючий бок»
Цель: Познакомить с новой сказкой с использованием настольного театра. Учить охарактеризовывать персонажей.
3 занятие. Тема: «Колобок - наш колобок,
Колобок - колючий бок.»
Цель: Развивать интерес к драматизации сказки, вызывать желание озвучивать персонажей сказки.
Февраль.
1 занятие. Моделирование сказки «Зимовье»
Цель: Воспитывать эмоциональное восприятие, учить оценивать характер героев, передавать интонацию голоса, подвести к пониманию образного содержания пословиц.
2 занятие. Тема «Очень голодно зимой», стихотворение «Прилетайте»
Цель: Способствовать желанию детей заучить стихотворение. Развивать умение передавать побудительную и вопросительную интонацию. Активизировать лексику по теме : «Птицы»
3 занятие. Тема «Косой хвастался, смеялся, Чуть Лисе он не попался»
Цель: Продолжать учить отгадывать загадки по содержанию сказки. Развивать умение выразительно передавать образ в этюдах.
4 занятие. Тема: «Лучшие друзья»
Цель: Вызывать желание к драматизации сказки «Лучшие друзья». Закреплять умение детей по персонажам сказки название сказки
Март.
1 занятие. Тема: Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама»
Цель: Вызывать у детей радостное эмоциональное настроение, помочь выразить своё отношение к маме. Пополнить словарный запас эмоционально – оценочной лексикой.
2 занятие. Тема: Пересказ сказки «Снеговик»
Цель: Продолжать учить пересказывать небольшие по объёму рассказы, вызывать интерес к описательной загадке о снеговике.
3 занятие. Тема: «Без друзей нам не прожить, ни за что на свете»
Цель: Учить детей выражать своё отношение к другу через добрые, ласковые слова, эмоции.
4 занятие. Тема: «Невоспитанный мышонок один остался без друзей»
Цель: Учить детей передавать своё эмоциональное настроение к друзьям через вежливое обращение, уметь помочь мышонку советом как выйти из проблемной ситуации.
Апрель.
1 занятие. Тема: «Песня о весне»
Цель: Учить детей эмоционально воспринимать стихотворение, замечать выразительные средства для передачи образов, развивать воображение, образность речи.
2 занятие. Тема: Моделирование стихотворения В. Берестова «Дракон»
Цель: Активизировать в речи детей эмоционально- оценочную лексику. Использовать рамочки Монтессори для изображения голов дракона, дорисовывать недостающие детали.
3 занятие. Тема: Чтение стихотворения «Апрель». Дидактическая игра «Закончи предложение» А. В. Аджи.
Цель: Учить отгадывать по стихотворению время года. Развивать интерес к игре «Закончи предложение»
4 занятие. Тема: «Времена года»
- Викторина по стихам;
- Игра – задание «Оживи картинку»
Цель: Продолжать учить детей различать времена года, иметь представление об их чередовании, уметь различать