Лучший педагог года

Проект «Деревья нашего участка»

Татьяна Кондратова
Проект «Деревья нашего участка»

Разработали: Кондратова ТА, Перькова НГ, Татаринкова МБдоу ДС № 12 Белгород Основными задачами в экологической работе с детьми дошкольного возраста являются: углубление, систематизация, уточнение знаний детей о растениях, о состоянии окружающей среды, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому путем систематического общения дошкольников с окружающей средой.

При организации экологического образования необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития детей в этой области.

Публикация «Проект „Деревья нашего участка“» размещена в разделах

Направленность проекта обусловлена тем, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни.

ДОУ детский сад № 12 посещают дети с нарушениями физического и психического здоровья. Реализация программы коррекционного обучения в ДОУ и критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения предполагает высокий объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:

- быструю утомляемость;

- низкую работоспособность;

- выраженное тяжелое нарушение речи;

- низкий уровень познавательного интереса.

Это создает определенные трудности при формировании экологических начал у дошкольников.

Я предположила, что частично решению этих задач будет способствовать реализация проекта «Деревья нашего участка». Этот проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Является коллективным, реализуется в течении 1 месяца (середина октября – ноябрь).

Цель проекта :

- вести природоохранную деятельность;

- способствовать обогащению и развитию экологической культуры у старших дошкольников с нарушением речи;

- формировать у детей элементарные представления о жизни деревьев;

- выявить взаимосвязь дерева с окружающим миром в ходе наблюдений и бесед; исследовать особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года;

- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать; отражать полученные знания в различных видах деятельности;

- изучить влияние деятельности человека на жизнь дерева.

В качестве объекта исследования и было выбрано дерево :

- деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, практически не обращают на них внимание;

-дерево – прекрасный объект для экологических наблюдений;

- с деревом ребенку проще общаться, легче представить его другом.

Содержание деятельности.

Проект включает 3 этапа :

1 – диагностический – изучение экологических знаний детей;

2 – исследовательский – выбор дерева, которое понравилось больше всего; узнать, как оно называется; где растет;

3- заключительный, обобщающий этап.

В основе заключительного этапа лежит организованная совместно с родителями фотовыставка «Я и мое дерево».

Ожидаемые результаты:

1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево;

2. Знать, для чего нужны деревья, листья;

3. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в форме рассказа, сказки, рисунка.

Диагностический этап.

На первом этапе:

- была подобрана и изучена методическая, художественная литература;

- дидактические игры природоведческого характера, направленные на развитие речи, формирование начал экологической культуры, познавательной активности;

- разработано содержание образовательной деятельности разных видов;

- проводились беседы, с целью выявления имеющихся знаний у детей о жизни деревьев;

- целевые прогулки по территории детского сада, в сквер;

- проведено родительское собрание с целью приобщения родителей к проектной деятельности.

Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» провела с детьми беседу, выяснила их представления о деревьях, отношение детей к ним.

В индивидуальных беседах с родителями рассказала о целях и задачах реализуемого проекта, о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта.

Детальное обследование территории позволило нам выделить те места, где располагаются интересующие нас деревья.

Исследовательский этап.

На втором этапе дети совместно с родителями выбрали то дерево для наблюдения, которое понравилось больше всего. Выяснили, есть ли оно на нашем участке. Детям было дано задание: познакомиться со своим деревом. Знакомство происходило в форме игры «Протяни мне руку, друг!». Ребенок подходил к своему дереву, брал его за веточку, как за руку, тихонько называл свое имя и слушал, что ему отвечало дерево. Далее предлагала нарисовать свое дерево и его соседей. После организовали выставку рисунков «Мое любимое дерево». Совместно с родителями создали альбом «Деревья, растущие на нашем участке»; собрали коллекцию листьев, семян, плодов, выбранных растений. Выучили с детьми хоровод «Мы вокруг березки…». Прослушали песни «Дуб», «Береза» И. Токмаковой.

Образовательная деятельность проводилась в игровой форме с использованием проблемных ситуаций:

«Что бы было, если бы не было деревьев»;

«Что бы ты сделал, если бы увидел, как ломают ветки».

Большую роль в пополнении знаний о деревьях, о природе родного края и активизации словаря разговорной речи играют дидактические игры.

«Узнай, чей лист»

Цели: учить узнавать растения по предложенному листу.

«Отгадай, что за дерево».

Цели: узнавать растение по описанию,

«С какой ветки детки».

Цели: узнавать семена, плоды деревьев по листу, ветке дерева.

«Исправь ошибку».

Цели: развивать наблюдательность, смекалку.

«Найди листок, как на дереве».

Цели: учить классифицировать растения по определенному признаку.

«Кто больше вспомнит…»

Цели: расширять словарный запас детей.

«Назови дерево с нужным звуком».

Цели: развивать фонематический слух, быстроту мышления.

«Назови ласково».

Цели: уметь образовывать другие слова от предложенного.

«Кто больше назовет деревьев».

Цели: развивать память, находчивость, сообразительность.

Цикл наблюдений.

«Рассматривание и нахождение различий деревьев и кустарников».

Цели: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.

«Рассматривание пожелтевшей листвы».

Цели: развивать умение самостоятельно выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме; отметить, что перемена окраски листьев начинается при пониженной температуре; опавшие листья служат хорошим удобрением; воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

«Наблюдение за листопадом».

Цели: продолжать наблюдение за осенними явлениями в природе (за листопадом); обращать внимание на то, что своевременное опадание листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и механического повреждения при обильном снегопаде.

«Рассматривание веток».

Цели: уточнить знания о расположении веток разных деревьев, определения названия деревьев, которые стоят без листвы; формировать представления о распространении семян растений.

«Рассматривание семян деревьев».

Цели: сформировать у детей представления о состоянии деревьев осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев; показать приспособления семян к распространению.

Проведенный цикл наблюдений расширил знания детей о деревьях, растущих на нашем участке, о сходстве и различиях между разными видами деревьев, о их строении.

Наблюдения дополняли экскурсии в парк, просмотр видеофильмов, картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, в результате чего происходило общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.

Было важно, чтобы дети испытывали радость от полученных знаний. Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности.

Заключительный этап.

Организованная совместно с родителями фотовыставка «Я и мое дерево», стала подведением итогов данного проекта. Родители проявили фантазию и выдумку, представили свои работы, которые отличались оригинальностью и красочностью. Дети были представлены в виде деревца, и родители сравнивали детей с ними, рассказывая о их характере, привычках, поведении в различных ситуациях. Совместно со своим ребенком каждый сочинил сказку. Такая деятельность пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада.

Практическая ценность данного проекта заключается в следующем:

- использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира;

- формированию представлений о взаимосвязях в природе;

- развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.

Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопереживание ко всему живому, что нас окружает.

Вывод.

- Экологическим воспитанием и образованием детей необходимо заниматься с раннего детства.

- Реализация проекта возможна в группах старшего дошкольного возраста.

- Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, педагог и родители.

- Отношения строятся на основе взаимоуважения и сотрудничества.

В результате реализации проекта :

- повысился уровень экологических знаний, речевой активности детей;

- взаимодействие ребенка с природой благоприятно повлияло на его самочувствие, снизило уровень тревожности.

Литература.

1. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002

2. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008

3. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983

4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой

5. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997

6. Рыжовой Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997

7. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.

8. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.

9. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.

10. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.

Публикации по теме:

Пусть будет дом зеленым Образование и воспитание дошкольников в области окружающей среды и взаимодействия с ней является одним из приоритетных направлений работы.

Реализация инновационного проекта «Экологическая тропа» Реализация инновационного проекта МДОУ ДСКВ№12 ст. Должанская «Экологическая тропа» Автор: Иваненко Наталья Сергеевна Лето – самое подходящее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Деревья нашего участка»
Опубликовано: 29 июля 2014 в 06:50
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД