Татьяна Кондратова
Проект «Деревья нашего участка»
▼ Скачать + Заказать документы
Разработали: Кондратова ТА, Перькова НГ, Татаринкова МБдоу ДС № 12 Белгород Основными задачами в экологической работе с детьми дошкольного возраста являются: углубление, систематизация, уточнение знаний детей о растениях, о состоянии окружающей среды, развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому путем систематического общения дошкольников с окружающей средой.
При организации экологического образования необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития детей в этой области.
Публикация «Проект „Деревья нашего участка“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Направленность проекта обусловлена тем, что дети имеют ограниченные знания в сфере общения с природой. Экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни.
ДОУ детский сад № 12 посещают дети с нарушениями физического и психического здоровья. Реализация программы коррекционного обучения в ДОУ и критериев оценки содержания и методов воспитания и обучения предполагает высокий объем учебной нагрузки на детей, которые имеют ряд специфических особенностей:
- быструю утомляемость;
- низкую работоспособность;
- выраженное тяжелое нарушение речи;
- низкий уровень познавательного интереса.
Это создает определенные трудности при формировании экологических начал у дошкольников.
Я предположила, что частично решению этих задач будет способствовать реализация проекта «Деревья нашего участка». Этот проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Является коллективным, реализуется в течении 1 месяца (середина октября – ноябрь).
Цель проекта :
- вести природоохранную деятельность;
- способствовать обогащению и развитию экологической культуры у старших дошкольников с нарушением речи;
- формировать у детей элементарные представления о жизни деревьев;
- выявить взаимосвязь дерева с окружающим миром в ходе наблюдений и бесед; исследовать особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времени года;
- развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать; отражать полученные знания в различных видах деятельности;
- изучить влияние деятельности человека на жизнь дерева.
В качестве объекта исследования и было выбрано дерево :
- деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, практически не обращают на них внимание;
-дерево – прекрасный объект для экологических наблюдений;
- с деревом ребенку проще общаться, легче представить его другом.
Содержание деятельности.
Проект включает 3 этапа :
1 – диагностический – изучение экологических знаний детей;
2 – исследовательский – выбор дерева, которое понравилось больше всего; узнать, как оно называется; где растет;
3- заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит организованная совместно с родителями фотовыставка «Я и мое дерево».
Ожидаемые результаты:
1. Уметь чувствовать ответственность за свое дерево;
2. Знать, для чего нужны деревья, листья;
3. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям, воспитателям в форме рассказа, сказки, рисунка.
Диагностический этап.
На первом этапе:
- была подобрана и изучена методическая, художественная литература;
- дидактические игры природоведческого характера, направленные на развитие речи, формирование начал экологической культуры, познавательной активности;
- разработано содержание образовательной деятельности разных видов;
- проводились беседы, с целью выявления имеющихся знаний у детей о жизни деревьев;
- целевые прогулки по территории детского сада, в сквер;
- проведено родительское собрание с целью приобщения родителей к проектной деятельности.
Перед началом работы по проекту «Деревья нашего участка» провела с детьми беседу, выяснила их представления о деревьях, отношение детей к ним.
В индивидуальных беседах с родителями рассказала о целях и задачах реализуемого проекта, о роли родителей в проекте : оказание помощи детям в выборе дерева и наблюдении за ним, в распределении видов деятельности, в подготовке и реализации проекта.
Детальное обследование территории позволило нам выделить те места, где располагаются интересующие нас деревья.
Исследовательский этап.
На втором этапе дети совместно с родителями выбрали то дерево для наблюдения, которое понравилось больше всего. Выяснили, есть ли оно на нашем участке. Детям было дано задание: познакомиться со своим деревом. Знакомство происходило в форме игры «Протяни мне руку, друг!». Ребенок подходил к своему дереву, брал его за веточку, как за руку, тихонько называл свое имя и слушал, что ему отвечало дерево. Далее предлагала нарисовать свое дерево и его соседей. После организовали выставку рисунков «Мое любимое дерево». Совместно с родителями создали альбом «Деревья, растущие на нашем участке»; собрали коллекцию листьев, семян, плодов, выбранных растений. Выучили с детьми хоровод «Мы вокруг березки…». Прослушали песни «Дуб», «Береза» И. Токмаковой.
Образовательная деятельность проводилась в игровой форме с использованием проблемных ситуаций:
«Что бы было, если бы не было деревьев»;
«Что бы ты сделал, если бы увидел, как ломают ветки».
Большую роль в пополнении знаний о деревьях, о природе родного края и активизации словаря разговорной речи играют дидактические игры.
«Узнай, чей лист»
Цели: учить узнавать растения по предложенному листу.
«Отгадай, что за дерево».
Цели: узнавать растение по описанию,
«С какой ветки детки».
Цели: узнавать семена, плоды деревьев по листу, ветке дерева.
«Исправь ошибку».
Цели: развивать наблюдательность, смекалку.
«Найди листок, как на дереве».
Цели: учить классифицировать растения по определенному признаку.
«Кто больше вспомнит…»
Цели: расширять словарный запас детей.
«Назови дерево с нужным звуком».
Цели: развивать фонематический слух, быстроту мышления.
«Назови ласково».
Цели: уметь образовывать другие слова от предложенного.
«Кто больше назовет деревьев».
Цели: развивать память, находчивость, сообразительность.
Цикл наблюдений.
«Рассматривание и нахождение различий деревьев и кустарников».
Цели: способствовать обобщению представлений детей о строении, росте и развитии растений; развивать умение обобщать по существенным признакам; расширять представления о частях растений; воспитывать интерес к растениям, накапливать опыт внимательного и заботливого отношения к ним.
«Рассматривание пожелтевшей листвы».
Цели: развивать умение самостоятельно выделять признаки осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме; отметить, что перемена окраски листьев начинается при пониженной температуре; опавшие листья служат хорошим удобрением; воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.
«Наблюдение за листопадом».
Цели: продолжать наблюдение за осенними явлениями в природе (за листопадом); обращать внимание на то, что своевременное опадание листьев с деревьев спасает их ветви от лишнего испарения воды и механического повреждения при обильном снегопаде.
«Рассматривание веток».
Цели: уточнить знания о расположении веток разных деревьев, определения названия деревьев, которые стоят без листвы; формировать представления о распространении семян растений.
«Рассматривание семян деревьев».
Цели: сформировать у детей представления о состоянии деревьев осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев; показать приспособления семян к распространению.
Проведенный цикл наблюдений расширил знания детей о деревьях, растущих на нашем участке, о сходстве и различиях между разными видами деревьев, о их строении.
Наблюдения дополняли экскурсии в парк, просмотр видеофильмов, картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, в результате чего происходило общение с представителями растительного мира, эстетическое наслаждение красотой природы.
Было важно, чтобы дети испытывали радость от полученных знаний. Проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности.
Заключительный этап.
Организованная совместно с родителями фотовыставка «Я и мое дерево», стала подведением итогов данного проекта. Родители проявили фантазию и выдумку, представили свои работы, которые отличались оригинальностью и красочностью. Дети были представлены в виде деревца, и родители сравнивали детей с ними, рассказывая о их характере, привычках, поведении в различных ситуациях. Совместно со своим ребенком каждый сочинил сказку. Такая деятельность пробуждает у родителей интерес к жизни группы и детского сада.
Практическая ценность данного проекта заключается в следующем:
- использование разнообразных форм и методов работы с детьми по экологическому воспитанию способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представителей растительного мира;
- формированию представлений о взаимосвязях в природе;
- развитию наблюдательности и интереса к ней, эстетических чувств, любви и бережного отношения к природе.
Работа в данном направлении не только обогащает знания детей, но и воспитывает доброту, сопереживание ко всему живому, что нас окружает.
Вывод.
- Экологическим воспитанием и образованием детей необходимо заниматься с раннего детства.
- Реализация проекта возможна в группах старшего дошкольного возраста.
- Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, педагог и родители.
- Отношения строятся на основе взаимоуважения и сотрудничества.
В результате реализации проекта :
- повысился уровень экологических знаний, речевой активности детей;
- взаимодействие ребенка с природой благоприятно повлияло на его самочувствие, снизило уровень тревожности.
Литература.
1. Грехова Л. И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002
2. Воронкевич О. А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008
3. Саморукова П. Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983
4. Виноградова Н. В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой
5. Елкина Н. В, Мариничева О. В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997
6. Рыжовой Н. А. Проект «Наше дерево». Москва, 1997
7. Организация деятельности детей на прогулке. Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2011.- 329 с.
8. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. [Текст] / Т. М. Бондаренко. – Воронеж: Учитель, 2007. 159 с.
9. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию [Текст] / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - М. :. Вако, 2008. – 240 с.
10. Маханева, М. Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы [Текст] / М. Д. Маханева. - М. : Аркти, 2004. – 320 с.