Лучший педагог года

Проект «Метеостанция в детском саду»

Надежда Слива
Проект «Метеостанция в детском саду»

Метеостанция в детском саду

IХ ОТКРЫТЫЙ КРАСНОДАРСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИНИЦИАТИВ «НОВЫЕ ИДЕИ — НОВОЙ ШКОЛЕ»

Направление инновационной деятельности:

«Инновационный образовательный проект»

Тема проекта : «Метеостанция в детском саду»

Образовательное учреждение:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

Публикация «Проект „Метеостанция в детском саду“» размещена в разделах

«Детский сад комбинированного вида № 108»

Авторы проекта : Слива Н. В., воспитатель

Клепцова Н. Э., воспитатель

«Метеостанция в детском саду»

Актуальность. Сегодня проблема экологического воспитания вышла на первый план. Причина – неправильная, безграмотная деятельность человека, с точки зрения экологии, ведущая к нарушению экологического равновесия. Ухудшение экологии и потребительское отношение к природе требует формирование основ экологической культуры, развитие восприятия природы как ценности, развитие положительных чувств и эмоций по отношению к природе, создание устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту и сохранение природных ресурсов. Поэтому на сегодняшний день экологическое воспитание дошкольников все больше приобретает актуальность. Учитывая тот факт, что период дошкольного детства - это период интенсивного развития, начало становления личности, то именно в этот период формируются основы экологического мышления, сознания и экологической культуры. Современным детям все меньше предоставляется возможность общения с природой. И если такая возможность предоставляется, то это знакомство с объектами ближайшего окружения: деревья, трава, птицы, насекомые. Так как исследовательская деятельность играет важную роль в экологическом воспитании дошкольников, то изучать природные объекты можно в процессе проектно-исследовательской деятельности, организованной в природных условиях, в ходе которой дошколята получают конкретные познавательные навыки: наблюдать, рассуждать, планировать, прогнозировать, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать.

Многие ученые и педагоги дошкольного образования подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте познавательно-исследовательской деятельности являются специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство со стороны педагога.

Сухомлинский В. А. считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Психолого-педагогическое обоснование проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста отражено в работах Горошенко В. П., Николаевой С. Н., Ясвина В. А.

Сегодня существует большое количество новых форм и методов заинтересовать детей и представить природу, как удивительный мир увлекательных открытий и приключений, поддержать инициативу, помочь детям в их наблюдениях и экспериментах.

Одним из важнейших условий реализации задачи по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства, как группы, так и участка. Грамотно созданная развивающая предметно-пространственная среда предоставляет возможность интересного познавательного общения в совместной деятельности детей и взрослых, разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) обеспечивают игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников.

Проблема. Анализ существующих теоретических исследований и практического их применения, позволил выявить ряд противоречий, которые обуславливают актуальность и послужили основанием для разработки проекта :

- между необходимостью формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью педагогических условий, предполагающих взаимодействие с природой через использование новых технологий образования;

- между педагогами и родителями, не имеющих единых механизмов взаимодействия по вопросам развития экологической культуры дошкольников.

При проведении анкетирования родителей для выявления наиболее приемлемых эффективных форм и методов работы, стало понятно, что одной из таких форм является грамотно организованная экологическая развивающая предметно-пространственная среда. Именно такая развивающая среда, которая даст возможность интересного познавательного общения в совместной деятельности педагогов, детей и родителей, обеспечит игровую, исследовательскую и творческую активность всех участников образовательного процесса, тем самым, качественно реализуя образовательный потенциал пространства ДОО.

Как показала практика один из наиболее эффективных элементов экологической развивающей среды – это метеостанция, которая предоставляет детям возможность следить за изменениями погоды, сезонными явлениями, научиться пользоваться специальными приборами для определения погоды, наблюдать за признаками, которые указывают на изменения погоды и обрабатывать результаты.

Идея создать метеостанцию на территории детского сада, которая поможет педагогам не только в теории рассказать об изменениях погоды, но и продемонстрировать на практике, а у детей возрастет активность и интерес к наблюдениям, создаст яркие картины очевидных и закономерных изменений в природе.

Новизна проекта : организация метеостанции с целью создания необходимых условий для практической организации наблюдений за погодными изменениями и проведения экспериментально-исследовательской деятельности с использованием измерительных приборов.

Цель: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через создание «Метеостанции», которая позволит расширить знания детей о значении погоды в окружающем мире.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

- изучение и анализ научно-методической литературы и материалов сети Internet по данной проблеме;

- создание «Метеостанции»;

- формирование навыка работать с «Метеостанцией;

- приобщение детей к народной мудрости, народному опыту: знакомить детей с народными приметами, проверять их в ходе наблюдений;

- повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родителей по формированию экологической культуры у дошкольников;

- привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе по формированию экологической культуры у детей посредством экологических детско-родительских проектов.

Для организации проектной деятельности использовались следующие методы исследования:

- изучение и анализ научно-методической литературы и материалов сети Internet по данной проблеме;

- целенаправленные наблюдения;

- индивидуальные беседы с детьми, родителями;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- организация экологических детско-родительских проектов;

- анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта.

Механизмы реализации

Для успешной реализации проекта определены пути воздействия на формирование основ экологической культуры у дошкольников, повышение экологически правильного грамотного поведения в природе.

Инновационный проект реализовывался в течение одного года и включал в себя следующие этапы:

I этап - подготовительно-информационный

(сентябрь 2017 г. – декабрь 2017 г.)

• изучение научно-методической литературы по теме проекта;

• анкетирование родителей для выявления потребности и степени их готовности участвовать в проекте;

• разработка локальных актов, методических материалов для реализации проекта;

• материально-техническое обеспечение проекта : приобретение (изготовление) необходимого оборудования для «Метеостанции».

II этап – практический (январь 2018 г. – сентябрь 2018 г.)

• организация работы на «Метеостанции»;

• педагогическая поддержка родителей (консультации, беседы, практикумы, тематические встречи);

• совместная деятельность детей и родителей (экологические детско-родительские проекты, презентации, досуги, выставки, экологические квесты) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в познавательно-исследовательскую деятельность по направлению экологического воспитания.

III этап – заключительно – аналитический

(октябрь 2018 г. – декабрь 2018 г.)

• обобщение, осмысление и систематизация результатов проекта;

• итоговый мониторинг эффективности использования «Метеостанции»;

• обобщение и распространение опыта исследовательской деятельности;

• трансляция опыта в сети интернет через сайты педагогических сообществ и сайт ДОО.

Виды и формы контроля:

- текущий контроль проходит в виде опросов, собеседований, педагогических наблюдений;

- итоговый контроль по темам проходит в виде презентаций экологических детско-родительских проектов;

- итоговый контроль в конце года проходит в виде экологического квеста.

Планируемые результаты

1. Дети старшего дошкольного возраста владеют базовыми знаниями экологической культуры и грамотным поведением в природе.

2. Социальные эффекты:

- выраженная активность родителей в совместной с детьми познавательно-исследовательской деятельности;

- дети и родители являются активными участниками экологических акций, проектов;

- создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами.

3. В результате реализации проекта ожидается получить следующие продукты, которые могут быть использованы в работе дошкольных образовательных организаций:

- презентация (фотоотчет) о функционировании «Метеостанции»;

- методические материалы (методическое пособие, методические рекомендации по эксплуатации «Метеостанции», подборка материалов для консультативно-просветительской работы с родителями, цикл экологических досугов и квестов).

Социальная значимость проекта

Таким образом, данный проект по организации «Метеостанции» и активного включения родителей в совместную с детьми познавательно-исследовательскую деятельность сделал более интересными традиционные наблюдения за погодой, значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и сформировались практические навыки их использования. У детей старшего дошкольного возраста сформировались исследовательские навыки, умение анализировать, обобщать. Все это свидетельствует о том, что проект был полезен для развития их интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сферы, а значит, может быть рекомендован для использования педагогами других дошкольных образовательных организаций.

Список использованной литературы

1. Баранникова Э., Тарасевич П. Создание развивающей среды на участке

детского сада // Ребенок в детском саду. – 2002.- №3. – с. 76.

2. Богомолова Н. И. Развивающая среда в экологическом образовании

дошкольников : // Воспитатель дошкольного образовательного

учреждения. – 2009. - №5 – с. 19-21

3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов в детском саду : Пособие для работников дошкольных

учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 113 с.

4. Кузнецова Л. В. Взаимодействие детского сада и семьи в

экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. – 2009.

№6. – с. 54-57

5. Маневцева Л. М., Саморукова П. Г. Мир природы и ребенок. – СПб. :

Детство – пресс, 2003.

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/05/28/razvitie-ekologicheskoy-kultury-u-doshkolnikov

7. https://www.maam.ru/detskijsad/aktualnost-yekologicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метеостанция в детском садуМетеостанция в детском саду Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается.

Проект «Метеостанция в детском саду»Проект «Метеостанция в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Березка» города Пролетарска ПРОЕКТ МЕТЕОСТАНЦИЯ В.

Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция»Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Мини-проект для детей старшего дошкольного возраста «Метеостанция» Подготовил: Воспитатель Ошаровская О. В. Актуальность: Современный дошкольник.

Проект «Метеостанция в ДОУ»Проект «Метеостанция в ДОУ» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №20, ст. Голубицкая, Краснодарского края. Проект " Юные метеорологи".

Проект «Мини-огород в детском саду»Проект «Мини-огород в детском саду» «Мини – огород в детском саду» Старшая группа Кустова Светлана Геннадьевна Маслакова Валентина Александровна 2018 - 2019 учебный год Направления:.

Проект «Метеостанция в детском саду»Проект «Метеостанция в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Березка» города Пролетарска ПРОЕКТ МЕТЕОСТАНЦИЯ В.

Проект «Осень в детском саду» ТИП ПРОЕКТА: творческий, групповой. ВИД ПРОЕКТА: долгосрочный( 04.09.18 -04.11.18.) Участники проекта: воспитатели, дети, родители, музыкальный.

Проект «Подвижные игры в детском саду»Проект «Подвижные игры в детском саду» МАДОУ Аксиньинский д/с общеразвивающего вида «Василёк» ПРОЕКТ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ» Инструктор по физической культуре.

Проект «Сказка в детском саду» Ведущая деятельность дошкольников – игровая. У детей с проблемами в развитии игровые действия сопровождаются примитивной речью, не имеющей.

Экологический проект в детском садуЭкологический проект в детском саду Природа - наш дом, сохраним её чистой» Так назывался экологический проект, который стартовал в июне месяце в нашем детском саду. Не смотря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Метеостанция в детском саду»
Опубликовано: 20 февраля 2019 в 20:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД