Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Анна Опарина
Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Дебесский детский сад №1»

Опарина Анна Станиславовна

Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка»

Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»

2017-2018 учебный год

Актуальность

«Учите ребёнка каким-нибудь пяти

неизвестным ему словам, и он будет

долго и напрасно мучиться над ними,

но свяжите с картинками двадцать

таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»

К. Д. Ушинский

Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Дети подготовительной группы часто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.

Это связано с тем, что речь дошкольников односложная, состоящая из простых предложений речь. Они ещё неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В. П. - блоками-квадратами, Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа.

Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,

но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.

Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно использовать таблицы, выполненные в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.

Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:

1. Изучить различные приемы мнемотехники

2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)

3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники

4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.

2. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.

3. Расширять и обогащать словарный запас детей.

4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.

Развивающие:1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.

2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.

3. Развивать умственную активность, сообразительность.

Воспитывающие: 1. Воспитывать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.

Годовой план работы по самообразованию

План действий Сроки Практическая деятельность

1 этап: Организационный

Изучение литературы по данной теме

Сентябрь

Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картинки.

Изучить опыт работы других педагогов на интернет-сайтах.

2 этап: Практический

Консультация на тему: «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Октябрь

Познакомить родителей с приемами мнемотехники.

Разработать и изготовить дидактические игры и упражнения по развитию речи при помощи схем-моделей, привлечь родителей в изготовлении игр.

Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем Ноябрь

Изготовление мнемотаблиц о временах года.

Формировать умение детей составлять связной рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.

Заучивание стихотворений при помощи мнемосхем Декабрь

Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений.

Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворений перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.

Работа с загадками, составление загадок. Январь

Изготовление мнемосхем для отгадывания загадок.

Учить детей составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь у детей.

Работа над пересказами с использованием опорных схем Февраль

Изготовление мнемотаблиц для составления рассказа.

Обучить детей приемам планирования собственного пересказа, активизировать и обогащать словарный запас детей.

Обучение сочинению сказок. Март

Изготовление картинок для составления мнемотаблиц.

Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки, учить придумывать название своей сказке.

Работа по составлению рассказа по сюжетным картинам. Апрель

Изготовление сюжетных картинок.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики, учить исследовательским действиям при рассмотрении картины, учить детей составлять связной рассказ по картине с опорой на схему. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Май

Обобщение знаний и умений, приобретенных за год.

Принципы реализации:

• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.

Результатами работы должны стать:

• Улучшение показателей связной речи у детей.

• Обогащение словарного запаса, формирование ассоциативного мышления, развитие зрительной и слуховой памяти, развитие зрительного и слухового внимания, развитие воображения.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники» Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Речь человека служит показателем его интеллектуального и эмоционального развития. Чтобы воспитать гармоничную личность, необходимо с раннего.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Групповая консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность».

Консультация для педагогов «Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством проектного метода» Цель: систематизировать знания педагогов по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста, вооружить практическими навыками работы.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста» Родители имеют большие возможности развивать связную.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Обобщение опыта работы «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки» Обобщение опыта работы Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством сказки В настоящее время мы переходим к.

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей с использованием приемов мнемотехники» Введение Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не.

План самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники» Тема : "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством мнемотехники". Цель: использование технологии мнемотехники в образовательном.

Консультация «Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук» Актуальность Изучая данную тему по самообразованию очевидно, что в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Сюжетные картинки
  • Лето
Автор публикации:
Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
Опубликовано: 22 января 2018 в 09:00
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Экскурсия в медицинский кабинет в детском саду
Цель: раскрыть смысл деятельности медицинского персонала в детском саду. Задачи: 1. Вызвать у детей интерес к профессии врача. 2. Развивать внимание,...
Познавательная опытно-экспериментальная деятельность во второй младшей группе
Познавательная, опытно-экспериментальная деятельность во 2 младшей группе Пояснительная записка. Познавательная активность у детей младшего дошкольного...
Занятие по рисованию «Танки на параде» с детьми младшего возраста с использованием...
Цель: рисование картинки "Танк на параде" в подарок папе. Задачи: * учить детей рисовать танк, используя нетрадиционные инструменты для рисования; *...
Конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП для детей 3–4 лет...
Задачи: Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения. Обозначать результат сравнения словами: больше-меньше, столько-сколько....
Использование интерактивной доски в коррекционной работе учителя-логопеда
бразовательный процесс без применения ИКТ технологий в дошкольном образовании представить уже невозможно. Современные дети проявляют к ним огромный...