Анна Опарина
Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Дебесский детский сад №1»
Опарина Анна Станиславовна
Воспитатель подготовительной группы №9 «Лесная сказка»
Тема: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»
2017-2018 учебный год
Актуальность
«Учите ребёнка каким-нибудь пяти
неизвестным ему словам, и он будет
Публикация «Консультация „Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
долго и напрасно мучиться над ними,
но свяжите с картинками двадцать
таких слов – и ребёнок усвоит их на лету…»
К. Д. Ушинский
Главный инструмент нашего разума — это память. Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы память не подводила нас в самые важные мгновения жизни, нужно постоянно тренировать ее. Методов для развития и эффективного использования памяти существует множество.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление редкое. Дети подготовительной группы часто испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Это связано с тем, что речь дошкольников односложная, состоящая из простых предложений речь. Они ещё неспособны грамматически правильно построить распространенное предложение.
Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для повышения результативности работы в данном направлении можно применять такие эффективные приёмы мнемотехники – мнемосхемы.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В. К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В. П. - блоками-квадратами, Ефименко Л. Н. - схемой составления рассказа.
Использование приема мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, а ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,
но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей уже накоплен основной словарный запас.
Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве наглядного материала мнемотаблиц. Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу, сказке.
Для обучения детей младшего и среднего возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, для детей старшего возраста схемы желательно использовать таблицы, выполненные в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость цветных изображений.
Работа по развитию речи с использованием мнемотехники – это начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Благодаря данному виду работы у детей появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни; расширяется круг знаний об окружающем мире; расширяется активный и пассивный словарный запас; появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.
Цель: Изучить приемы мнемотехники для развития связной речи детей дошкольного возраста.
Задачи:
Обучающие:
1. Изучить различные приемы мнемотехники
2. Разработать и изготовить мнемотаблицы на различные темы (пополнить развивающую среду по речевому развитию)
3. Познакомить родителей с приемами мнемотехники
4. Способствовать развитию у детей памяти, внимания, образного мышления.
2. Формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы.
3. Расширять и обогащать словарный запас детей.
4. Способствовать формированию развития у детей восприятия, воспроизведения, умения использования средств технологии.
Развивающие :1. Развивать монологическую и диалогическую речь детей.
2. Развивать у детей умение с помощью мнемотаблиц рассказывать сказки, рассказы, стихи, скороговорки.
3. Развивать умственную активность, сообразительность.
Воспитывающие: 1. Воспитывать умение свободно общаться со взрослыми и детьми.
Годовой план работы по самообразованию
План действий Сроки Практическая деятельность
1 этап: Организационный
Изучение литературы по данной теме
Сентябрь
Подобрать дидактические игры и упражнения, сюжетные картинки.
Изучить опыт работы других педагогов на интернет-сайтах.
2 этап: Практический
Консультация на тему : «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Октябрь
Познакомить родителей с приемами мнемотехники.
Разработать и изготовить дидактические игры и упражнения по развитию речи при помощи схем-моделей, привлечь родителей в изготовлении игр.
Составление описательных рассказов о временах года при помощи мнемосхем Ноябрь
Изготовление мнемотаблиц о временах года.
Формировать умение детей составлять связной рассказ по картинке с помощью схемы, пополнять и активизировать словарный запас детей.
Заучивание стихотворений при помощи мнемосхем Декабрь
Изготовление мнемотаблиц для заучивания стихотворений.
Учить детей заучивать стихотворения с помощью схем-моделей. Работать над выразительным чтением стихотворений перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии.
Работа с загадками, составление загадок. Январь
Изготовление мнемосхем для отгадывания загадок.
Учить детей составлять и отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь у детей.
Работа над пересказами с использованием опорных схем Февраль
Изготовление мнемотаблиц для составления рассказа.
Обучить детей приемам планирования собственного пересказа, активизировать и обогащать словарный запас детей.
Обучение сочинению сказок. Март
Изготовление картинок для составления мнемотаблиц.
Учить детей сочинять сказку по модели-схеме, последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки, учить придумывать название своей сказке.
Работа по составлению рассказа по сюжетным картинам. Апрель
Изготовление сюжетных картинок.
Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики, учить исследовательским действиям при рассмотрении картины, учить детей составлять связной рассказ по картине с опорой на схему. Пополнять и активизировать словарный запас детей.
Проведение различных игр на закрепление пройденного материала. Май
Обобщение знаний и умений, приобретенных за год.
Принципы реализации:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации – реализация проекта обеспечивает развитие каждого ребенка.
Результатами работы должны стать:
• Улучшение показателей связной речи у детей.
• Обогащение словарного запаса, формирование ассоциативного мышления, развитие зрительной и слуховой памяти, развитие зрительного и слухового внимания, развитие воображения.