Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»

Алвита Папикян
Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»

Тема: Семейные обычаи на Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию

с использованием

- игровых

- инфрмационно – коммуникативных

- здоровьесберегающих технологий

«Семейные обычаи на Кубани»

Подготовила:

Воспитатель МБДОУ детского сада № 21

Папикян Алвита Гарниковна

п. Новопокровский

2012год

Публикация «Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию „Семейные обычаи“» размещена в разделах

Тема: Семейные обычаи на Кубани

Программное содержание: расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, коромысло, чугунок, сундук; определениями: старинный, деревянный, расписной. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. уважение, интерес к обычаям старины, к русскому и Кубанскому фольклору;

Материалы и оборудование: аудиозаписи Кубанского казачьего хора; модули, атрибуты казачьей хаты; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; колыбелька; булка хлеба и соли; соленое тесто, влажные салфетки. Мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

- Дети входят в групповую комнату.

Воспитатель : - Дети, а вы любите путешествовать?

Дети: - Да.

Воспитатель : - Я вас приглашаю в путешествие по лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу.

Дети:- деревья, волшебный камень.

Воспитатель : - Дети, что же это за камень? А камень – не простой, на нем что-то написано. Вам интересно что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:

Налево пойдешь – далеко не уйдешь.

Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.

Направо пойдешь – много интересного найдешь.

Дети, куда же пойдем?

Дети:- Направо.

Воспитатель :- А где правая сторона?

Дети показывают правую сторону.

Воспитатель : - Ну, что же, в путь!

Дети идут переступая через модули.

Мы шагаем по тропинке

Выпрямляем прямо спинку

Подними повыше ногу

Покажи другим дорогу!

Дети проходят в зону «Казачья хата».

Воспитатель : - Вот мы и пришли. (детей встречает хозяйка с хлебом, солью) Хозяйка: Дети куда мы попали? На Кубани есть очень хороший обычай встречать гостей хлебом солью. Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?

Дети: - В казачьей хате.

Хозяйка - А почему вы решили, что это казачья хата.

Дети: - Потому что здесь стоят печка, глиняная посуда, прялка, сундук.

Хозяйка показывает чугунок. - Дети, что это?

Дети: - Чугунок.

Хозяйка - Для чего нужен чугунок?

Дети: - В нем варили кушать.

Хозяйка показывает коромысло - Дети, а это что?

Дети: - коромысло

Хозяйка А для чего нужно коромысло

Дети:

- На коромысле носили воду из колодца

Раздается звук плача ребенка.

Хозяйка - Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Хозяйка - Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Хозяйка - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена, выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Хозяйка - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Саша, а когда я вырасту, то меня будут звать Александром и т. д.

Хозяйка - Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

Дети высказывают предположения.

Хозяйка - Это имя обозначает хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым

Хозяйка Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети: - Уголек, зернышки, монетки.

Хозяйка - А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети: - Их клали, когда купали ребенка.

Хозяйка - Да, правильно, раньше, на Кубани, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Хозяйка кладет уголек:

Хозяйка - А что говорили, когда клали уголек?

Дети: - Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Хозяйка - А что говорили, когда клали зернышко?

Дети: - Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Хозяйка - А что говорили, когда клали монетку?

Дети: - Будь всегда богат.

Хозяйка берет одного ребенка, он купает куклу.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным- черна!

Дети вытирают куклу.

Хозяйка

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Хозяйка - Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. А что потом делали родители.

Дети - Укладывали спать.

Хозяйка - А куда клали спать ребеночка?

Дети: - В колыбельку.

Хозяйка - А что же такое колыбелька?

Дети: - Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Хозяйка - Да, есть у нас такая колыбелька. Показывает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки.

Дети: - Деревянная, расписная.

Дети кладут в колыбельку Егорушку.

Ребята, положили родители ребеночка в колыбельку, а что дальше делали?

Дети: - Пели колыбельную.

Хозяйка - А что такое колыбельная?

Дети: - Это песенка, под которую засыпает ребенок.

Хозяйка - Дети, а давайте и мы споем колыбельную для Егорушки. Споем?

Дети: - Да. Дети поют совместно с воспитателем :

Баю-баюшки-баю

Я тебе покой дарю.

Ветер в окна к нам свистит,

Снег по улице кружит.

В небе звездочка горит:

«Спи, сыночек, - говорит, -

Баю-баю-баю-бай

Спи, Егорка, засыпай!»

Хозяйка - Вот и уснул наш Егорушка.. Дети, давайте мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Дети, а что такое оберег?

Дети:- Это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

Хозяйка - Да, это так, он защищал ребенка от беды. Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.

Смотрим на наш оберег (показывает образец).

Хозяйка - Из чего мы с вами его слепим?

Дети: - Из соленого теста.

Воспитатель рассаживает детей за столы, воспитатель напоминает об осанке за работой, помогает детям (Ты с чего начнешь работать? Каким приёмами будешь пользоваться и т. д.).После работы детей хозяйка хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п.

Хозяйка - Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную кубанскую игру «Петушок»?

Утром кто чертей гоняет

Песню звонкую спивает

Спать мешает казаку

И кричит «Ку-ка-ре-ку»

Хозяйка - Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Хозяйка

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок – настоящий именинный пирог.

Для проведения занятия использовала литературу:

Т. П. Хлопова, Н. П. Легких, И. Н. Гусарова, С. К. Фоменко, Л. М. Данилина-

«Ты, Кубань, ты наша Родина».

О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам Русской народной культуры»

В. Н. Ратушняк «Родная Кубань страницы истории»

М. В. Мирук, Е. Н. Ерёменко, Т. А. Науменко, Н. Я. Паскевич «Кубанове-дение».

П. В. Генералов, Н. Т. Генералова «Живи и красуйся станица моя»

Кубани

Публикации по теме:

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» Интегрированное занятие по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Богатыри земли русской» воспитатель Готчанина Г. Ю.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой родной посёлок» Конспект непосредственно образовательной деятельности по нравственно - патриотическому воспитанию в старшей группе с использованием игровых;.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина — Россия» Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной группе «Наша Родина-Россия» Муниципальное бюджетное дошкольное.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Детский сад — второй наш дом» «Детский сад – второй наш дом». Задачи: 1) Образовательные: • Расширение знаний детей о профессиях работников д/с средствами ИКТ; • Формирование.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому в старшей группе воспитанию «Родной край» Конспект открытого занятия в группе «Колокольчик» по нравственно – патриотическому воспитанию «Родной край» Задачи: обобщить знание детей.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Конспект занятия в старшей группе по нравственному воспитанию «О дружбе и друзьях» Воспитатель :Горячева А. А. 2014г.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя малая Родина» Тип занятия: нравственно-патриотическое. Тема занятия: «Моя малая Родина». Форма занятия: «Путешествие в прошлое и настоящие». Цель: воспитание.

Конспект занятия в старшей группе по нравственно — патриотическому воспитанию, посвященного Дню Победы. Цели и задачи занятия: Воспитывать уважение к людям стоящим на защите Родины. Расширять знания детей о подвиге советских воинов, о Великой.

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Наш бессмертный полк» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №5 «Солнышко» ПРОЕКТ по нравственно-патриотическому воспитанию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи»
Опубликовано: 17 ноября 2017 в 10:46
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД