Мария Агафонова
Театрализованное занятие «Семейные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со старинными семейными обычаями на Руси.
Задачи:
1) обучающая: учить создавать куклу-оберег из лоскутков,
2) развивающая: развитие и пополнение словарного запаса именами существительными,развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук,
3) повторение (закрепление) : повторить знания детей о былинных героях,
4) воспитательная: воспитывать любовь и уважение к старинным русским обычаям.
Публикация «Театрализованное занятие „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семья. Сценарии семейных развлечений
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Предварительная работа: беседа по окружающему миру по теме: "Я и моё имя", "Предметы русской старины", "Русская изба", чтение русской народной сказки "Василиса Прекрасная", слушание русских народных песен, проведение русских народных игр.
Оборудование: записи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, кукла, уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соли, лоскутки ткани, вата и нитки.
Ход занятия.
Ширма. Перед ширмой стоит кукла: Василиса Прекрасная в русском народном костюме.
В: - Ребята, смотрите, кто это?
Д: - Василиса Прекрасная.
В: - В каких сказках встречается Василиса Прекрасная?
Д: (Называют сказки)
В: - Василиса прекрасная принесла нам волшебную книгу. Заглянем туда чуть позже
В: - Во что одета Василиса Прекрасная?
Д: - В русский народный костюм.
В: - Назовите предметы этого костюма.
Д: - Кокошник, рубашка, сарафан.
В: - Василиса Прекрасная приглашает нас в гости. Давайте заглянем за ширму и посмотрим, что там находится.
(Ширма открывается. За ширмой -фрагмент русской народной шубы, печь, стол, деревянная посуда, люлька. Вокруг стоят стульчики для детей. Дети садятся на стульчики.)
В: - Посмотрите, сколько здесь всего интересного. Где же мы?
Д: - В русской избе.
В: - А почему вы так решили?
Д: - Здесь русская печка, самовар, деревянная посуда.
В: - Ребята, что это?
Д: - Чугунок.
В: - Для чего он нужен?
Д: - В нем варили кушать.
В: - А это что?
Д: - Лапти.
В: - Для чего нужны лапти?
Д: - Их обували на ноги.
(Раздается плач ребенка)
В: - Ребята, что это за звук? Кто плачет?
Д: - Это плачет малыш
(Ребенок достает из колыбельки куклу)
В: - Правильно. Это кукла -малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.
(Ребенок, доставший куклу, качает. Плач стихает)
В: - С древних времен, когда ребенок рождался, родители придумывали ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя. Но только имя будет не простое, а старинное. Ребята, а какие старинные русские имена знаете вы?
(Дети называют старинные русские имена, упоминая русских богатырей и дают имя кукле - малышу)
Дети, пока наш малыш маленький, его все будут ласково звать. А как вас по имени ласково называют ваши родители?
(Ответы детей)
В: - Молодцы! Ребятки, а вы знаете, что обозначает имя. (куклы -малыша) А что обозначает ваше имя?
(Воспитатель заглядывает в свою книгу и читает значении е имени названного ребенка-малыша).
В: - Ребята, у вас очень интересные имена. Но наши имена принадлежат не только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют тезки.
- Как называют людей, у которых одинаковые имена?
Д: -Тезки.
В: - Правильно, молодцы. А в нашей группе есть тезки?
Д: - Катя Ермохина и Катя Семенова, Дим Пархоменко и Дима Иноземцев, Миша Горячев и Миша Баушев…
В: - Ребята, посмотрите, здесь для. приготовлены вещи. Что это
за вещи?
Д: - Уголек, зернышки, монетки.
В: - Их клали, когда первый раз купали ребенка. Раньше, на Руси, давным -давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой. И мы с вами тоже положим их нашему. (Первый ребенок кладет в таз с водой уголек).
В: - А говорили при этом: "Привыкай, к домашнему теплу".
(Второй ребенок кладет зернышки).
В: - Когда клали зерно, говорили: "Будь всегда сыт".
(Третий ребенок кладет монетки).
В: - Когда клали монетки, говорили: "Будь всегда богат".
(Двое детей купают куклу, третий ребенок читает, приговаривая) :
Тили - тили, тили -тили,
Мы по воду ходили.
Воды для.
Полное ведерко.
Мыли - мыли - мыли - мыли,
Бело - набело отмыли.
И головка одна
Стала белым – бела.
(Третий ребенок читает, приговаривает) :
Мы пойдем купаться,
И в воде плескаться,
Брызгаться, резвиться,
Будет кроха мыться.
Мы вымоем ножки
Нашему крошке.
Вымоем ручонки
Нашему мальчонке,
Спинку и животик,
Личико и ротик -
Чистый вот какой,
Сыночек родной!
(Дети вытирают куклу, ребенок читает, приговаривает) :
Полотенце вышито - бело
Вытирай малыша умело
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепким.
В: - Мы малыша вымыли, вытрем. После купания ребенка одеваем. Одеваем его не в простую окраску, а только в отцову рубашку. А почему, как думаете?
(Ответы детей)
В: - Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Ребеночка одели, а дальше его надо уложить спать. А куда клали ребеночка?
Д: - В колыбельку.
В: А что же такое колыбелька?
Д: - Это кроватка, куда клали малыша и качали.
(Воспитатель достает колыбельку, показывает детям)
В: - Посмотрите, какая у нас колыбелька, деревянная, расписная. А посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Д: - Хлеб и соль.
В: - Молодцы! Правильно. На Руси хлебом - солью встречали дорогих гостей. И мы с вами положим это в колыбельку, приговаривая: "Наконец - то ты родился, долгожданный. ". А когда укладывали малыша спать, пели колыбельную. (ребенок читает (поёт) колыбельную) :
Баю - баюшки - баю
Я тебе покой дарю.
В небе звездочка горит:
"Спи, сыночек, -говорит,-
Баю - баю -баю - бай
Спи. засыпай"
В: - Пока ребеночек спал, родители не спали, не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Давайте, ребята, и мы с вами смастерим нашему. подарок. Да не простой, а настоящий оберег. А что такое оберег?
(Ответы детей)
(Воспитатель берет свою книгу и читает, что такое оберег)
Оберег - это предмет, который защищал и охранял людей от бед.
В: - Садитесь за столы. Работу будете выполнять парами. Нам потребуется ткань, вата и нитки:
1) Возьмите вату и положите в середину (в центр) лоскутка. Это голова оберега.
2) Один держит голову, а другой перематывает туго ниточкой. Делаем два узелка, что бы крепче было.
3) Получившийся сверток расправляем.
(Получившиеся обереги дети кладут в красивую коробочку или в кроватку к кукле - малышу.)
Итог
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что означает слово тёзки?
- Что изготовляли?
- Для чего нужен оберег?
- Молодцы!