МААМ-картинки

Театрализованное занятие «Семейные обычаи на Руси»

Мария Агафонова
Театрализованное занятие «Семейные обычаи на Руси»

Цель: Познакомить детей со старинными семейными обычаями на Руси.

Задачи:

1) обучающая: учить создавать куклу-оберег из лоскутков,

2) развивающая: развитие и пополнение словарного запаса именами существительными,развитие внимания, памяти, мелкой моторики рук,

3) повторение (закрепление) : повторить знания детей о былинных героях,

4) воспитательная: воспитывать любовь и уважение к старинным русским обычаям.

Публикация «Театрализованное занятие „Семейные обычаи на Руси“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседа по окружающему миру по теме: "Я и моё имя", "Предметы русской старины", "Русская изба", чтение русской народной сказки "Василиса Прекрасная", слушание русских народных песен, проведение русских народных игр.

Оборудование: записи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы, кукла, уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, кусочек хлеба и соли, лоскутки ткани, вата и нитки.

Ход занятия.

Ширма. Перед ширмой стоит кукла: Василиса Прекрасная в русском народном костюме.

В: - Ребята, смотрите, кто это?

Д: - Василиса Прекрасная.

В: - В каких сказках встречается Василиса Прекрасная?

Д: (Называют сказки)

В: - Василиса прекрасная принесла нам волшебную книгу. Заглянем туда чуть позже

В: - Во что одета Василиса Прекрасная?

Д: - В русский народный костюм.

В: - Назовите предметы этого костюма.

Д: - Кокошник, рубашка, сарафан.

В: - Василиса Прекрасная приглашает нас в гости. Давайте заглянем за ширму и посмотрим, что там находится.

(Ширма открывается. За ширмой -фрагмент русской народной шубы, печь, стол, деревянная посуда, люлька. Вокруг стоят стульчики для детей. Дети садятся на стульчики.)

В: - Посмотрите, сколько здесь всего интересного. Где же мы?

Д: - В русской избе.

В: - А почему вы так решили?

Д: - Здесь русская печка, самовар, деревянная посуда.

В: - Ребята, что это?

Д: - Чугунок.

В: - Для чего он нужен?

Д: - В нем варили кушать.

В: - А это что?

Д: - Лапти.

В: - Для чего нужны лапти?

Д: - Их обували на ноги.

(Раздается плач ребенка)

В: - Ребята, что это за звук? Кто плачет?

Д: - Это плачет малыш

(Ребенок достает из колыбельки куклу)

В: - Правильно. Это кукла -малыш. Он только сегодня родился, поэтому и плачет. Давайте его покачаем.

(Ребенок, доставший куклу, качает. Плач стихает)

В: - С древних времен, когда ребенок рождался, родители придумывали ему имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя. Но только имя будет не простое, а старинное. Ребята, а какие старинные русские имена знаете вы?

(Дети называют старинные русские имена, упоминая русских богатырей и дают имя кукле - малышу)

Дети, пока наш малыш маленький, его все будут ласково звать. А как вас по имени ласково называют ваши родители?

(Ответы детей)

В: - Молодцы! Ребятки, а вы знаете, что обозначает имя. (куклы -малыша) А что обозначает ваше имя?

(Воспитатель заглядывает в свою книгу и читает значении е имени названного ребенка-малыша).

В: - Ребята, у вас очень интересные имена. Но наши имена принадлежат не только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Таких людей называют тезки.

- Как называют людей, у которых одинаковые имена?

Д: -Тезки.

В: - Правильно, молодцы. А в нашей группе есть тезки?

Д: - Катя Ермохина и Катя Семенова, Дим Пархоменко и Дима Иноземцев, Миша Горячев и Миша Баушев…

В: - Ребята, посмотрите, здесь для. приготовлены вещи. Что это

за вещи?

Д: - Уголек, зернышки, монетки.

В: - Их клали, когда первый раз купали ребенка. Раньше, на Руси, давным -давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой. И мы с вами тоже положим их нашему. (Первый ребенок кладет в таз с водой уголек).

В: - А говорили при этом: "Привыкай, к домашнему теплу".

(Второй ребенок кладет зернышки).

В: - Когда клали зерно, говорили: "Будь всегда сыт".

(Третий ребенок кладет монетки).

В: - Когда клали монетки, говорили: "Будь всегда богат".

(Двое детей купают куклу, третий ребенок читает, приговаривая) :

Тили - тили, тили -тили,

Мы по воду ходили.

Воды для.

Полное ведерко.

Мыли - мыли - мыли - мыли,

Бело - набело отмыли.

И головка одна

Стала белым – бела.

(Третий ребенок читает, приговаривает) :

Мы пойдем купаться,

И в воде плескаться,

Брызгаться, резвиться,

Будет кроха мыться.

Мы вымоем ножки

Нашему крошке.

Вымоем ручонки

Нашему мальчонке,

Спинку и животик,

Личико и ротик -

Чистый вот какой,

Сыночек родной!

(Дети вытирают куклу, ребенок читает, приговаривает) :

Полотенце вышито - бело

Вытирай малыша умело

Будет чистеньким малыш,

Вырастет у нас крепким.

В: - Мы малыша вымыли, вытрем. После купания ребенка одеваем. Одеваем его не в простую окраску, а только в отцову рубашку. А почему, как думаете?

(Ответы детей)

В: - Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Ребеночка одели, а дальше его надо уложить спать. А куда клали ребеночка?

Д: - В колыбельку.

В: А что же такое колыбелька?

Д: - Это кроватка, куда клали малыша и качали.

(Воспитатель достает колыбельку, показывает детям)

В: - Посмотрите, какая у нас колыбелька, деревянная, расписная. А посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Д: - Хлеб и соль.

В: - Молодцы! Правильно. На Руси хлебом - солью встречали дорогих гостей. И мы с вами положим это в колыбельку, приговаривая: "Наконец - то ты родился, долгожданный. ". А когда укладывали малыша спать, пели колыбельную. (ребенок читает (поёт) колыбельную) :

Баю - баюшки - баю

Я тебе покой дарю.

В небе звездочка горит:

"Спи, сыночек, -говорит,-

Баю - баю -баю - бай

Спи. засыпай"

В: - Пока ребеночек спал, родители не спали, не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Давайте, ребята, и мы с вами смастерим нашему. подарок. Да не простой, а настоящий оберег. А что такое оберег?

(Ответы детей)

(Воспитатель берет свою книгу и читает, что такое оберег)

Оберег - это предмет, который защищал и охранял людей от бед.

В: - Садитесь за столы. Работу будете выполнять парами. Нам потребуется ткань, вата и нитки:

1) Возьмите вату и положите в середину (в центр) лоскутка. Это голова оберега.

2) Один держит голову, а другой перематывает туго ниточкой. Делаем два узелка, что бы крепче было.

3) Получившийся сверток расправляем.

(Получившиеся обереги дети кладут в красивую коробочку или в кроватку к кукле - малышу.)

Итог

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что означает слово тёзки?

- Что изготовляли?

- Для чего нужен оберег?

- Молодцы!

Публикации по теме:

Творческий проект «В гостях у сказки» ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений и навыков..

Творческий проект «В гостях у сказки» цели и задачи проекта ЦЕЛИ ПРОЕКТА: развитие и поддержание интереса детей к театрализованной игре путем освоения сложных игровых умений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованное занятие «Семейные обычаи на Руси»
Опубликовано: 18 сентября 2014 в 19:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД