Гоарик Есаян
Составлении рассказа по картине «Поздняя осень» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
- уточнить знания детей о признаках осени;
- формировать навыки составления короткого описательного рассказа по картине;
- формировать пространственно-временные представления;
Развивающие задачи:
-развивать слуховое и зрительное внимания, мышления, всех видов восприятия, творческого воображения;
-учить придумывать предложения и произносить их с различной интонационной окраской, передавая голосом чувства радости и огорчения.
Воспитательные задачи:
- воспитывать бережного отношения к природе;
Публикация «Составлении рассказа по картине „Поздняя осень“ в старшей группе» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
- воспитывать интерес к пейзажной живописи.
Словарная работа: активизировать «осенний» словарь: слякоть, непогода, ненастье, бурая, ржавая, рыжая трава, пожухлые листья, золотая, разноцветная, дождливая, хмурая, ранняя, средняя, поздняя, урожайная, богатая, унылая, прекрасная, дождливая, пасмурная, теплая, красивая,
Оборудование. Мольберт, репродукция картины «Поздняя осень», грамзапись П. И. Чайковского «Осенний день.
Предварительная работа. Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью, рассматривание иллюстраций о осени, разучивание стихов и песен, пальчиковые гимнастики, чтение произведений, художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, конструирование из природного материала) о осени. Конкурс с участием родителей «Осенняя фантазия».
Материал: Мольберт, иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени, репродукция картины «Поздняя осень», запись звуков природы.
Предварительная работа. Целевые прогулки, ежедневные наблюдения за изменениями в природе поздней осенью, рассматривание иллюстраций о осени, разучивание стихов и песен, пальчиковые гимнастики, чтение произведений, художественно-творческая деятельность (лепка, аппликация, конструирование из природного материала) по осени. Конкурс с участием родителей «Осенняя фантазия».
1. Вводная часть.
Ход занятия:
- Ребята, у меня в руках такая красивая корзина, посмотрим, что в ней?
-Ой, загадка, нужно будет отгадать, надо прослушать до конца, потом поднимать руку и отвечать:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся-
Это время года как зовётся? (осень)
Воспитатель: Правильно, это осень, давайте поиграем в игру «Укрась словечко». Передаём листик по кругу и говорим- осень какая?
Осень – золотая, разноцветная, дождливая, хмурая, ранняя, средняя, поздняя, урожайная, богатая, унылая, прекрасная, дождливая, пасмурная, теплая, красивая,
Воспитатель: Молодцы. Я предлагаю вам сесть на стулья.
Ребята, назовите, пожалуйста, осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь).
Поставить картину с изображением ранней осени.
-На картине изображена ранняя осень -сентябрь. Листья на березах только начали желтеть и опадать.
Поставить картину с изображением золотой осени.
Воспитатель: А это золотая осень- октябрь. Красные, желтые листья блестят на солнышке, укрывают землю золотым ковром.
Поставить картину с изображением поздней осени.
Воспитатель: Чтобы понимать, какой месяц на картине, отгадайте загадку:
Солнца нет, на небе тучи,
Ветер вредный и колючий,
Дует так, спасенья нет!
Что такое? Дай ответ! (Поздняя осень.)
Дети: Это последний месяц осени – ноябрь- поздняя осень.
Воспитатель: Верно, молодцы, на картине изображена ноябрь-поздняя осень.
– Что вы можете сказать про солнце осенью?
(Греет плохо, солнечных дней стало меньше).
- А какое небо осенью? (Хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное).
- Что происходит осенью с деревьями? ( Листья: желтеют, краснеют, опадают, засыхают. Деревья стоят голые.)
- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад).
- Листья осенью, что делают? (Желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)
- С травой осенью, что происходит? (Засыхает, желтеет, увядает)
- Что птицы делают осенью? (Улетают в теплые края)
- Как называют этих птиц? (Перелетные)
- Что делают осенью насекомые? (Прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору деревьев).
- Что делают животные осенью? (Готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму – медведь, еж, барсук. Другие меняют шкурку – заяц, белка, лиса. Третьи делают запасы на зиму – белка, еж.)
- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, иногда падает снег.)
- Что бывает только осенью? (Сбор урожая, отлёт птиц, листопад.)
- Молодцы, раз вы такие умные, сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья. Поиграем?
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы рассказали о признаках осени. А теперь давайте немного отдохнём. Сейчас я взмахну волшебной веточкой, и вы превратитесь в осенние листья. Поиграем?
Физминутка (2 раза, с разным темпом)
Дети. Мы листики осенние, (руки вверх)
На веточках висели. (покачать кистями рук)
Ветер дунул, полетели. (качаем руками, наклоны туловища в стороны)
Мы летели, мы летели, (покружиться)
И на землю тихо сели. (присесть, опустив руки)
Ветер снова набежал (встаём)
И листочки вверх поднял. (поднимаем руки вверх)
Закружились, полетели (качаем руками)
И опять на землю сели. (садимся на корточки).
Воспитатель: Ребята, занимайте свои места. А вы знаете, что
многие художники изображают осенние пейзажи.
-Что такое пейзаж?
Дети. Пейзаж – это картины, а которых изображена природа.
-Давайте мы ее рассмотрим.
Рассматривание картины «Поздняя осень».
Воспитатель: Ребята, какой период осени изображен на картине? Как вы думаете это ранняя осень, середина осени или уже конец осени? - Конец осени, месяц ноябрь. - Как вы догадались? - Деревья голые, трава завяла, потемнела, стала бурой, ржавой - Как вы думаете, как назвал её художник?
- «Поздняя осень». - Какие краски использовал художник в своей картине?
- Холодные, тёмные.
- Что вы видите на переднем плане?
- Дорогу.
- Какая дорога?
- Широкая, длинная, грязная.
- Что вы видите на дороге?
- На дороге широкая грязная лужа и маленькие лужицы.
- Кого художник изобразил дальше, на дороге?
- Дальше, на дороге, художник изобразил школьников. Они идут в школу.
- Посмотрите влево, кого вы видите слева, на обочине дороги?
- Слева, на обочине дороги пять ворон.
- Что изображено справа от дороги?
- Справа, от дороги, на картине изображены разные деревья: берёзы, клёны, сосны.
- Что вы видите вдали на картине?
- Деревья, а за ними деревня, а за деревней густой лес.
- Я думаю, что художник изобразил ясный день. Вы согласны со мной?
- Нет, на картине пасмурный, ненастный, хмурый день.
- Как вы это определили?
- Нет солнца, небо низкое, хмурое, серое. По низкому небу плывут тёмные, дождевые тучи.
- Увидеть все, что есть, на этой картине могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите «бинокли». Что вы видите ещё на картине?
- Высоко в небе кружится стая птиц. На ветке сидит сорока.
- Дети, а как птицы предвещают непогоду?
- Вороны собираются в стаи, летают высоко и низко, громко каркают, а сороки трещат.
Психогимнастика: Ребята, а сейчас приглашаю вас на ковер, Давайте с вами закроем глаза и послушаем звуки природы. Тихо, тихо, внимательно слушайте.
(звуки дождя, ветра, птиц и листья)
Воспитатель: - Открывайте глаза, вдохните глубоко. Какие звуки вы услышали?
Дети: Крик птиц, шорох листвы, звук ветра, треск сучьев, звуки дождя.
Воспитатель: Садитесь на стулья.
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже рассмотрели картину «Поздняя осень». А теперь будем продолжать учится составлять рассказы по ней. Чтобы было легче составить рассказ, я предлагаю вам такой план:
• Начать рассказ с названия картины.
• Назвать время года и описать его.
• Сказать о погоде изображенном на картине.
• Рассказать, что делают люди на картине.
• Рассказать, что делают птицы на картине.
(С детьми повторяем очерёдность составление рассказа).
Воспитатель: - Давайте первым расскажу я :
• Картина называется «Поздняя осень».
• Стоял осенний хмурый пасмурный день.
• Небо было тёмным, серым, хмурым, низким.
• По низкому небу плывут тёмные, дождевые тучи.
• Недавно прошёл сильный дождь.
• На дороге образовались большие лужи и маленькие лужицы.
• Вдали по мокрой дороге идут школьники.
• Деревья стоят голые.
• Холодный сырой ветер срывает листья деревьев и уносит их далеко.
• Зимующие птицы собираются в стаи, летают высоко и низко, ищут себе корм.
-Вам понравился мой рассказ? А сейчас предлагаю вам составить рассказ по картине. Не забывайте – рассказываем по плану (Прослушать 2-3 человека).
-Молодцы, вы хорошо справились с заданием.
Рефлексия:
Воспитатель: -Расскажите, ребята, чем мы сегодня занимались?
Дети: - Мы учились составлять рассказ по картине.
Воспитатель: - Что вам понравилось больше всего занятии?
Дети- Физминутка, новые слова….
Воспитатель: - Вы, ребята, все были молодцы и замечательно справились со всеми заданиями.
Поздняя осень – немного грустный период. Природа поздней осенью как будто засыпает, но мы знаем, что впереди нас ждёт другое интересное и красивое время года - какое?
Дети - Зима.
Воспитатель: На этом наше занятие окончено. Спасибо всем, хлопаем себе.