Ольга Яворская
Тема урока: Окончание и основа слова
▼ Скачать + Заказать документы
Русский язык
Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 22
Тема урока : Окончание и основа слова
Цель: Повторить состав слова; уметь находить окончание и основу слова; различать слова с нулевым окончанием; изменять окончание для связи слов в предложении.
Задачи урока :
Углубить знания об окончании как изменяемой части слова и его ролью в предложении.
Публикация «Тема урока: Окончание и основа слова» размещена в разделах
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
ознакомление с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.
углубление представлений учащихся об особенностях окончания как части слова, которая служит для связи слов в предложении, и роли предлога.
Тип урока : урок усвоения навыков и умений;
Ход урока.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой. (Сообщение темы урока)
2. Проверка домашнего задания.
-Во время проверки дом. задания 2 уч-ся работают у доски
Записать антонимы синонимы
Большой-маленький большой-огромный
Нежный-грубый нежный-ласковый
Добрый-злой злой-жестокий
Тихий-громкий тихий-спокойный
Игра «Кто составит больше слов?» может быть проведена с использованием копилок морфем. На доске записаны корни слов : лес-,, вар-, снеж-. Ученики составляют слова с написанными на доске корнями. Победит тот, кто составит больше всех слов.
Если копилок морфем у школьников нет, на доске надо записать с условными обозначениями приставки (пере-, по-, под-, суффиксы (-ник, -ок, -е, -тель, -и, -ть, -к,-инк) и окончания (-а, -и).
Чистописание солдат, ураган
- Составьте с данными словами предложения и запишите их. Найди главные члены предложения.
- Какие фонемы требуют запоминания?
3. Сообщение темы урока. Постановка учебной задачи.
Проблемный вопрос: Для чего служит окончание? (для связи слов в предложении)
Что такое окончание? (Изменяемая часть слова обычно стоит в конце предложения, окончания бывают звуковые и нулевые)
(Учитель выслушивает все версии)
Объявление темы:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с составом слова. Вы узнаете, что такое окончание и основа слова.
Объявление темы:
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с составом слова. Вы узнаете, что такое окончание и основа слова.
Вставьте окончания
(Кто) Внучк любит бабушк
(Кто) Бабушк гуляет с внучко
1). Сравните слова : бабушка и внучка
2). Сделайте вывод:
- Что изменяется в слове? (окончание)
- Какую роль играет окончание? (связывает слова по смыслу, от слова можно поставить вопрос)
- Какая часть слова не изменяется? (все слова, кроме окончания)
Сделайте вывод: Окончание – это изменяемая часть слова и служит для связи слов в предложении
Не изменяется все слово, без окончания
Неизменяемая часть слова – это основа слова обозначается…
Повторение стр. 61 правило
5. Наблюдение над особенностями окончания как изменяемой части слова
Упр. 130 – устно.
Упр. 131 - устно.
6. Наблюдение над ролью окончания как средства выражения связи слов в предложении.
Упр. 132 - комментированное письмо.
Работа с правилом на стр. 61-62
7. Зрительный диктант.
Упр. 133. Самопроверка.
8. Нулевое окончание упр №135
Упр. 134 - комментированное письмо. Правило стр 63
9. Итог урока.
- Что нового вы узнали об окончании.
- Задайте друг другу вопросы об окончании.
Домашнее задание. Упр №137