Людмила Владимировна Кирюхова
Конспект урока по окружающему миру для учащихся начальных классов школы III-IV видов «Первые кругосветные путешествия»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : «Первые кругосветные путешествия»
Цель урока : познакомить обучающихся с историей первого русского кругосветного плавания с мореплавателями: Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским,научить оценивать научное значение русского кругосветного путешествия. Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия.
Развивать навыки устной речи, память,положительную мотивацию к учебной деятельности, пополнять словарный запас, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
Публикация «Конспект урока по окружающему миру для учащихся начальных классов школы III-IV видов „Первые кругосветные путешествия“» размещена в разделах
- Коррекционная школа (интернат). Материалы для педагогов
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 1 класс
- Окружающий мир, 3 класс
- Окружающий мир, 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.
Оборудование: портреты мореплавателей, карточки с заданиями для проверки выполнения д/з, презентация, физическая карта полушарий.
Ход урока.
I .Организация начала урока. Проверка готовности к уроку.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь, тайны открывать,
Ответы полные давайте.
И на уроке не зевайте.
II. Сообщение цели, темы урока.
- Сегодня мы «заглянем» в прошлое, чтобы понять, как люди узнавали нашу планету, совершали великие открытия.
Тема урока – узнать о первом русском кругосветном плавании. А именно: кто, когда, как и зачем его совершил?
III. Актуализация опорных знаний
- У нас сегодня необычный урок, впереди нас ждет увлекательное плавание, но сначала нужно проверить, готовы ли вы к нему? Для этого нужно справиться с первым заданием на карточках.
-Ребята, а почему наш урок называется не путешествие, а плавание? (ответы детей (слайд 2)
-Правильно. Но чтобы плыть по намеченному курсу, нам нужно вспомнить:
Какую форму имеет Земля?
Что такое океан?
Что такое материк?
Можно ли проплыть по океанам вокруг земного шара? Почему?
Кто первый из путешественников совершил первое кругосветное плавание?
Вывод: Первое в истории человечества кругосветное плавание было совершено Ф. Магелланом. Обойдя вокруг света, он практически подтвердил, что Земля имеет форму шара. Это имело большое значение для науки. Впервые был пройден Тихий океан. И многие путешественники вслед за экспедицией Магеллана отправлялись в кругосветное путешествие.
(слайд3-5)
VИзучение нового материала.
- Сегодня мы отправляемся в путь с русскими мореплавателями, а куда вы внимательно слушайте и запоминайте.
- В экспедицию отправились два корабля под командованием капитанов: Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. Оба они, несмотря на молодость, были очень опытными военными моряками. Ю. Ф. Лисянский получил распоряжение направиться в Англию для покупки двух судов, предназначенных для кругосветного плавания. (слайд 7-9)
- Найдите названия этих кораблей в тексте учебника. (Эти суда, "Надежда" и "Нева")
- Первое плавание русских кораблей вокруг света под начальством И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского продолжалось три года, как и большинство кругосветных плаваний того времени. Этим путешествием в 1803 году началась целая эпоха замечательных русских кругосветных экспедиций.
-Поводом для организации этого плавания была необходимость оказать помощь русским поселениям на Аляске, установление торговых контактов с Китаем, Японией и поиска путей доставки грузов в русские владения в Северной Америке и на Дальнем Востоке.
-Свой путь путешественники начали из порта Кронштадт. Через Балтийское море они вышли в Атлантический океан, обогнув Южную Америку и пройдя Магелланов пролив, они вышли в Тихий океан. Во время штурма, корабли потеряли друг друга, и каждый корабль пошел своим маршрутом. Корабль Крузенштерна отправился к полуострову Камчатка, исследовал, остров Сахалин и Японские острова. Корабль Лисянского отправился к русским поселениям в Северную Америку. После зимовки корабль «Нева» отправился к берегам Китая. Покидая Аляску экипаж заготовил 60 ведер щавеля, что спасло моряков от страшной болезни- цинги. И через год и шесть месяцев корабли встретились вновь. В Индийском океане у берегов Африки из-за сильного шторма корабли вновь потеряли друг друга. В Кронштадт корабли вернулись самостоятельно в августе 1806 года.
-Значение этого кругосветного путешествия огромно. За время плавания мореплаватели собрали большое количество научной информации, составили много подробных карт, а главное они открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан. (слайд 10)
V. Физкультминутка.
-А сейчас немножко отдохнем. Я буду называть материк – вы поднимаетесь на носочки и тянете руки вверх. Если я называю океан -приседаете и разводите руки в стороны.
VI. Закрепление изученного материала.
- Ребята, давайте вспомним:
-В каком году состоялось первое русское кругосветное плавание?
-Какие корабли приняли в нем участие?
-Кто руководил этой экспедицией (слайд11)
Практическая работа в приложении.
Задание: найти отправную точку пушествия. (Крондштат).Балтийское Море. Антлантический океан и т. д. (ниточкой провести по карте путь путешественников)
VII. Подведение итогов урока, рефлексия, оценка работы
обучающихся на уроке.
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья (слайд 12)
-Как вы считаете, выполнили мы тему урока? Что вы узнали на уроке?
IX. Домашнее задание. с. 112-114 читать,переск