Ольга Яворская
Тема урока «Хрустальная гора» (русская народная сказка). Внеклассное чтение
▼ Скачать + Заказать документы
Литературное чтение
Дата «___»___ ___ г Класс 3- «Б»
(1 четверть)
Урок 24
Тема урока : Внеклассное чтение. Хрустальная гора. Русская народная сказка.
Цель урока : Закрепление знания и умения учащихся по теме раздела, совершенствовать навыки чтения : развивать образные представления на основе прочитанного текста: воспитывать любовь к Родине.
Ход урока:
1. Орг. момент
Здравствуйте, ребята. Наш урок мы начнём с проверки домашнего задания.
Публикация «Тема урока „Хрустальная гора“ (русская народная сказка), Внеклассное чтение» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Горы. Знакомим детей с горами
- Литературное чтение
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- На прошлом уроке мы с вами говорили о малых жанрах фольклора – о загадках.
Отгадайте загадки.
1. Четыре брата на свете: два меньшие впереди, два большие позади, спешат, бегут, друг друга не догонят. (Колёса)
2. Чёрен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт, идёт – земли не дерёт. (Жук)
3. По синему морю белые гуси плывут. (Облака)
4. Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
5. Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки)
6. Конь стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)
- Молодцы, ребята, отгадали все мои загадки. А теперь выпишите 5 букву, 3 букву, четвёртую букву, 1 букву, 6 букву и 5 букву. Какое слово вы можете прочитать? (Сказка)
- Как вы думаете, почему оно там, ведь мы с вами говорили о загадках?
Дети отвечают, что сказки – это тоже устное народное творчество и что это тема урока.
актуализация знаний, выход на тему урока. Кластер - прием систематизации материала в виде схемы.
На доске написано слово «Сказка». Записать понятия, относящиеся к сказкам. Ребята должны провести линии от слова «Сказка» к понятиям, которые, по их мнению, относятся к заданной теме.
- Ребята, я думаю, что каждый из вас знаком со сказкой, и вы имеете представление об этом литературном жанре.
Физкультминутка, 3 минуты
Чтобы быстрее справиться с любым заданием, надо немного взбодриться. Поэтому встаёт все на физкультминутку. Повторяйте всё за мной. Слова сопровождаются движениями.
Иван-царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнёт мечом –
И Змей-Горыныч нипочём!
Сделал выпад раз и два –
Отлетала голова.
Ещё выпад – три-четыре –
Отлетели остальные.
Осмысление. Получение новой информации по теме
Просмотр слайдов и прослушивание аудиофранмента. Ребята смотрят, слушают и составляю рассказ-предположение, прогнозируют, о чём будет сказка.
- А сейчас я покажу вам иллюстрацию к сказке, которую мы будем читать. Ваша задача, составить рассказ-предположение о содержании этой сказки.
По всем данным ребята говорят название сказки, её вид и пробуют угадать сюжет. Волшебная сказка «Хрустальная гора». Заслушать все варианты.
Чтение и заполнение сюжетной таблицы. Таблица выдаётся учащимся на распечатке.
- А сейчас открываем учебники и начинаем читать сказку «Хрустальная гора». Следим внимательно, чтение будет с остановками, потому что во время чтения мы будем заполнять таблицу.
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
Суть работы с этой таблицей - читая текст, ученик делает пометки, создавая “скелет” текста. При этом он овладевает сюжетным мышлением.
1. Опиши это. (Опиши цвет, форму, размеры или другие характеристики)
Описать змея, который прилетал на пастбище.
2. Сравни это. (На что это похоже? Чем отличается)
Сравни сказку «Хрустальная гора» с другими сказками, начинающимися со слов «В некотором царстве, в некотором государстве…»
3. Проассоциируй это. (Что это напоминает)
Проассоциируй отрывок из сказки : «В том змее сундук таится, в сундуке – заяц, в зайце – утка, в утке – яичко, в яичке – семечко; коли ты убьёшь его да достанешь это семечко, в те поры можно хрустальную гору извести и меня избавить»
4. Проанализируй это. (Как это сделано? Из чего состоит)
Хрустальная гора
5. Примени это. (Что с этим можно делать? Как это применяется)
Волшебное семечко, золотая козочка
6. Приведи "за" и "против" (Поддержи или опровергни это)
Приведи «за» и «против» того, что Иван-царевич не стал отдавать змею коров, как того ему велел царь.
Рефлексия
Приём синквей. Это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
- Ребята, молодцы. Хорошо справились со всеми заданиями. А сейчас мы составим синквейн. Тема синквейна – Сказка.
Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:
1 строка – тема или предмет (одно существительное);
2 строка – описание предмета (два прилагательных);
3 строка – описание действия (три глагола);
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).
Желающие зачитывают свои синквейны.
- Сегодня вы все отлично потрудились, а сейчас все свои впечатления и выводы от урока впишите в таблицу.
Приём таблица ПМИ (Плюс – Минус – Интересно)
“П+”
Позитивный характер “М– ”
Негативный характер “И”
Интересно
В графу “П” заносится информация, которая носит позитивный характер, “М” – негативный характер, наиболее интересные факты заносятся в графу “И”. Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией на стадии осмысления. В ходе чтения текста заполняются соответствующие графы.
Запись домашнего задания, оценки за урок.
стр. 15-18 вопросы
Дополнительные материалы:
Кто? Что? Когда? Где? Почему?
“П+”
Позитивный характер “М– ”
Негативный характер “И”
Интересно