михайлина Юлия Михайловна
Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание - формирование у человека сознательного восприятия окружающей природной среды, убежденности в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств, естественных ресурсов.
Актуальность данной темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников в различных видах деятельности» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Задачи экологического воспитания :
1. Формирование элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка.
2. Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями.
3. Воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, и окружающему миру в целом, развитию чувства к объектам природы.
Основные направления работы ДОУ по экологическому воспитанию :
познавательно-развлекательное; практическое; исследовательское; природоохранное.
Проблема экологического образования сегодня волнует ученых, педагогов, общественность. Необходимо воспитывать у детей осознанно правильное отношение к природе, которое рассматривается не только как совокупность экологических знаний, но и как эффективная деятельность с их участием. Активная позиция детей - показатель степени экологической воспитанности и культуры подрастающего поколения.
Я считаю, что экологическому воспитанию должно отводиться важное место. Уверена, что любовь к природе, бережное отношение к ней должны воспитываться и в семье, и в ДОУ. Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.
Дошкольное детство – ценный этап в формировании личности ребенка, развитии экологической культуры человека. В этом возрасте у ребенка развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой.
Экологическое воспитание в моей группе организованно так, что оно органично вписывается в повседневную жизнь детей: взаимодействие с природой проходит не только на занятиях, но и через другие виды деятельности в разные режимные моменты.
Применяю разнообразные методы, которые выбираю в зависимости от воспитательно - образовательных задач, программного материала и возраста детей. Это способствует наибольшему успеху в усвоении детьми учебного материала и устойчивому интересу к своей деятельности.
Использую методы:
наглядные (наблюдение, демонстрация);
практические (игра, труд);
словесные (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений, беседы);
экспериментальные (опыт).
В процессе экологического воспитания использую следующие виды деятельности :
Игровая деятельность. В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра способствует воспитанию положительного отношения к природному окружению, дети проявляют сочувствие, помогают всем нуждающимся в помощи, заботятся о растительном и животном мире, воспринимают красоту природы, учатся сохранять и беречь то, что их окружает. В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую разные виды игр:
Дидактические игры, настольно-печатные игры (парные картинки, лото,
домино).
Словесные игры развивают связную речь, внимание, сообразительность,
быстроту реакции.
Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, их повадках,
отражают явление живой и не живой природы.
Сюжетно-ролевые игры с природным содержанием. При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему у детей стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира.
Строительно-конструктивные игры - в них дети отражают свои знания и
впечатления об окружающем предметном мире.
Двигательная деятельность. Выполняя физические упражнения, дети наблюдают за природными явлениями и сезонными изменениями. Использую: упражнения дыхательной гимнастики, общеразвивающие упражнения, подвижные игры, эстафеты, сезонные упражнения спортивного характера.
Коммуникативная деятельность и чтение художественной литературы. Детская художественная литература о природе учит ребенка выражать своё мнение, озвучивать чувство. В работе широко использую чтение рассказов, стихов, произведения русского фольклора (сказки, пословицы, поговорки, загадки).
Изобразительная деятельность. Изобразительное искусство раскрывает красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам.
Труд. В процессе труда в природе дети учатся устанавливать зависимость между средой обитания, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.
Наиболее значимым методом экологического воспитания детей является наблюдение. С его помощью дети знакомятся с внешними признаками объектов природы и познают их связи со средой. Наблюдения лежат в основе разных видов деятельности детей и как компонент их используют в ходе бесед, прогулок, экскурсий, мини огород.
Также в группе провожу разные конкурсы, беседы, консультации с родителями по экологическому воспитанию. Ежегодно проводим акцию «Покорми птиц зимой».
Таким образом, взаимодействуя с естественной окружающей средой ребенок является активный субъектом. Через природоохранную и другие виды деятельности ребенок приобретает полезный личный опыт, ощущает собственную возможность познавать мир и взаимодействовать с ним, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Литература
1. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. М. : Просвещение, 2009.
2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М. : Издательский центр «Академия», 2001.
3. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ.
4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Карапуз, 2000.
5. Источник интернет.