Татьяна Халява
Тематический модуль «Почка — домик для листочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование знаний детей о жизни деревьев.
Задачи:
Обогатить представление детей о сезонных изменениях в жизни деревьев.
Дать представление о размере и форме почек у березы и тополя.
Способствовать развитию исследовательской деятельности у детей.
Развивать способность детей работать в команде, помогать друг другу.
Научить представлять конечный результат своей самостоятельной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Период времени для реализации модуля – 6 дней.
Публикация «Тематический модуль „Почка — домик для листочка“» размещена в разделах
- Почки. Наблюдение на прогулке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Конечный продукт: альбом «Что я узнал о почках тополя и березы» - созданный детьми в сотрудничестве с педагогами и родителями.
Предполагаемый результат:
• Знают о сезонных изменениях в жизни деревьях.
• Умеют определять размер и форму почек у березы и тополя.
• Могут провести экспериментальную деятельность и сделать выводы.
• Могут работать в команде помогая друг другу.
• Умеют представлять конечный результат своей самостоятельной деятельности.
• Бережно относятся к живой природе.
Мотив – созданный альбом «Что я узнал о почках тополя и березы», мы пошлем Мудрой Сове в сказочный Лесной город.
Диагностика
На входе в модуль и выходе, детям предлагаются следующие вопросы для индивидуальной беседы:
1) На каких растениях есть почки?
2) Какие почки у тополя?
3) Какой сок выделяет тополь?
4) Что находится в почке?
5) Какую окраску имеет смола?
6) Какие почки у березы?
7) Какой сок выделяет береза?
8) Почему появляются почки?
9) Что будет, если у растений не будет почек?
10) Почему нужно бережно относиться к растениям?
Критерии оценивания:
-За правильный ответ на каждый вопрос ребенок получает -2 балла
- Неполный ответ или ответ с помощью -1 балл
- Затрудняется ответить на вопрос или ответ неверен -0 баллов
От 15 до 20 баллов – высокий уровень
От 10 до 15 баллов – средний уровень
От 1 до 10 – низкий уровень
Сюжет модуля – переписка с Мудрой Совой, живущей в сказочном Лесном городе.
Рекомендации к организации и проведению работы: проведение мероприятий желательно фотографировать (экскурсии на участке детского сада, экскурсии в парк и т. д., фотографии в последующем станут опорой для детских воспоминаний: составление рассказов, стихотворений, сказок. Участие в беседах и т. д.
В конце каждого модуля выполняется оформление альбома, данная работа позволяет уточнить и систематизировать знания детей по изученному блоку информации и плавно перейти к следующему этапу работы.
Побочный результат:
-расширение знаний детей о разнообразном состоянии почки;
-умение определять изменения роста почек;
-развитие детского воображения, творчества, создание рисунков к своим рассказам.
Завязка модуля (среда вторая половина дня) :
Воспитатель приносит детям письмо от Мудрой Совы из Лесного города.
Содержание письма: Здравствуйте, ребята! Я, Мудрая Сова, живу в Лесном городе, обращаюсь к вам за помощью. Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о почке тополя и березы? В какое время года они появляются? Что находится в почке? Почему появляются почки? Что будет, если у растений не будет почек? Почему нужно бережно относиться к растениям? Я надеюсь, вы поможете мне и расскажете в своем письме все, что знаете о почке тополя и березы. Жду ответа.
Беседа с детьми:
-Вы хотите ответить на это письмо?
-Как мы можем помочь Мудрой Сове?
(выслушать детей и подвести их к тому, что можно самим сделать альбом, в нем рассказать и зарисовать о почке тополя и березы, а потом отослать альбом Мудрой Сове.)
-Как вы думаете, сможем ли мы сразу сделать такой альбом? Сможем ли ответить на вопросы Мудрой Совы?
-Я вам предлагаю самим узнать, что такое почка и о чем она может вам рассказать?
-Это будет ваше домашнее задание.
Цель беседы: стимулировать самостоятельную познавательную активность детей.
ОПИСАНИЕ МОДУЛЯ.
1. Предметом исследования в модуле являются почки тополя и березы.
2. Тема модуля соответствует программному содержанию базисной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С.
Темы детских исследований:
1. Занести в группу предварительно веточку тополя и березы, поставить в воду с водой.
2. Рассмотреть почки на разных деревьях.
3. Отметить увеличение почки тополя и березы.
4. Опыты с почками : разрезывание почки, рассматривание желтых капелек на почке, тактильное ощущение смолы у почки, прижатие почки между листами бумаги, обоняние и осязание почки тополя и березы.
5. Сравнение веточек с почками тополя и березы на улице с почками, которые стоят в группе.
3. Мотив модуля «Почка – домик для листочка».
Переписка с Мудрой Совой, живущей в сказочном Лесном городе.
4. Продукт модуля «Почка – домик для листочка»– созданный альбом «Что я узнал о почках тополя и березы» мы пошлем Мудрой Сове в сказочный Лесной город.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в ходе модуля.
Организация воспитательно-образовательного процесса в ходе тематического модуля включает :
-непосредственную образовательную деятельность;
-познавательно – исследовательскую деятельность;
-беседы;
-рисование, аппликация;
-игры (подвижные, дидактические, настольные, ролевые);
-ТРИЗ;
-публичный доклад;
-составление рассказа, сказки, стихотворения из личного опыта;
-наблюдение.
6. Программа выполнения работ по модулю.
7. Примерный план работы воспитателя по подготовке модуля :
I. Завязка модуля «Почка – домик для листочка» – письмо от Мудрой Совы из сказочного Лесного города.
II. Разработать план модуля «Почка – домик для листочка».
III. Накопить информацию о деревьях и почках тополя и березы.
IV. Включение в план модуля занятий, игр и других видов детской деятельности.
V. Задания для самостоятельного выполнения вместе с родителями. Детские исследования.
VI. Публичный доклад, презентация продукта деятельности детей, родителей, педагогов – альбом «Что я узнал о почках тополя и березы».
8. Результаты, достижение которых предполагается модулем.
Результаты, полученные в процессе реализации модуля, достаточно показательны, что доказывает эффективность предполагаемой технологии.
Конечный продукт:
1. Викторина для детей.
2. Экологическая игра-конкурс для родителей.
3. Альбом для Мудрой Совы «Что я узнал о почках тополя и березы».