МААМ-картинки

Тематический педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников» (7 фото)

Светлана Абрамова
Тематический педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Тематический педсовет

Тематический педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию тематический педсовет «Художественно – эстетическое развитие дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу в МБДОУ по художественно-эстетическому развитию.

Задачи:

Публикация «Тематический педсовет „Художественно-эстетическое развитие дошкольников“» размещена в разделах

1. Стимулировать потребность воспитателей в профессиональном саморазвитии, познании методологических основ художественно-эстетического воспитания дошкольников.

Форма проведения: комбинированная (теоретическая часть и деловая игра «Педагогический пробег»)

План проведения

1. Краткое вступительное слово заведующего по теме (2 мин.)

2. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников (воспитатель – младшей группы) (5-7 мин.)

3. О создании комфортной обстановки в ДОУ художественно-эстетического направления (воспитатель старшей группы) (5-7 мин.)

- самооценка ППРС в группах (сообщение воспитателями групп 2-3 мин)

4. Виды деятельности по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста (воспитатель средней группы) (5-7 мин.)

5. Деловая игра «Творческий воспитатель – творческий ребенок» (ведущий - старший воспитатель) (1 час. 30 мин)

Предварительная работа:

- изучение научно-методической литературы по данной проблеме;

-тематический контроль «НОД по художественно-эстетическому развитию. Изодеятельность»;

- создание условий «Организация предметно-пространственной среды по художественно-эстетическому развитию»:

* самооценка ППРС в группе (итоги самооценки представить на педсовете).

- подготовка к выступлению на педсовете воспитателей младшей, средней и старшей групп.

Ход педсовета:

Вступительное слово

Фото «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

Выступление заведующего: Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Задача всех педагогов, согласно ФГОС ДО, - воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. У ребенка должны быть сформированы творческие способности, развито нестандартное видение мира, новое мышление. Поэтому проблема творческого развития ребенка приобретает особую актуальность.

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание.

Желаю всем педагогам, присутствующим на данном педсовете быть активными, творческими. Систематизировать знания и умения в области художественно-эстетического развития, повысить свою компетенцию в данном вопросе.

Выступление старшего воспитателя:

Тематический педсовет - фото

Сегодня мы с вами рассмотрим вопрос художественно-эстетического развития дошкольников. Данная область привлекла к себе внимание по результатам педагогической диагностики освоения программы на конец 2018 - 2019 учебного года. Эффективность педагогических действий составила 95% - это прекрасный показатель, но в сравнении с другими областями ХдЭр ниже других видов деятельности. Поэтому, сегодня мы с вами поговорим о педагогической компетенции воспитателя в рамках ФГОС ДО через реализацию образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Форма проведения педагогического совета – комбинированная: теоретическая часть (сообщения по теме) и деловая игра в форме педагогического пробега. Педсовет пройдет с использованием отдельных методов активизации педагогов.

2. Значение художественно-эстетического воспитания в развитии художественно-творческих способностей дошкольников нам расскажет воспитатель (Ф. И. О.)

Фото №1 Тематический педсовет

Что же такое художественно-эстетическое воспитание детей? Обратимся к уважаемым педагогам современности, а также к словарю по эстетике.

Художественно-эстетическое воспитание -

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности.

(Д. Б. Лихачёв)

Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве.

(В. Н. Шацкая)

Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве.

(Краткий словарь по эстетике)

Ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания ДОУ - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность.

Содержание образовательной области Художественно-эстетическое развитие, предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Сегодня, в период деградации общей культуры нации, вопросы взаимоотношение человека с искусством по праву можно назвать актуальными. К сожалению, приходится наблюдать отсутствие художественно-эстетической культуры, эстетического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь. И именно в дошкольном детстве закладываются все базовые ценности человека.

Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы, влияет на познание нравственной стороны действительности (для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» практически идентичны, повышает познавательную активность.

2. О создании комфортной обстановки в ДОУ (ППРС художественно-эстетического направления) расскажет воспитатель (Ф. И. О. )

Педагог должен хорошо разбираться в вопросах художественного воспитания детей и эстетики быта.

Эстетика быта, как ее понимают специалисты, - это вся окружающая нас обстановка, организованная по законам красоты и пользы, это наши манеры поведения, внешний вид, одежда, т. е. все то, что создает нам и окружающим нас людям хорошее настроение, что обеспечивает полноценную работоспособность и отдых. Эстетично – значит разумно, удобно и, конечно, красиво.

Можно ли говорить о хорошем здоровье ребенка, если он воспитывается в неблагоприятных условиях? Нет. Свет, чистота, простор – залог жизнеспособности человека. Это главнейшие условия эстетически организованной среды. Поэтому недопустимо загораживать окна шкафами и полками, цветочными горшками, клетками и аквариумами. Нельзя говорить о полноценном умственном воспитании ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней прогрессивную информацию. Поэтому следует чаще менять предметы тематического художественно-декоративного оформления в группе. Если ребенок имеет дело с предметами, выполненными на высоком качественном уровне, у него воспитывается аккуратность, бережливость, интерес к труду взрослого.

Каждое помещение в группе (спальня, раздевалка) оформляется в соответствии с тем, для чего, для какой цели оно предназначено. Но когда дело касается оборудования и оформления помещений, имеющих одно и то же назначение, но для детей разных возрастов, то далеко не всегда сразу можно определить, для детей какого возраста предназначено данное помещение. Нередко обстановка групповых комнат детей младшего и среднего, и особенно старшего и подготовительного к школе возраста мало чем отличаются между собой. Избежать однообразия можно цветовой отделкой, размещением оборудования и введением знаковой символики этих помещений. При оформлении групповой комнаты нужно поставить такие планировочные акценты, которые сразу же указывали бы на возраст детей, кому предназначена данная комната, т. е. оформлением нужно подчеркнуть то главное, что характерно для деятельности детей этого возраста. Например, основной планировочный акцент в групповых помещениях для младших возрастов – игровое поле. Причем жесткого определения игровой зоны в практике может и не быть, дети играют на всем пространстве комнаты. Однако зонирование позволяет дисциплинировать педагогический процесс, помогает воспитателю организовать детей для выполнения той или иной работы.

В групповых комнатах дошкольников большое внимания уделяется выбору и оборудованию зоны изобразительной деятельности. Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям. На занятиях и вне их дети много и увлеченно рисуют, лепят, конструируют, изготавливают вместе с воспитателем различные поделки, которые затем используют в своей игровой деятельности. При зонировании необходимо найти места для размещения сделанных детьми работ. Желательно, чтобы эти работы использовались при оформлении детского сада и служили целям эстетического воспитания. Выставки детского творчества могут быть кратковременными и довольно длительными. Кратковременные выставки устраиваются в зоне игровой и зоне художественной деятельности детей. Выставки детских работ в вестибюле, коридоре и других помещениях обычно более длительные, и поэтому их оформление продумывается тщательнее.

В детском саду должны быть созданы условия для художественного развития каждого ребенка в коллективе. Следовательно, и оформление должно соответствовать решению задач как индивидуального, так и коллективного воспитания, и развития детей.

- Представление самоанализа ППРС в группе (воспитатели представляют свой самоанализ)

3. Виды деятельности по формированию творческих способностей у детей дошкольного возраста. Об этом нам расскажет воспитатель (Ф. И. О.)

Художественное творчество - это самый интересный вид деятельности детей дошкольного возраста, который включает в себя аппликацию, лепку и рисование. Ребёнок с помощью художественного творчества может отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Ещё педагоги прошлого (Я. А. Коменский, Ф. Фребель и др.) писали,

что занятия рисованием, лепкой и аппликацией очень важны для развития

у детей их чувств, мышления, навыков и умений.

В процессе непосредственной образовательной деятельности аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов,части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Так как в силуэте отсутствуют детали, которые порой являются основными признаками предмета, то создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических

представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками

простейших геометрических форм, получают представление о

пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу,

в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Такие сложные понятия

дошкольники легко и быстро усваивают при изображении предмета по

частям или в процессе создания декоративного узора.

В процессе непосредственной образовательной деятельности у

дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии, в результате

чего формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя детям бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания. Занимаясь аппликацией, приучаем малышей к плановой организации работы.

Выполнение работ по аппликации способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Лепка – это один из видов изобразительного творчества, в котором из пластических материалов создаются объемные фигурки и целые композиции. Лепка часто бывает любимым занятием детей. Они с увлечением лепят предметы, которые привлекают их внимание, и часто

дополняют ими свои игры.

В детском творчестве следует уделять внимание и лепке из пластилина, и лепке из глины. Так же, как и лепка из глины, лепка из пластилина помогает ребенку шире познавать мир посредством создания своими руками всевозможных предметов, животных, растений. Развивает фантазию, позволяя вылепить из материала нечто не существующее, сказочное. Позволяет раскрыться внутреннему миру ребенка.

Бесспорное преимущество пластилина перед глиной:

- простота в обращении;

- не требуется тщательная предварительная подготовка материала;

- не нужно особым образом оборудованного рабочего места;

- достаточно большой инструмент;

- чем дольше работа с материалом, тем выше его температура и соответственно пластичность;

- достаточно большой спектр цветов;

- не требуется обжиг или какая-либо другая обработка готового изделия.

Недостатками пластилина является недолговечность поделок.

Использование пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы.

Рисование один из самых простых способов формирования у

малыша воображения, усидчивости и любознательности. И пусть у самих

родителей художественные способности, мягко говоря, средние, но

научить малыша держать в руках карандаш и кисть под силу каждому. А

дальше главное – не мешать. Развитие ребенка через рисование будет

проходить самостоятельно, и пусть он не станет великим художником, это

– не самоцель. Важно помнить об огромном значении рисования в

Развитии детей и постоянно стимулировать у ребенка творчеству.

Роль рисования в развитии ребенка сложно переоценить. Это одно из

любимейших занятий дошколят. Если на более ранних этапах развития

рисунки носили схематический характер, то теперь они являются способом

самовыражения ребенка. Дети рисуют окружающий мир и себя в нем, а

также свое отношение к разным событиям. Интересно, что мальчики и

девочки изображают разное и по-разному. У мальчиков в рисунках

преобладают машины, самолеты, роботы, сражения. Девочки рисуют

природу, принцесс, принцев, цветы. Общим для них является изображение

себя, своей семьи, любимых животных. Совсем не важно, как ребенок

рисует, насколько его птичка похожа на птичку. Влияние рисования на

развитие ребенка в том, что малыш учится создавать композицию,

правильно подбирать краски для выражения настроения.

ДЕЛОВАЯ ИГРА

Ведущий - старший воспитатель:

Деловую игру мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое».

Сегодня мы проведем своеобразный пробег по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественной деятельности, формированию культуры.

Старший воспитатель: Прошу вас разделиться на две команды используя любой инновационный, современный способ. Каждая команда придумывает себе название.

Начинаем педагогический пробег! Желаю вам активного участия!

1 станция. Цветоград

Оборудование: восковые мелки, альбомные листы, цветные карандаши, гуашь, краски, музыкальное произведение, два мольберта с кнопками

Вокруг все живёт и изменяется. Также изменчивы и бесконечно разнообразны наши с вами чувства. У каждого чувства множество оттенков. Можно тихо радоваться про себя, думать о чём-то приятном и улыбаться. А можно бегать и кричать от радости. И то и другое – радость, но совсем по-разному окрашенная. Давайте попробуем рассказать о том, что принесла нам музыка, языком красок. Пусть в этой игре краски заменят слова, а переходы цвета попробуют передать оттенки того, что мы чувствуем.

Звучат музыкальные произведения Вивальди, Брамса, Бетховена, Паганини.

Шаг 1. Прослушивая музыку, задумайте своё, особенное настроение, ей подходящее, и подберите соответствующие цвета. Распишите лист бумаги всеми оттенками своего настроения, так, чтобы на листе почти не осталось белого поля. Какое настроение окрашивает ваш лист? Может быть, это радость? спокойствие? Или тревога, страх? Выберите необходимые материалы и изобразите настроение через прослушанную музыку. Переверните лист и на обороте напишите тему-настроение. Сохраните её в тайне от других участников игры и от ведущего.

Шаг 2. Теперь – решающий момент. Возьмите 2-3 ярких мелка, и прямо по цветному листу очень быстро нарисуйте лицо, полное вашего настроения. Неважно, чьё это будет лицо. Важно другое: выражение чувства. Рисунок должен выразить именно то, что написано на обороте. И, наконец, самое интересное. Ваши работы попали в галерею творчества. Первая команда размещает свои работы на первом стенде, вторая на – втором. Участники первой команды угадывают тему-настроение работ соперников, ведущий сверяет с тем, что написано на обороте.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Вывод: Важное значение на НОД с изо материалами воспитатель должен уделять цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна. Педагогам нужно обязательно с детьми обсуждать: какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать. Очень важный момент – это разнообразие материала (не один цвет подаётся ребенку на занятии, а разные цвета. Ребенок должен иметь право выбора. Иметь возможность передать свои чувства через разнообразие)

2 станция. Педагогическая

Задание: предложите на ваш взгляд эффективные варианты организации детской деятельности, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста (дидактические упражнения, игры, знакомство с приемами и т. д., обоснуйте свой ответ.

Время выполнения 1минута.

Команда получает 1 балл – за каждый правильный вариант.

Фото №2 Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию тематический педсовет Художественно эстетическое

Вывод: Важное значение имеет подбор воспитателем эффективных дидактических упражнений, заданий, игр и др.)

3 станция. Искусствоведение

Игра «Артлото»

Нужно назвать великого русского художника

(педагогам показывают картину, они называют художника и ее название)

Репродукция картины Серова «Девочка с персиками»

Репродукция картины Васнецова «Аленушка»

Репродукция картины Левитана «Золотая осень»

Репродукция картины Васнецова «Богатыри»

Репродукция картины Шишкина «Рожь»

Репродукция картины Шишкина «Утро в сосновом бору»

Репродукция картины Саврасова «Грачи прилетели»

(картины см. в Приложении 2)

Картины современных художников у нас нередко вызывают возглас: «Что это за мазня! И я так могу!» Мы не умеем видеть идею художника.

Порой творчество ребенка – это на первый взгляд хаотичные линии (это мы так видим взрослые, но ребенок вложил свою идею, а не технику. И он видит в своем рисунке, например, прекрасный город или сказочный цветок. В этот момент ему важно показать, насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.

Перед вами картина современного художника нашей страны. Этот художник всегда тщательно прописывает каждую деталь. Поэтому его картины похожи на фотографии, а его живопись называется фотореализм. Разгадайте идею художника – что он показал на картине? (Время обсуждения 30 секунд)

Каждая команда выскажет свое видение и только после этого ведущий объявит название картины (в названии заключается подсказка правильного ответа)

(картина Семена Файбисовича «Капли на ресницах», 1992 год, масло)

Теперь посмотрите на следующую картину. Отгадайте ее идею. (Время обсуждения 30 секунд) Высказывание команд.

Следующая картина Екатерины Милоновой «Полет»

Вывод: Важным является, то, что не упускать возможности развивать в ребенке приобщение к искусству через рассматривание картин известных художников классиков и знакомить с современными художниками, обсуждать с детьми, что хотел изобразить художник, какие чувства проявлялись у автора при рисовании данной картины?

4 станция. Растим таланты

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Задание: Разработайте памятку для родителей «Советы педагога, чтобы малыш развивался творчески». Время обсуждения 3 минуты. Ответы команд.

Фото №3 Развитие ребенка

Рефлексия:

И в заключении нашей игры, вам предлагается ненадолго стать творцами: дорисуйте, пожалуйста, элементы, которые расположены на листе бумаги (см. Приложение3, превратив их в художественные образы. Но при этом есть одно условие к их созданию: вы рисуете то, что желаете своим детям, заканчивая фразу: «Я работаю, чтобы мои воспитанники …».

Старший воспитатель: [/i]А сейчас я познакомлю вас с итогами тематического контроля «Организация работы по художественно – эстетическому развитию»

(зачитывается справка контроля)

Фото №4 Материалы для педагогов развитие дошкольников Цель Совершенствовать

В конце педагогического совета педагоги предлагают решение. Решение педсовета утверждается и вносится в протокол.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Аннотация к рабочей программе «Художественно-эстетическое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» является компонентом содержательного раздела основной.

Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Цветок в вазе»Художественно-эстетическое развитие. Аппликация «Цветок в вазе» Цели: учить вырезать детали по нарисованному контору; закреплять умение работать с клеем; воспитывать любовь к цветам. Интеграция образовательных.

Художественно-эстетическое развитие детейХудожественно-эстетическое развитие детей Хочу поделиться радостью. В нашем детском саду прошел конкурс на лучший уголок творчества. И наша группа заняла 3 место! Нам есть на кого.

Художественно-эстетическое развитие «Платье для мамы»Художественно-эстетическое развитие «Платье для мамы» В преддверии праздника Дня Матери я со своими дошколятами сделала подарки для мам. А решили мы подарить мамам платья, которые с любовью.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование пластилином «Морские обитатели»Художественно-эстетическое развитие. Рисование пластилином «Морские обитатели» Цель: доставить детям радость от процесса рисования пластилином; закрепить названия морских обитателей; развивать эстетический вкус,.

Художественно-эстетическое развитие. Выставка «Мир добрыми глазами»Художественно-эстетическое развитие. Выставка «Мир добрыми глазами» Совместная организованная деятельность воспитателя и детей подготовительной группы по освоению образовательных программ. Художественно.

Конкурсная программа «Кем быть?» Художественно-эстетическое развитиеКонкурсная программа «Кем быть?» Художественно-эстетическое развитие Интеграция областей - Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. Задачи - Обогащение.

Консультация «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» 1 СЛАЙД Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО 2 СЛАЙД Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное.

Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие»Система работы по художественно-эстетическому направлению. ОО «Художественно-эстетическое развитие» Система работы по художественно-эстетическому направлению - оо: художественно-эстетическое развитие. В соответствии с задачами годового.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематический педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»
Опубликовано: 19 ноября 2020 в 13:56
+66Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД