Получи документы

Тематическое планирование «Игра как средство развития речи». Часть 1

Анна Толкачева
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи». Часть 1

Тематическое планирование

«Игра как средство развития речи»

Автор: Толкачева Анна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 5 пгт. Нижний Одес».

Описание работы: предлагаю тематическое планирование для детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста по теме «Игра как средство развития речи». Данная работа будет полезной воспитателям выше указанных групп. Тематическое планирование рассчитано на 3 года обучения детей среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста и направлено на разностороннее развитие ребенка, развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Тематическое планирование позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

Публикация «Тематическое планирование „Игра как средство развития речи“, Часть 1» размещена в разделах

Содержание:

1. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

1.2. Направленность

1.3. Новизна

1.4. Теоретические основы

1.5. Цель

1.6. Задачи

1.7. Специфика отбора

1.8. Принципы построения

1.9. Возрастные характеристики

1.10. Исходный уровень развития способностей, предшествующих

знаний, умений, навыков детей

2. Учебно – тематическое планирование

2.1. Организация работы с детьми

2.2. Предварительная работа

3. Содержание

3.1. Средняя группа

3.2. Старшая группа

3.3. Подготовительная группа

4. Показатели результативности реализации

5. Назначение

6. Рекомендации родителям среднего, старшего, подготовительного возраста.

7. Библиографический список

1. Пояснительная записка

1.1 Актуальность

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Роль родного языка в воспитании детей дошкольного возраста очень велика. Через речь ребёнок усваивает правила поведения, общения, взаимодействия между людьми, воспринимает красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Уже с дошкольного возраста ребёнок проявляет большой интерес к языковой действительности, «экспериментирует» со словом, создаёт новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений речи. Такое развитие ведёт к овладению всеми богатствами родного языка. При стихийном речевом развитии дети получают достаточно невысокий речевой навык.

В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники редко посещают библиотеки, мало читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений и ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.

1.2. Направленность.

Тематическое планирование направлено на разностороннее развитие ребенка, развитие связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата и т. д. Тематическое планирование позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, письму и формирует элементарные навыки культуры речи.

При совершенствовании и обогащении речи ребёнка происходит развитие высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Сила родного языка, как фактора родного, развивающего интерес и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

Темпы развития речи зависят от совершенства речевых навыков.

1.3. Новизна.

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе игровую. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения со взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой).

Ребенок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Но так как в непосредственную образовательную деятельность включено достаточное количество занятий по развитию речи, то необходимо было найти другие формы работы с детьми по этому направлению. В ходе работы, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с помощью игры. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать тематическое планирование, направленное на развитие речи. Разработан алгоритм: конкретизирована цель, выделены структурные блоки, рассмотрены виды игр и распределены по блокам; даны рекомендации на основе ее апробации.

Определены особенности работы по развитию речи детей дошкольного возраста:

1. Необходимость создания развивающей среды;

2. Доброжелательная атмосфера при взаимодействии взрослого с ребенком; 3. Многократность повторения изученного материала;

4. Сочетание, групповой, подгрупповой и индивидуальной работы в соответствии с уровнем речевого недоразвития;

5. Согласованность деятельности специалистов (музыкальный руководитель, медицинский работник, обеспеченная единством психолого-педагогических установок и организационных основ (нормативной базы, методического обеспечения деятельности).

1.4. Теоретические основы.

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств речи, как правильность, точность, выразительность.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценировка какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Они способствуют формированию связной речи.

Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями.

Словесные игры способствуют развитию у детей речи, внимания, памяти, воображения, мышления, обогащению словарного запаса.

Используемые в подвижных играх зазывалки формируют четкость, ритмичность произношения.

Неизменный спутник всех действий ребенка; слово должно закреплять каждый действенный навык, усваиваемый ребенком. Проявления речи ребенка наиболее ярко выступают в игре и через игру. Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны сама игра развивается под влиянием развития речи.

Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет в тягость им.

Опыт накапливается ребенком именно в игре. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самодеятельности в области языка, они должны быть, в первую очередь, использованы в интересах развития речи детей.

С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.

Важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка, продуманно организовывать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и развивать их язык. Участие воспитателя в играх детей не должно ограничиваться организацией обстановки, подбором игрового материала.

Играющий ребенок непрерывно говорит; он говорит и в том случае, если играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Большое влияние на развитие игры и речи в игре оказывают специальные занятия с игрушками. Во время игр создается возможность совместных действий и сопереживаний по поводу происходящего. Это способствует установлению соответствующего контакта между детьми и воспитателями. Дети и вне занятий легко обращаются к взрослым по разным поводам. Центральными обращениями, способствующими развитию речи, являются те, которые касаются способов действий с игрушками и самого игрового процесса.

Есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей велико. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животные, людей. Нет ни одной игры, которая выдвигала бы столько поводов для проявления речи детей, как игра в куклы. Игра в куклы, обслуживая их, дети приобретают ряд навыков, связанных с повседневной бытовой, трудовой жизнью, для них наиболее близкой и понятной, навыков, которые они закрепляют в игре и каждый из которых требует речевого сотрудничества.

Дидактическая игра - эффективное средство в ознакомлении с окружающим, обучению родному языку. По характеру используемого материала, дидактические игры делятся на игры с предметами и игрушками, настольно-печатные и словесные. Рассмотрим некоторые из них.

Игрушка выдвигает возможности для закрепления как тех представлений, которые дети опытным путем добыли в жизни, так и обусловленных ими словесных форм. Среди разнообразных видов организованных занятий по развитию речи детей особое значение придается играм с мелкими, дидактически подобранными игрушками. Игрушки эти подбираются по категории: люди, жилища людей, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, орудия труда.

В процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе. Занятия с кубом полезны для тренировки движений пальцев, что оказывает влияние на развитие активной речи. Особую роль в речевом развитии детей отводят словесным и дидактическим играм. В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.

В словесных играх ребёнок учится описывать предметы, отгадывать по описанию, по признакам сходства и различия, группировать предметы по различным свойствам, признакам, находить алогизмы в суждениях, самому придумывать рассказы с включением "небылиц" и так далее.

Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов. Дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами. Игры и занятия с детьми, которые мало говорят, содействуют последовательному накоплению их пассивного запаса слов. Пополнение пассивного запаса слов опережает рост активного даже и тогда, когда дети овладели механизмом речи. Совершается это за счет речи, которую ребенок слышит. Поэтому педагог не должен произносить лишних не нужных слов, но он не должен ударяться и в противоположную крайность: необоснованно скупиться на слова, лишать детей восприятия содержательного, развивающего слова, обуславливающего развитие их собственной активной речи.

Исследования психологов и педагогов (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. Н. Н. Подъддяков, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Д. Б. Эльконин и др.) показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Е. В. Савушкина доказали, что формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения в дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и оценивать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание.

Существует множество концепций игры, созданных крупными психологами и педагогами, стоящими на разных теоретических позициях и по-разному трактующими игру.

В методике развития речи дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию игры и игровых упражнения в развитии речи детей: Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования игры для развития речи детей.

1.5 Цель тематического планирования.

Целью тематического планирования является: развитие речевых навыков детей 4 – 7 лет через использование игр и игровых упражнений в непосредственно образовательной деятельности и во всех режимных моментах в течение дня. Повышение речевой активности.

Развитие всех компонентов языковой системы дошкольников посредством использования игр и игровых упражнений.

1.6. Задачи.

1. Воспитательная.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.

- воспитывать самостоятельность, чувство уверенности в себе.

- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения, фонетической системой русского языка;

-содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

2. Развивающие.

- развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.

- упражнять в координации речи с движениями.

- развивать все психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, внимание, память) и творчество детей.

- содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка со взрослыми и сверстниками;

- расширять и активизировать словарь;

- развивать эмоциональную сферу детей.

3. Обучающие.

- учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употреблять слова по смыслу;

- совершенствовать чистое произношение всех звуков родного языка;

-продолжать развивать диалогическую речь, обучать формам монологической речи.

- формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социальное развитие.

Публикации по теме:

Игра как приоритетное средство развития дошкольников Протокол № 1 заседания педагогического Совета МДОУ «Детский сад №88» от 27.10.2016г. Присутствовало: 24 человека Отсутствовало: нет Тема:.

Дидактическая игра как средство развития речи детей Дидактическая игра как средство развития речи детей Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой определяет.

Игра, как средство познавательного развития. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности.

Из опыта работы «Игра как средство развития речи детей» Опыт работы воспитателя МКДОУ детский сад №2 Пашковой Светланы Алексеевны– воспитатель первой квалификационной категории «Игра как средство.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста по методике раннего развития Железновых Согласно ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,.

Педагогический проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы: Работая в сельском детском саду, я столкнулась с проблемой многих детей - это недостаточно развитая речь. Не имея.

Интеллектуальная игра «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Интеллектуальная игра Текст к презентации Тема: «Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребенка» Выполнила: Пономаренко.

Самообразование педагога ДОУ по теме «Дидактическая игра как средство развития речи дошкольников» САМООБРАЗОВАНИЕ 2016-2017 УЧ. ГОД ТЕМА: Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников. Дата начала работы: сентябрь 2016 год.

План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»План самообразования по теме «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Цель: Создать условия для развития речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование «Игра как средство развития речи». Часть 1
Опубликовано: 9 ноября 2016 в 17:25
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД