Приложение МААМ

Тематическое планирование в детском саду

Елена Макарова
Тематическое планирование в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Тематическое планирование в детском саду

Опыт работы с дошкольниками в исследовательской деятельности с использованием пиктографического письма

Тематическое планирование в детском саду

Ведущей целью программы «Воспитание культуры мышления и познания детей дошкольного возраста» разработанной А. И. Савенковым, является разработка содержания, форм, методов исследовательской и проектной деятельности детей дошкольного возраста, а также развитие творческих познавательных способностей. Эта цель реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности : исследовательской, игровой, опытно-экспериментальной, учебной. Для достижения цели программы первостепенное значение имеют:

Публикация «Тематическое планирование в детском саду» размещена в разделах

создание предметно-развивающей среды для исследовательского обучения в группах;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их любознательными, инициативными, стремящимся к коллективному творчеству;

креативность (творческая организация) процесса исследовательской деятельности;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи, обеспечение участия семьи в исследовательской и проектной деятельности и дошкольного учреждения в целом.

В связи с новыми ФГТ и переходом на новые образовательные стандарты тематическое планирование является актуальным и продуктивным способом организации эффективной работы в детском саду.

Тематическое планирование способствует систематизации подачи информации для детского восприятия, а так же помогает педагогам дошкольных учреждений в организации проведения занимательной, исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет (старшая и подготовительная группа).

Внедрение программы экспериментальной деятельности на тему «Воспитание культуры мышление и познания детей дошкольного возраста» в логопедические группы ДОУ позволило планировать исследовательскую деятельность с учетом годового планирования лексических тем.

Благодаря этому в течение недели осуществляется разнообразная комплексная работа, последовательность проведения.

Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитания, образования и развития с указанием необходимых условий используемых средств, форм и методов работы.

Выбор темы возможен: А) от детей, Б) от воспитателя.

Плюсы тематического планирования :

- интегрированный подход к проведению

- диагностический подход

- тематическое оформление группы

- участвуют все педагоги

- концентрируется внимание на прохождение темы

- взаимосвязь и интеграция различных видов деятельности (исследовательская)

- учитывается сезонность

Этапы работы:

1 этап – работа с натуральными объектами (рассматривания, наблюдения)

2 этап – речевые знания (рассматривание иллюстраций, картин, рассказывание)

3 этап – переход к исследовательской деятельности

Тематическое планирование в старшем дошкольном возрасте

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя V неделя

Сентябрь День знаний Лето. Ранняя осень Огород- овощи Сад- фрукты

Ягоды-грибы

Октябрь Деревья-кустарники Золотая осень Я и моя семья Перелетные птицы Продукты питания

Ноябрь Одежда Квартира. Мебель Кухня. Посуда Поздняя осень

Декабрь Зима. Признаки зимы Комнатные растения и уголок природы Зимующие птицы Профессии Новый год

Январь Домашние животные и их детеныши Дикие животные и их детеныши Транспорт. Профессии на транспорте В мире опасных предметов

Февраль Наш город. Моя улица. Рыбы и аквариумные рыбы День защитника отечества. Мужские профессии Мой дом Зима (итоговое)

Март День 8 марта. Женские профессии Ранняя весна и ее признаки. Весенние цветы Дикие животные весной Ателье Зоопарк

Апрель Перелетные птицы весной День космонавтики. Космос. Стройка. Профессии на стройке. Инструменты Насекомые

Май Праздник весны. День победы Живая и неживая природа Цветы Времена года Лето

Тренинги развития исследовательской деятельности с использованием пиктографического письма

Соответственно к тематическому планированию были разработаны занятия для старших дошкольников в форме тренингов, согласно идеям А. И. Савенкова.

Тренинги для дошкольников – это сравнительно новая форма взаимодействия с детьми, в которой наилучшим образом раскрывается личностный потенциал ребенка и индивидуальные личностные характеристики. Для достижения поставленных целей в тренинговых занятиях рекомендуется:

Создать всеобщие правила поведения на тренингах, которые должны исходить от самих детей, вследствие всеобщего принятия дети будут стремиться к исполнению правил;

Организовать доверительную атмосферу;

Давать возможность высказываться каждому ребенку;

Тренинговые занятия должны быть ориентированы не только на тематику календарно-тематического планирования, но и обязательно включать упражнения (приемы) развития исследовательских умений (умений видеть проблему, выдвигать предположения, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, взаимодействовать с парадоксами, экспериментирование, оценивать идеи, высказывать суждения, делать умозаключения);

Информация, получаемая в ходе тренинга, должна обязательно фиксироваться ребенком самостоятельно на листах бумаги, то есть с использованием пиктографического письма;

Тренинговые занятия могут быть реализованы в следующей последовательности:

Тренинги на знакомство и установление всеобщепринимаемых и выполняемых правил поведения;

Тренинги на снятие психологических, социальных и физических барьеров, установление психологически комфортной атмосферы на занятиях, доверия;

Тренинги на развитие исследовательских умений;

Тренинги исследовательской практики;

Тренинги мониторинговые (защиты исследовательских работ).

Тренинг № 1: «День знаний».

Цель: развитие умения выдвигать предположения, развитие умений выявлять сходства и различия.

Ход занятия:

1. Проверка домашнего материала «что такое школа».

2. Детям предлагается вспомнить внешний образ школы, а затем изобразить на листе бумаги формата А4 саму школу, при этом нарисовать как можно больше окон, больших размеров. Следующим шагом ребят необходимо спросить о том, что они ожидают от школы, что они хотят там видеть, во что хотят заниматься. Свои ожидания и желания детям необходимо формулировать с использованием фраз «я предполагаю, я думаю, а что если…». Все свои идеи, предположения детям необходимо зарисовать на дополнительных отдельных листиках, и наклеить эти изображения на окна школы, которую они нарисовали (изображения детей должны быть схематичными). Время зарисовок ожиданий лучше сделать ограниченным. Затем каждый ребенок рассказывает о своих ожиданиях, опираясь на свои зарисовки. Также детям предлагается найти ожидания, которые встречаются у других, и которые не встречаются. Затем отобразить сходства и различия в ожиданиях в пространстве (так те, у кого сходные – держатся за руки, а у кого нет – становятся отдельно. Чаще всего через других детей все соединяются).

3. Формулировка домашнего задания: «вспомнить все месяцы осени».

Тренинг № 2: «Лето. Ранняя осень».

Цель: развитие умений формулировки предположений, развитие пиктографического письма, развитие умения доказывать и отстаивать свои идеи.

Ход занятия:

1. Проверка домашнего задания с учетом качества ответа, правильности и источника полученной информации, «вспомнить все месяцы осени». Обязательно у детей необходимо спрашивать, где ребенок получил данную информацию (у родителей, СМИ, интернет, книга, специалист, друг).

2. Детям предлагается три месяца осени. Вместе с педагогом дети выявляют, вспоминают какие особенности каждого из этих месяцев, что приносят они, какая природа, какое настроение, какие люди с использованием фраз «я предполагаю» и т. д. Далее детям предлагается нарисовать то, что самое важное в сентябре, отдельно нарисовать то, что важно в октябре, и соответственно в ноябре. У каждого ребенка получится три символа или человека, животного, растения, которые в большей степени характеризовали именно этот месяц, отражали его специфику, по мнению ребенка. После этого дети предъявляют результаты своей работы, доказывают и отстаивают свои представления, зарисовки. Дети, у которых совпадают выбранные характеристики, могут отстаивать их позицию вместе. В данной работе детям можно задавать вопросы: «Почему осенью обязательно должно быть «зарисованный предмет»», «Что случится, если «зарисованный предмет» в таком состоянии появится в другое время года или исчезнет осенью».

3. Формулирование домашнего задания: «что такое огород и что в нем растет».

Тренинг № 3: «Огород-овощи».

Цель: развитие дивергентного мышления, развитие умения доказывать и отстаивать свои идеи.

Ход занятия:

1. Проверка домашнего задания: «что такое огород и что в нем растет».

2. Детям даются листы бумаги, с нарисованными слева зигзаг и справа расположенным прямоугольником. Задача детей состоит в том, чтобы дорисовать предоставленные им фигуры до огорода и овощей, то есть нарисовать из данных фигур огород и овощи. Следующим этапом в работе является присвоение имени каждым ребенком своему рисунку. Далее каждый ребенок рассказывает о своем рисунке, доказывает, что это огород-овощи.

Возможно, детям предварительно необходимо провести дополнительные упражнения. Детям предлагается взять любой предмет в помещении и обвести на листе бумаги его контур. Потом часть изображения можно закрыть, но сакцентировать внимание на том, что все равно был обведен тот же предмет. Затем нарисовать рядом часть «обводящей» линии и спросить у детей, что за предмет спрятан в данной линии (ранее выбранный ими предмет). Затем дети могут продолжить линию и зарисовать выбранный ранее предмет.

3. Формулировка домашнего задания: «что может быть садом».

Список литературы

Савенков А. И. Учим учиться самостоятельно. – Ярославль: Академия развития, 2008. – С. 99.

Публикации по теме:

Педагогический проект «План — наш помощник» Хочу поделиться с коллегами своим опытом по разработке плана работы воспитателя в условиях реализации федеральных государственных требований.

Статьи Ссылки на статьи Поощрения ребенка Комплексно-тематическое планирование по теме «Грибы, ягоды» ФГТ В ДОУ. Комплексно-тематическое планирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое планирование в детском саду
Опубликовано: 3 ноября 2013 в 17:50
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тематическое планирование в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Елена Макарова (УИ 30524) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД