МААМ-картинки

Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери

Ирина Ивановна Литвинова
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Быковский детский сад №1 «Тополек»

Быковского муниципального района Волгоградской области

Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике

иконы осенней Казанской Божьей Матери.                                                                                      

старший воспитатель

Литвинова И. И.

музыкальный руководитель Абашкина Н. А.

Воспитатель Зеленская С. В.

р. п. Быково 2017 г.

Публикация «Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери» размещена в разделах

Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике

иконы осенней Казанской Божьей Матери.                                                                                                                      

Цели:

- приобщать детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения образцов церковного и православного искусства, к духовному наследию через знакомство с образцами чудотворной иконы Богоматери;

- познакомить учащихся с одной из чудотворных икон - иконой Казанской Божьей Матери, преданиями, легендами, связанными с её обретением, историческими фактами;

Задачи:

- воспитывать интерес к православию, как основе христианской культуры;

- способствовать активному освоению детьми православного искусства;

- развивать эстетическую культуру личности учащихся через знакомство с образцами иконописи.

Звучит фонограмма музыки выходит Хозяюшка:

Походи честной народ,

Не пыли, дорожка, 

Ко мне гости идут,

Поиграть немножко.

Звучит музыка Воспитатель

Здравствуй,

Хозяюшка!

Доброго здоровьица!

Хозяюшка

Здравствуйте,

гости дорогие!

Проходите,

 рассаживайтесь.

Дорогому гостю_   красное место.  Дети рассаживаются  на лавки.

- Сядем рядком да

 поговорим ладком.    

 - А расскажу я вам   сегодня, ребята, о православном празднике, который издавна в народе отмечали осенью, в ноябре - «Осенняя Казанская». А почему так назвали этот праздник- послушайте мой рассказ. В этот день Православная церковь отмечает празднованием в честь Казанской иконы Божьей Матери. Посмотрите (показывает) – вот икона с чудотворным образом Пресвятой Богородицы, Богоматери. В ее иконах люди видели защитницу, страдалицу и заступницу., молились перед ней потому что каждая икона с образом Богородицы наделена чудотворной силой. Пресвятая Богородица много раз обращалась к людям с просьбой передать очень важные известия. Вот какое удивительное явление произошло очень давно, когда и нас с вами, и даже ваших бабушек и дедушек не было на свете. Произошло это в городе Казани, когда Русью правил царь Иван Грозный.  

(Просмотр слайдов)

Жила в городе Казани девочка Матрена. Отец у нее был воин, в те времена их называли стрельцами. Когда девочке исполнилось девять лет, возник в городе страшный пожар, который уничтожил половину города. И дом Матрены сгорел дотла. Слава Богу, сами остались живы! Только стрелец собрался новый дом строить, как приснился его дочери Матрене удивительный сон. Сама Пресвятая Богородица взяла ее за руку, повела к сгоревшему дому и показала место, где зарыта Ее икона. Попросила Пресвятая Богородица, чтобы икону обязательно выкопали. Но девочке никто не поверил, но Богородица снова и снова приходила во сне к девочке и просила найти икону. И только тогда люди пошли на пожарище и в указанном месте нашли икону, которая была совершенно новая и сияла яркими красками. Божья Матерь изображена в глубокой задумчивости, а Младенец указывает рукой на Нее, будто говорит: «Молитесь Матери Моей, она ваша заступница»

Когда икону торжественно несли в церковь, навстречу попался слепой человек. Он помолился Богородице, и зрение вернулось к нему. Многие слепые прозревали, молясь Пресвятой Деве перед иконой, которую поставили в Храме. Этот день считается днем обретения иконы Казанской Божией Матери.

Прошли годы. Тяжелое время наступило на Руси. Пришли на Россию-матушку польские войска и захватили Москву. Весь наш народ во главе с князем Дмитрием Пожарским поднялся против врага. Из Казани привезли чудотворную икону и три дня мололись перед ней. Казанская заступница услышала мольбы людские и помогла защитить землю Русскую, подняла боевой дух наших войск и веру в победу. Прогнали русские войска иноземцев и под звон колоколов, с Казанской иконой вошли в Московский Кремль. В благодарность Господу и Богородице за спасение Руси Дмитрий Пожарский построил на Красной площади Казанский собор (показывает фото) и поместил в нее Казанскую икону. Было это в холодные осенние дни.

Как же праздновали на Руси осеннюю Казанскую? Обязательно ходили в церковь, молились Пресвятой Богородице. Слышите? Хор в церкви поет, славит Богородицу. (Дети слушают церковное пение a, capella) .

В ноябре убывают дни, крепчают заморозки. Люди замечали изменения в природе, придумали много примет. Если на Казанскую дождливо, то в скорости зима наступит. А вы знаете народные приметы?

Звучит музыка Дети: "До Казанской - не зима, с Казанской - не осень",                                                         "На Казанскую дождь лунки нальёт - зиму скоро приведёт",                                                             "Что Казанская покажет - то и зима скажет",                                                                                           "Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождём и зима придёт".

Хозяюшка: Молодцы, много примет знаете. А что ещё происходило в эту пору?

Воспитатель: К этому дню возвращались в деревни те, кто уходил в чужие места на заработки. Среди них были и торговцы-коробейники. Они ходили по деревням и малым городам, торговали книгами, иконами, нитками и иглами, серьгами и колечками, а для детворы у них всегда были игрушки: мячики, свистульки, "гремушки", пистолеты, стреляющие пробкой. Продавцы расхваливали свой товар, выкрикивали зазывалки. Вот послушайте одну из них.

Мальчик-коробейник

Тары-бары растабары

Есть хорошие товары,

Не товар, а сущий клад

Разбирайте нарасхват.

Иголки не ломки,

Нитки, тесемки.

Румяна, помада!

Кому что надо?

Мои куклы разбирай-ка,

Детям радость доставляй-ка!                                                                                     ВоспитательПраздник Казанской Божьей Матери   празднуется осенью. Часто идут дожди. Давайте посмотрим  танец «С зонтиками»                                              (Несколько детей исполняют танец «С зонтиками ")

Воспитатель:   В ноябре крестьяне сушили снопы, обмолачивали зерно. Ребята тоже помогали взрослым. До наступления настоящей зимы они больше сидели по домам, да развлекались по-разному. Играли в игры: "молчанку", лучинку. Во время игры - обычное дело - ребята часто ссорились. И тогда пускали в ход дразнилки, обменивались обидными словечками: "Как у Ваньки на носу кошки драли колбасу". А в ответ слышалось: "Борька-Борис на базаре прокис! Снёс морковку на базар, на базаре не берут, Борьку за уши дерут! "  В них высмеивали внешность, воровство, жадность, ябедничество, плаксивость, зазнайство, хвастовство.

Дети:

- Вор, вор не ходи ко мне во двор! 

Тебя кони залягают,

А коровы забодают.

-Рева-корова!

Продай молока

На 3 пятака!

- Жадина- говядина

Пустая шоколадина!

- Толстый пончик съел                                                                                                           батончик!

- От  горшка три вершка!

ВоспитательНа каждое имя дети придумывали складное прозвище: Алёшка-лепёшка, Андрей-воробей, Антошка-картошка, Аркашка - таракашка, Вася-карася, Вовка-морковка, Сашка- олашка, Лидка- улитка, Стёпа-растрёпа, Зинка-корзинка, Манька-банька.

Такие забавы не давали скучать детям в осеннее холодное время.

Хозяюшка: Ребята, а дразниться - это хорошо?

Дети: Нет, это плохо.

Хозяюшка: Правильно. А чтобы вы лучше запомнили, что хорошо, а плохо, мы сейчас поиграем. Я буду называть дела, а вы, если это хорошо -хлопайте, а если плохо- сидите тихо. (Проводится игра "Хорошо – плохо»).                        «Хорошо. Плохо.»                                                                                                               Защитил младшего. Порвал одежду. Проведал больного. Обидел сестрёнку. Обогрел замёрзшего. Поссорился. Помог слабому. Отобрал игрушку. Поделился с голодным. Толкнул товарища.  Успокоил расстроенного. Ударил.   Развеселил грустного. Разрушил чужую постройку,

Хозяюшка: Молодцы. А чтобы вырасти хорошими людьми, надо быть послушными, никого не обижать, любить своих родных, уважать старших, почитать Господа Бога нашего.

Ребё нок(читает отрывок из стихотворения Б. Селезнёва "Божий день").

 - За окошком солнце встало, 

Ходят блики по стене,

Лезет кот на одеяло,

Что ж, пора вставать и мне.

Чтобы никогда не злиться,

Папу с мамой слушать,

Надо утром помолиться,

А потом покушать.

Пред иконой помолюсь,

Съем тарелку каши.

Ничего я не боюсь,

Ничего не страшно.

Воспитатель: Наши ребята стараются жить в мире и согласии, знают, что такое добро и зло. Вот послушай, Хозяюшка.

Дети: Доброе и злое в нашем мире есть.

Доброты людей всех нам не перечесть.

Но всего добрее Бог - Он есть Добро.

Кто ушёл от Бога, тот попал во зло.

Поговорки:

"Добро не умрёт, а зло пропадёт",   "Добрый человек не помнит зла»,                                             «Про доброе дело говори смело "        «Добро и во сне хорошо»,                                               «Добро не горит, не тонет»,  «Добро по миру не рекой течет, а семьей живет»,      «Добро помни, а зло забывай»,     «Доброе слово, добрый ответ».

Воспитатель: А вот в какую старинную игру наши ребята любят играть. (Проводится игра "Кто ж меня любит? ")

Дети становятся в хоровод, один садится в круг, накрывает голову платочком.

-Сижу, сижу на камушке, 

Сижу на горючем.

А, кто ж меня верно любит,

А кто ж меня сменит,

Сменит-переменит,

Еще приголубит.

Желающий из детей может подойти и погладить сидящего по голове (приголубить). После этого он сам садится в круг и накрывает голову платочком. (Его приголубит следующий желающий).                                                                                                             Хозяюшка: Молодцы, ребята, вы меня порадовали.

Воспитатель: Спасибо и тебе, Хозяюшка, за интересный рассказ. Прими от нас подарок к празднику  (Дети дарят  свои рисунки и аппликации на тему «Осень») .

Хозяюшка: Спасибо вам, ребятушки! Я для вас тоже подарок приготовила. Посмотрите на картину. Этого ангела нарисовала нам  мама  Корякиной Анны. Анечка помогала ей рисовать. Я хочу прочитать стихотворение  "Ангел" .

У тебя есть Ангел Божий

Светлый, верный друг.

Он всегда придет на помощь,

Если что случиться вдруг.

Ангел рядышком с тобою

И невидимо хранит, 

А когда ты непослушен,

Он расстроен и грустит.

От упрямых и врунишек

Ангел может отойти,

А тебе другого друга

В целом мире не найти.

Пусть этот Ангел белокрылый вас хранит!

Воспитатель: Спасибо за подарок, Хозяюшка! До свидания!

Хозяюшка: До свидания, ребятки! Идите с Богом!

Звучит музыка Дети выходят из зала под запись песни «Дорогою добра»

10 ноября 2017 года в МКДОУ Быковском детском саду №1 «Тополек» Впервые проводилось занятие, используя православные традиции в работе с детьми. Старший воспитатель Литвинова Ирина Ивановна,воспитатель Зеленская Светлана Владимировна, музыкальный руководитель Абашкина Наталья Александровна провели с детьми старшего дошкольного возраста тематическое познавательное занятие о празднике иконы Казанской Божьей Матери. Накануне ребята подготовительных групп учили стихи и песни о Родине,  о дружбе, обновляли уголки патриотического воспитания.   Гостем праздника стал протоиерей церкви Святой Троицы Отец Александр. Он принес  икону Казанского образа  Богородицы и рассказал ребятам о том, как она явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени. Отец Александр не только познакомил ребят с историей праздника, но и поговорил с ними о семейных ценностях, о добре и милосердии. В ходе мероприятия ребята читали стихи, пели песни, играли в народные хороводные игры,

Публикации по теме:

Сценарий осеннего праздника для старших групп «Оркестр осенней природы» (сценарий осеннего праздника для старших групп) Действующие лица: Лунтик, паук Шнюк, гусеницы: Вупсень и Пупсень, Пиявка, баба Капа, Осень.

Физкультурное занятие для старших дошкольников «Мы спортсмены»Физкультурное занятие для старших дошкольников «Мы спортсмены» Цель: Формирование основ здорового образа жизни, у детей старшего дошкольного возраста, укрепление здоровья. Задачи: - учить придумывать,.

Конспект интегрированного занятия НОД «Познавательное развитие» для старших дошкольников Конспект интегрированного занятия НОД «Познавательное развитие» для старших дошкольников Тема: «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ» Задачи.

Сценарий праздника ко Дню матери для старших дошкольников в детском саду «Милая мама моя!» Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение. детский сад №73 Калининского района г. Санкт-Петербурга. Составитель: воспитатель.

Посещение Храма Державной иконы Божией МатериПосещение Храма Державной иконы Божией Матери Накануне празднования самого главного праздника христиан - Пасха, воспитанники группы № 9 «Сказка» посетили Храм Державной иконы Божией.

Познавательное занятие «Подарок на день матери!» Администрация Вознесенского муниципального района Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок».

Фотоотчет об экологическом празднике «День тигра» для старших дошкольниковФотоотчет об экологическом празднике «День тигра» для старших дошкольников День тигра-это уникальный экологический праздник,который стал визитной карточкой Приморской столицы. Владивосток-первый город в России,где.

Сердце матери лучше солнца греет (тематическое занятие для детей старшей группы) Сердце матери лучше солнца греет (тематическое занятие для детей старшей группы) Программное содержание: Познакомить с особенностями распределения.

Тематическое планирование — важное условие воспитания патриотических чувств у старших дошкольников Елена Митюнина Тематическое планирование — важное условие воспитания патриотических чувств у старших дошкольников Е. И. Митюнина (МБУ д/с.

Тематическое занятие для старших групп «Здравствуй, Зимушка-зима» Цель: Через синтез искусства (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к классическому наследию. Задачи: - Учить детей внимательно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тематическое познавательное занятие для старших дошкольников о празднике иконы осенней Казанской Божьей Матери
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 16:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД