Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти

Алла Корниенко
Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти

Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти

Понятие и виды памяти. Сущность зрительной памяти

Память – один из важнейших психологических процессов, с помощью которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет наше прошлое для нашего будущего.

Процесс памяти издавна привлекал к себе внимание исследователей: философов, психологов, педагогов и т. д. С древних времен сущность памяти пытались объяснить с помощью метафор: Платон и Аристотель сравнивали память с восковой дощечкой, Дж. А. Миллер – с сундуком, хранящим барахло, Прибрам – с голограммой и т. д.

Экспериментальная психология памяти конца XIX в. начала исследования эффективности мнемических процессов в зависимости от особенностей и характера запоминаемого материала. Одним из первых механизмы памяти, объяснял Г. Эббингауз, который памятью называл общую способность души к работе над душевными переживаниями – ассоциациями.

Исследования ассоцианизма и гештальтпсихологии выявили наличие связей эффективности мнемических процессов от установок личности (Занфорд, Дженкинс, Постман, Филлипс, Постман, Адаме, Филлипс, Постман, Адаме).

В отечественной психологии проблемами развития памяти занимались П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев.

Л. С. Выготскому принадлежит высказывание о том, что память означает использование и участие предыдущего опыта в поведении в настоящем времени; с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции, и в момент ее воспроизведения представляет собой деятельность в полном смысле этого слова.

А. Н. Леонтьев разработал положение о «вращивании» внешних средств и приемов запоминания, которое он подтверждает эмпирической закономерностью, известной как «параллелограмм развития». Эта закономерность выражается в том, что от младшего дошкольного к среднему возрасту происходит постепенная дивергенция, а от среднего школьного к взрослому — конвергенция показателей продуктивности непосредственного и опосредствованного запоминания. Сущность процесса развития памяти, по мнению А. Н. Леонтьева заключается в том, что на высших этапах развития поведения на место памяти как особого биологического свойства становится сложная функциональная система психических процессов, выполняющая в условиях социального существования человека ту же функцию, что и память.

П. И. Зинченко рассматривал память как продукт исторически развивающейся предметной деятельности. Был сформирован новый методологический подход, суть которого в том, что память стала предметом исследования, где деятельность выступила в качестве объяснительного принципа ее развития и функционирования.

Значительное влияние на изучение природы памяти оказал деятельностный подход в психологии. Основу изучения памяти в рамках данного подхода положил Л. С. Выготский, который указывал, что память является сложной функцией, имеющей структуру, обладающей динамикой и т. д.

Мнемические процессы включают запоминание, сохранение и воспроизведение в головном мозге информации, полученной при взаимодействии человека с окружающим миром. Предметы и явления окружающего мира, которые мы воспринимаем, не исчезают из нашего сознания бесследно. Их образы мы можем мысленно воспроизводить в то время, когда самих предметов перед нами нет. Именно благодаря этому человек может накапливать знания и использовать прошлый опыт в овладении новыми видами деятельности. И. М. Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере их возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного. Следует объяснить, что ощущения — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Например, сахар — белый (отражение свойства органом зрения, сладкий (отражение свойства органом вкуса, твердый (отражение свойства тактильным анализатором). Восприятие — целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств. Все отдельные свойства сахара, которые воспринимаются различными органами чувств, дают нам возможность целостного отражения этого материального предмета.

Представления — это образы предметов или процессов реальной действительности, которые мы воспринимали ранее, а сейчас мысленно воспроизводим. Основой представлений является оживление в коре больших полушарий «следов» возбуждения, которое образовались при восприятии предметов или явлений. Представления служат материалом для процессов памяти (и воображения) и вызываются образами памяти.

Представления классифицируются по следующим основаниям:

- по виду преобладающего ощущения: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, тактильные. Почти в каждом представлении возобновляются следы различных ощущений, поэтому образ является результатом их взаимодействия. Ведущую роль играет то или иное ощущение. В представлении, например, о сахарном песке преобладают вкусовые ощущения (он сладкий) и зрительные ощущения (он белый).

- по характеру отражения воспринятого ранее в представлениях их подразделяют на представления памяти и представления воображения. Представления памяти являются более или менее точным воспроизведением предметов или явлений, когда-либо воздействующих на наши органы чувств. Представления памяти делятся на единичные и общие. Единичные представления памяти характеризуются тем, что в них отражаются конкретные предметы в конкретной обстановке. Если воспитатель в дошкольном учреждении представляет себе конкретного ребенка на каком-либо занятии (внешний вид, позу, выражение лица, речь, то представление такого рода будет единичным. В таком представлении, как правило, отражаются особенные черты данного предмета или явления. Сходные черты, имеющиеся в каждом премете определенной группы, отражаются в общем представлении. Общие представления возникают в результате обобщения единичных представлений. Они лишены особенных индивидуальных черт.

Представления воображения — это представления о предметах и явлениях, которые нами никогда не воспринимались. Они основываются на прошлых восприятиях, которые чаще всего служат лишь материалом, из которого с помощью воображения мы создаем новые представления и образы.

- по участию волевого усилия в возникновении представлений представления делятся на произвольные и непроизвольные.

Выполняя ту или иную деятельность, человек может запоминать предметы, явления, других людей, их отношения, движения, мысли, чувства. Все это — объекты запоминания. Человек может запоминать их, не ставя перед собой задачи запоминать, а в силу того, что эти объекты его чем-нибудь заинтересовали.

Запоминаемый материал может потребоваться для выполнения какой-либо конкретной деятельности, на короткое время, а может быть использован и в других видах деятельности или при повторении данной деятельности через продолжительный период времени. Следовательно, нужно будет запомнить надолго. В связи с этим будут иметь место и разные виды памяти.

Виды памяти могут быть классифицированы по трем основным критериям [33, с. 9]:

- по содержанию психической активности, преобладающей в мнемической де6ятельности (двигательная, образная, эмоциональная, словесно – логическая,

- по степени волевой регуляции (иконическая, кратковременная, долговременная, генетическая,

- по продолжительности сохранения материала в памяти (непроизвольная, произвольная).

Для нашей работы наибольший интерес представляет образная память, а именно конкретный ее вид – зрительная память.

Образная память — запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений. Подвидами образной памяти являются зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная и вкусовая память. В наибольшей степени у всех людей проявляются такие виды памяти, как зрительная и слуховая.

Образная память ярче проявляется у детей и подростков.

Высокого уровня развитие образной памяти достигает у людей, занимающихся искусством: художников, музыкантов, писателей. Музыкант успешно запоминает музыку, у него развита слуховая память. Художник имеет высоко развитую зрительную память.

Особенность зрительной памяти состоит в том, что в период удержания образа в памяти он претерпевает определенную трансформацию. Обнаружены следующие изменения, совершающиеся со зрительным образом в процессе сохранения:

• упрощение (опускание деталей,

• некоторое преувеличение отдельных деталей,

• преобразование фигуры в более симметричную, однообразную,

• округление сохраненной в памяти формы предмета, расширение,

• изменение положения, ориентации,

• трансформация образа по цвету.

С одной стороны, указанные преобразования образа в памяти делают его менее точным по сравнению с образом словесной памяти. С другой стороны, эти преобразования могут принести пользу — превратить образ в общую схему, которая лучше запомнится. Зрительная образная память плохо поддается, произвольному управлению. Хорошо помнить только особенное, необычное — еще не значит иметь хорошую память.

В. В. Петраш указывает, что при анализе, явлений, связанных со зрительной рецепцией несомненный интерес представляет так называемое явление "зрительной памяти" как кратковременной, так и долгосрочной. Механизм формирования долгосрочной зрительной памяти включает широкий спектр биохимических реакций в синаптических окончаниях. При кратковременной зрительной памяти таких устойчивых нейронных ансамблей в зрительной зоне коры головного мозга не образуется или фиксируется минимум наиболее выраженных фрагментов наблюдаемого явления. Образ, запечатленный кратковременной зрительной памятью, остается на уровне кооперативных ансамблей сетчатки, лишь в некоторой степени, возможно, затрагивает нейроны наружного коленчатого тела и фрагментарно отражается в высших отделах коры. При этом устойчивых нейрорецепторных ассоциаций не образуется. С прошествием времени большинство деталей наблюдавшегося явления из зрительной памяти стираются.

Хорошей иллюстрацией кратковременной зрительной памяти являются эффекты, возникающие после длительной фиксации взгляда на каком-либо объекте. Многим любителям рыбной ловли на удочку хорошо знакомо зрительное ощущение, возникающее после ее окончания. Вся картина прошедшей рыбалки с мельчайшими деталями как бы стоит перед глазами - это и находящийся в воде поплавок, и его движения во время клева, рябь на воде и колебания водорослей, причем это ощущение возникает непроизвольно и наиболее ярко при закрытии глаз. Аналогичные ощущения возникают после сбора грибов или ягод, то есть однотипной достаточно продолжительной деятельности с фиксацией внимания на одной и той же окружающей картине с конкретным объектом наблюдения или поиска.

Таким образом, зрительная память представляет собой удержание зрительного образа. Зрительная память у многих людей является ведущей. Однако у каждого человека существуют индивидуальные особенности памяти.

Индивидуальные особенности памяти людей зависят от целого ряда факторов: особенностей высшей нервной деятельности, уровня развития отдельных процессов памяти, особенностей воспитания и обучения, характера профессиональной деятельности.

Индивидуальность памяти проявляется в том, что человек успешнее запоминает, как он предпочитает запоминать, насколько прочно сохраняется материал, как быстро запоминает, насколько выражена готовность к воспроизведению. У разных людей память характеризуется разным уровнем показателей.

В зависимости от того, что человек лучше запоминает, выделяют 3 типа памяти :

• наглядно-образный;

• словесно-логический;

• промежуточный (гармонический).

Представители первого типа лучше запоминают картины, лица, цвета, предметы, звуки.

Представители второго типа лучше запоминают понятия, словесные формулировки, формулы.

Представители третьего типа одинаково хорошо запоминают и наглядно-образный и словесно-логический материал.

По способу введения информации для запоминания различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанный (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный, двигательно-слуховой) типы. Действительно, одни люди предпочитают запоминать информацию зрительно, другие — на слух, третьи — при помощи двигательных ощущений, а четвертые используют комбинированный способ. Следует подчеркнуть, что чаще встречаются комбинированные типы.

Учитывая индивидуальные особенности человека, следует рекомендовать ему использовать преимущественно тот или иной материал для запоминания, а также тот или иной способ введения информации.

Кроме индивидуальных особенностей памяти есть еще и возрастные особенности. Для каждой возрастной группы (для дошкольников, младших школьников и подростков) характерны свои особенности памяти. Степень владения памятью в любом возрасте различна, поэтому каждого ребенка нужно научить способам, обеспечивающим наилучшие результаты запоминания, а также способам применения сохраненного памятью в жизни

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий.

Дидактическая игра как средство развития произвольно образной памяти в старшей группе Консультация для родителей на тему: Дидактическая игра как средство развития произвольно образной памяти в старшей группе. Воспитателя.

Характеристика диагностической программы для развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития В целях подробного исследования проблемы развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития в психологии.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра "Поиграем в прятки" Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Мнемотехника — это технология развития памяти и речи у детейМнемотехника — это технология развития памяти и речи у детей ''Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой; из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска''.В. Шаталов. За.

«Особенности развития памяти в дошкольном возрасте» — рекомендации для родителей Памятью называется психический процесс запечатление, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Используя память, дети обучаются.

Педагогический анализ проблемы познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит, но в современной науке.

Подвижные игры, способствующие развитию зрительной памяти Цель: развитие зрительной памяти. 1. «Запомни картинки» Детям предлагают в течение 2-х минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картиинки.

Скорочтение. Развития памяти, внимания. Занятия №2. Продолжаем наши занятия. Важно, чтоб занятия проходили в позитивном "ключе".) Подводиться итог КАЖДОГО упражнения. Оценок не ставиться.

Теоретический семинар «Использование педагогических технологий в образовательном процессе» Цель: знакомство с формами и методами работы по использованию современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Теоретический анализ исследований по проблеме развития зрительной памяти
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 21:37
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий досуга по развитию речи в младшей группе с участием родителей «Чудеса в...
Восп. -Закройте, детки, глазки… Окажемся мы в сказке( мелодия волшебная) Открываем мы глаза ( открылся занавес, за ним «Замок» баннер) - Что за чудеса!...
Ознакомление с окружающим миром. Природные явления «Туман» для старшего дошкольного...
Зимний туман Цель:познакомить детей более подробно с природным явлением - туман Задачи ●продолжаем знакомство с природными явлениями...
Фотоотчёт зимнего развлечения «Заморожу» для детей 5–6 лет
Фотоотчёт зимнего развлечения "Заморожу" для детей 5-6 лет. Цель: создание благоприятного эмоционального состояния у детей посредством подвижных игр на...
Формы сотрудничества по преемственности школы и детского сада
Формы сотрудничества по преемственности в работе дошкольного образовательного учреждения в ГДО МОКУ «Олекминская СОШ» и начальной школе МОКУ «Олекминская...
Комплексно-тематическое планирование «Неделя спорта и здоровья» для средне-старшей...
Дата: с 21. 01. по 25. 01. Тема: Неделя спорта и здоровья. Задачи: расширять знания детей о различных видах спорта; формировать интерес к физической...