Получи документы

Теории происхождения творчества как вида деятельности человека

Светлана Русакова
Теории происхождения творчества как вида деятельности человека

Движущая сила прогресса – творчество людей. Бердяев Н. А. писал: «Творчество это единственный вид деятельности, который делает человека человеком». Роджерс Н. последовательно в своих трудах доказывает, что творчество это процесс, который может приводить к созданию некого продукта. Он пишет: «Этот процесс порождается всем нашим организмом, а не только интеллектом. Творчество – часть всего нашего существования, нашего тела, нашего разума, эмоций и духа». Пономарёв Я. А. считает, что творчество одна из форм образования материи.

Публикация «Теории происхождения творчества как вида деятельности человека» размещена в разделах

Наиболее, полное определение творчества дано Ильиным Е. П. «Творчество – духовная деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, установление новых, ранее неизвестных фактов, свойств и закономерностей материального мира духовной культуры».

Существуют различные теории природы творчества человека.

Психоаналитическая теория творчества развивается последователями Фрейда З. и Юнга К. Они рассматривают два аспекта: мотивацию и бессознательные компоненты. З. Фрейд полагал, что мотивы творчества являются производными от сексуальных влечений. Он считал, что в продуктах творчества, прежде всего художественного характера, воплощены вытесненные стремления и переживания. Это явление он называл сублимацией. Другое положение теории З. Фрейда является важнейший источник творчества – подсознание, бессознательные психические процессы.

Следовательно, творчество – это десексуализация, т. е. перенос бессознательной сексуальной энергии в творческую сознательную деятельность.

К. Юнг выделял в человеке два начала – личностное и творческое, которые могут находиться в антагонистических отношениях. Бессознательное полно новых мыслей и творческого вдохновения. Это является источником творческого дара. К. Юнг пишет: «Творческое живёт и произрастает в человеке, как дерево в почве, из которого оно забирает нужные соки, на правах вышестоящей инстанции мобилизует «Я» на службу себе».

Следовательно, с позиции психоанализа, творческий дар – это явление, не подвластное сознанию и воле человека.

Когнитивная теория творчества разработана Дж. Келли. Он рассматривая творчество, не использует творчество как термин. Для него человек – исследователь, который эффективно взаимодействует с миром. Жизнь человека – исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности.

Предтечей гуманистического подхода к изучению творчества является А. Адлер. Его компенсационная теория творчества рассматривает науку, искусство и другие области культуры, как способ компенсации своих недостатков. Творчество он рассматривает как образ жизни человека, а не решение каких либо своих задач. А. Адлер пишет: «Творческое «Я», имеющееся у человека, влияет на каждую грань жизненного опыта и делает его архитектором своей жизни».

Главным побудительным мотивом творчества является стремление человека реализовать себя. Фромм Э. определяет творчество, как способность «удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».

Альтшуллер Г. С. создал торию развития творческой личности. С его точки зрения способность к творчеству – не талант, а природа человека. Творчество – норма человеческого бытия. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Духовная деятельность есть генерация мыслей. Необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовать духовную деятельность. Главное не развитие способностей, а создание мотивации на овладение технологией творческого труда.

Альтшуллер Г. С. писал: «Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специальное мастерство».

Справедливость этого взгляда подтверждается биографиями многих поэтов, писателей и композиторов. Сократ первым указал, что поэты создают свои произведения не благодаря стараниям или искусству, а следуя природному инстинкту. Так Бородин А. работал в химической лаборатории Медико-хирургической академии, Сент-Экзюпери А. был лётчиком, Тютчев Ф. и Грибоедов А. были дипломатами. Они создавали свои шедевры не по оплачиваемому заказу, а по велению души.

Список использованных источников и литературы.

Адлер А. Воспитание детей. М. 1998

Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. М. Сов. Радио, 1979

Бердяев Н. А. Вселенскость и конфенсионализм. СПб. 2014

Словарь справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий. Под. Ред. Барышевой Т. А. СПб. 2008

Ильин Е. П. Психология творчества. М. 2012

Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструкторов. СПб. 2000

Пономарёв Я. А. Языки психологии творчества. М. 1976

Фрейд З. Введение в психоанализ. Азбука-Аттикус. М. 2015

Фромм Э Кризис психоанализа. СПб. 1992

Юнг К. Очерки по психологии бессознательного. М. 2010

Публикации по теме:

«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста«Мы — спортсмены». Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста Методика организованного вида деятельности по физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Мы — спортсмены», проводимого.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений»Фотоотчет по познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для жизни человека, животных, растений» Фотоотчет по организации познавательно-исследовательской деятельности на занятии «Значение воды для человека, животных, растений» в подготовительной.

Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего видаКонспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида Конспект совместной деятельности воспитателя и логопеда в подготовительной группе компенсирующего вида. Разработали и провели: Воспитатель:.

Консультация для педагогов «Культура человека в обществе или как воспитать культурного человека» Культурный человек – это человек, ориентированный на высокие нравственные ценности, стремящийся питать душу возвышенным и прекрасным! То,.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Открытый урок по технологии в 5 классе «Свойства волокон растительного происхождения» урок разработан в соответствии с ФГОС. Цель: формировать представление о текстильных волокнах растительного происхождения и их свойствах.

Подарок и краткая история его происхождения!Подарок и краткая история его происхождения! Хочу поделиться с вами радостью!Я давно и безумно хотела собаку!И хотела именно Шарпея, и именно мальчика шоколадного окраса!Вот такая можно.

Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности.Развитие творчества детей в процессе дизайн-деятельности. .

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теории происхождения творчества как вида деятельности человека
Опубликовано: 4 октября 2020 в 11:18
+87Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 40.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД