Валентина Федорова
Теория и практика реализации социального проекта в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В 2004-2005 учебном году пошла обучение повышения квалификации на курсах Алтайская краевая общественная организация «ПОДДЕРЖКА ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНИЦИАТИВ» г. Барнаул «Технологии организации социально-педагогической и реабилитационной работы с детьми». Рассматривались и обсуждались проблемы сиротских учреждений, анализ и диагностика воспитательной деятельности, материально-методическое обеспечение соц. учреждений.
В 2006 г участвовала в семинаре «Социальное проектирование». На семинаре осваивались специальные вопросы:
Публикация «Теория и практика реализации социального проекта в социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних (из опыта работы)» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Проекты. Проектная деятельность
- Социальные центры. Материалы для педагогов СРЦН
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Сущность и виды социального проектирования
• Структура социального проектирования
• Технология социального проектирования
• Основные требования к проекту
• Типичные ошибки социального проектирования
• Роль педагога в социальном проектировании.
Хочу представить собственный педагогический опыт социального проектирования.
Проектная деятельность с воспитанницами социально-реабилитационного центра г. Братска. Проект «Девичьи секреты».
Данный проект участвовал в конкурсе проектов организатором проектов выступал Русский алюминиевый завод, в рамках благотворительной программы «Вместе в будущее» в 2006 году и выиграл грант в размере сто тысяч рублей.
Основной целевой группой проекта являлись воспитанницы старшей группы девочек. Для них была разработана и реализована система мероприятий направленных на адаптацию к самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации в социально-реабилитационном центре.
Жизнедеятельность детского сиротского учреждения безбрежна так же, как любого другого человеческого сообщества. Она одновременно характеризуется многими десятками качеств жизни, развития. Материального, социального, и соматического и эмоционального, благополучия воспитанников. И это часто не позволяет выявить те немногие и отчетливые для ведомственных и государственных органов, главные и непреложные критерии такого благополучия, которые помогли бы жестко и однозначно судить об эффективности работы учреждения в целом.
Мы живем в эпоху «презентаций», красивых телевизионных картинок, и поэтому вполне понятно и где-то даже простительно стремление обывателя всерьез считать таким критерием милую улыбку в объектив. Причем на поверхности обывательского сознания, не проникая в его глубины, легко уживаются и плавают вместе оба взаимоисключающих мифа, благостный и жутко-щекочущий, про «дом где согреваются сердца» и про «казенный дом» с непременным карцером, воровством персонала и дедовщиной.
Нельзя сказать, что социальная адаптация как одно из основных направлений воспитательной работы когда-либо недооценивалась педагогическим коллективом соц. учреждением для детей сирот. А в последние года эта тема и вовсе стала ключевой и едва ли не единственной при обсуждении проблем детского сиротства.
Парадоксальным образом все, что делается для воспитанника соц. учреждения, от вручения ему на массовом празднике подарка и выдачи «карманных», и до поселения на выделенной «просто так» жилой площади, в чем-то снижает его адаптивность.
Проблема адаптации выпускников социального учреждения в современном обществе очень актуальна в наши дни. Это связанно с неподготовленностью подростков, длительное время находившиеся под опекой государства, к самостоятельной жизни. У детей не сформированы элементарные бытовые навыки: они не умеют готовить пищу, штопать одежду, действовать в критической жизненной ситуации, планировать бюджет, нести ответственность за свою жизнь и жизнь других людей (я говорю о проблеме ранних браков). Воспитанники обладают заниженной самооценкой, имеют трудности в установлении контактов с окружающими людьми.
Этот проект предполагает решение данной проблемы посредством детской кружковой деятельности.
Были поставлены такие цели и задачи как:
Создать систему педагогических мероприятий способствующих формированию модели поведения, позволяющих девочкам успешно адаптироваться в самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации в социально-реабилитационном центре.
Развивать трудовые навыки у девочек в условиях соц. учреждения по средствам кружковой деятельности. Формировать представления о разнообразии ролей женщины в современном обществе, адекватную самооценку. Разработать и внедрить комплекс мероприятий, направленных на воспитание нравственных качеств; ответственность, самоуважение, отзывчивость, доброта.
Участниками проекта являлись воспитанницы от10до 18 лет.
Сроки реализации проекта был 6 месяцев.
Основной целевой группой проекта является воспитанницы старшей группы социально-реабилитационного центра г. Братска. Для них была разработана и реализована система мероприятий направленных на адаптацию к самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации в социально-реабилитационном центре.
Для реализации проекта поставленных задач, разработана была система занятий, которая осуществлялась в форме, ставшего традиционным, мероприятия заседания женского совета. Занятия включали в себя беседы, дискуссии, игровые задания, просмотр кинофильмов, чаепития, хозяйственно - бытовой труд, экскурсии, вечерние огоньки, проф. ориентационные мероприятия.
Для сюжетно-ролевых игр были организованы: магазин, парикмахерская, больница, служба ЖКХ и прочие сферы услуг, позволяющие девочкам успешно адаптироваться к самостоятельной жизни после окончания курса реабилитации.
Воспитанницам создавались конкретные проблемы бытового обслуживания и с их помощью (практических занятий) они решались.
Проводились масштабные мероприятия как: «Фестиваль профессий», на фестивале ребята имели возможность попробовать себя в работе различных студий и объединений центра, и определиться в каком направлении они хотели развивать свои способности, «Ярмарка самоопределения», где воспитанники знакомились и получали знания о профессиях.
Я считаю, что в процессе реализации проекта мы достигли поставленных целей, так как конечные результаты согласуются с первоначальными ожиданиями. Мы можем видеть результаты нашего труда: у воспитанниц сформировалось представление о разнообразии ролей женщин в современном обществе, повысилась самооценка, девочки научились вести домашнее хозяйство, планировать бюджет, правильно действовать в критических ситуациях, с девочками проведена была работа по развитию лидерских качеств и формированию умений организации различных мероприятий, кукольный театр малышам, декоративно-прикладное творчество - батик, бумагопластика, витраж и другое, результаты: призовые места в областном конкурсе «Байкальская звезда». Многие воспитанницы самоопределились в выборе профессии и потупили в профессиональные учебные заведения, где успешно их закончили. Получили такие профессии: штукатур-маляр, продавец, воспитатель, учитель физкультуры, две воспитанницы поступили в высшее учебное заведение.
На грант выигранный по данному проекту было закуплено оборудование для занятий в кабинет домоводство: кухонный гарнитур, чайник, кухонный комбайн, обеденная зона, холодильник, посуда, скатерти, салфетки, сырье для изготовления кондитерских изделий, строительные и отделочные материалы, заработная плата сотрудникам работающим по проекту.
Благодаря внедрению в реабилитационный процесс социального проектирования, воспитанники приобрели необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, стали полноправным членами общества.