Мастер-класс для воспитателей «Теория и практика сказкотерапии»

Надежда Чарушина
Мастер-класс для воспитателей «Теория и практика сказкотерапии»

Мастер-класс

«Изготовление кукол-марионеток».

Слушая или читая сказку, ребенок или взрослый проигрывает, просматривает ее в своем воображении. Он представляет место действия героев сказки. Таким образом, он в своем воображении видит целый спектакль. Поэтому совершенно естественным является использование постановки сказок в психологических целях. Однако не каждый ребенок и взрослый обладает актерским талантом для того, чтобы самому играть на сцене, поэтому для психологических целей используется постановка сказки с помощью кукол. Кроме того, изготовление и общение с куклой может быть самостоятельным направлением психологической, педагогической и развивающей работы. В рамках куклотерапии реально воплощаются воображаемые образы, что, собственно, многие и называют Волшебством.

Принцип изготовления простых марионеток предложен Вальдорфской школой, технология разработана Институтом Комплексной Сказкотерапии. Кукла состоит из головы и платья, в которое вшиты кисти рук. Одна нить служит для управления головой, другая нить помогает управлять руками. Кукла может быть с лицом и без него. Если кукла изготовлена без лица, это позволяет ребенку фантазировать — в каком настроении, состоянии находится кукла. То, какое ребенок придумывает выражение лица и настроение куклы, помогает определить его собственную актуальную проблематику.

Важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, и каким характером он его наделяет. Детям до 8 лет еще сложно самостоятельно изготовить даже простую куклу. Полезно к этому процессу привлекать родителей. Это сплачивает детей и родителей и позволяет им лучше понимать и чувствовать друг друга. Изготовление марионеток полезно для детей и взрослых. Очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Поэтому процесс изготовления куклы это всегда медитация. И, главное, в конце работы человек получает замечательный продукт — куклу, которая может жить самостоятельной жизнью.

Таким образом, изготовление кукол-марионеток:

1. Развивает мелкую моторику руки.

2. Развивает фантазию и образное мышление.

3. Развивает умение малыми средствами выражать характер.

4. Развивает способность тонко чувствовать происходящее вокруг.

5. Развивает способность к концентрации внимания.

6. Укрепляет союз Ребенок — Специалист

Обычно дети очень любят кукол, сделанных руками их близких. Отвергая самые дорогие игрушки, они могут с этой куклой спать, есть, играть часами. И это неудивительно — ведь в такой кукле частичка души самого близкого человека.

Для изготовления куклы-марионетки потребуются следующие материалы:

1. Небольшой камешек или красивая бусинка

2. Капсула от "Киндер-сюрприза"

3. Вата (или синтепон)

4. Трикотаж телесного цвета

5. Белая ткань 50 х 50 см

6. Цветная ткань на верхнее платье 52 х 52 см

7. Пакля или пряжа, шерстяные нитки (для волос)

8. Нитки, иголки, ножницы

9. Толстая длинная игла

10. Толстая нить (лучше ирис)

11. Украшения.

Взрослый раскладывает на столе все необходимые материалы.

Мастер-класс для воспитателей «Теория и практика сказкотерапии»

Затем включает спокойную музыку, и предлагает ребенку зажать в кулачке бусинку, закрыть глаза, загадать желание и представить себе, что оно сбылось. Далее бусинка помещается в капсулу от "Киндер-сюрприза", и родитель просит представить образ куклы, которая сегодня будет вызвана из Сказочной страны. Затем необходимо обсудить с ребенком образ того, кого они будут шить: мужской это или женский персонаж; он будет "королевской" или "простой" крови; какой у него будет характер и т. д. Далее приступайте к творческой работе.

1. Изготовление куклы начинается с головы. Для этого капсула от "Киндер-сюрприза" (с начинкой) плотно оборачивается ватой или синтепоном. После того как основа головы готова, сверху она обтягивается тканью для лица (куклу можно сделать темнокожей, розовой и т. д.). Важно, чтобы в том месте, где у куклы начинается шея, остался "хвостик" из ткани не менее 5 см. Итак, голова готова. Волосы и украшения на голову пришиваются в последнюю очередь.

2. Изготовление "нижнего платья". Для этого возьмите белую ткань 50 х 50 см, найдите середину кусочка. На середине нужно сделать маленькую дырочку и просунуть в нее "хвостик", который остался на голове куклы. Далее необходимо пришить "нижнее платье" к "шее" куклы.

3. Одевание. Костюм куклы шьется из цветной красивой ткани размером 52 х 52 см. В кусочке ткани надрезается середина и вдевается "нижнее платье". Далее ткань расправляется и также пришивается к "шее" куклы. По бокам к костюму куклы пришиваются руки. Для изготовления рук берется та же ткань, что и для лица. Из нее нужно вырезать два прямоугольника 7x4 см, сшить их и оставить небольшую дырочку, чтобы можно было набить руки ватой. Когда костюм куклы готов и руки вшиты, можно подумать об украшении куклы: сделать ей прическу, дополнительные детали костюма. Все, что подскажет воображение изготовителей куклы. На этом этапе важно, чтобы ребенок принимал особенно деятельное участие в процессе.

4. Когда кукла будет полностью готова, можно ее "подвязать". Для этого берется толстая длинная игла, заправленная толстой нитью (лучше, если это будет ирис). С помощью иглы голова куклы протыкается в области висков. Таким образом, кукла повиснет на нитке, пропущенной сквозь ее голову. Длина нити над головой куклы должна быть не больше 12—15 см (для того, чтобы ребенку было удобно ее "водить").

Концы нити (иглу к этому времени нужно вытащить) связываются. Для того чтобы "подвязать" руки, потребуется еще одна толстая длинная нить. Один ее конец привязывается к запястью правой руки куклы, а другой конец нити привязывается к левому запястью куклы.

Итак, кукла готова, осталось только ее "оживить": взять в руки и начать "водить". Для этого ребенок берет в одну руку нить, управляющую головой, а в другую руку — нить, управляющую руками куклы. На этом этапе взрослый помогает ребенку учить "ходить" куклу.

Можно придумать специальные ритуалы "оживления".

Научиться водить куклу, концентрировать на ней свое внимание не просто для ребенка. Вы заметите, по мере того, как ребенок совершенствует язык взаимодействия с куклой, меняется и его поведение. Даже самые неусидчивые, подвижные дети становятся более внимательными и уравновешенными, а малообщительные, замкнутые дети становятся более открытыми и эмоциональными.

"Оживляя" куклу, ребенок фактически отрабатывает механизм саморегуляции. На образном уровне он держит "себя в руках", учится адекватно выражать свои чувства. Хочется отметить, что кукла-марионетка является хорошим средством самовыражения для чрезмерно застенчивых, склонных к аутизму детей. Также марионетки могут быть применимы в семейной терапии как средство проигрывания конфликтных ситуаций и образов желаемого будущего.

Желаю вам от всего сердца, чтобы эти куклы-марионетки стали добрыми помощниками вам и вашим детям!

Публикации по теме:

Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС: теория и практика «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования в условиях введения ФГОС теория и практика» В нашем мире постоянно.

Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога» Аутистичный ребенок: теория и практика работы психолога Форма занятия: Интерактивный семинар Целевая аудитория: педагоги-психологи образовательных.

Квест-игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности» Сценарий проведения интеллектуального квеста для педагогов «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности» Цель: Повышение.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Теория и практика сказкотерапии»
Опубликовано: 22 октября 2018 в 16:29
+37Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Перспективное планирование по ручному труду по программе «Радуга». Часть 2
Февраль 1. Аппликация «Вырежи и наклей какую хочешь картинку». Цель: учить детей задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации. Закреплять...
Перспективное планирование по ручному труду по программе «Радуга». Часть 1
Октябрь 1. Аппликация «На лесной полянке выросли цветы». Цель: учить вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять несложную красивую...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности...
Мастер-класс «Педагогическая технология «квест-игра» как средство реализации ФГОС до»
Вы любите сказки? А загадки? Хотите немного поиграть? Предлагаю вам угадать сказку. Слайд №2 Бабке птицы служат - Над деревней стаей кружат. Ищут...
Мастер-класс «Новогодние игрушки. Поросенок»
Мастер – класс «Новогодние игрушки - Поросенок» Задачи: - Продолжить знакомство работы с шерстяной нитью. - Продолжить изготавливать новогодние...