Солнцева Алла
Тест цветовых предпочтений М. Люшера
▼ Скачать + Заказать документы
Автором теста является швейцарский психолог Макс Люшер.
Целью проведения данной методики в нашем исследовании является: диагностика эмоциональной сферы, эмоциональных состояний и динамики эмоциональных проявлений детей дошкольного возраста.
Оборудование.
Протокол для занесения результатов и обработки полученного материала.
Стимульный материал сокращенного варианта теста М. Люшера, состоит из карточек восьми цветов : 4 – основных, и 4 – дополнительных.
Основные цвета :
Публикация «Тест цветовых предпочтений М, Люшера» размещена в разделах
«1» - синий (тёмно синий). Символизирует спокойствие, удовлетворенность, нежность и привязанность.
«2» - зелёный (сине-зеленый). Символизирует настойчивость, самоуверенность, упрямство, самоуважение.
«3» - красный (желто-красный). Символизирует силу воли, активность, агрессивность, властность.
«4» - желтый (светло-желтый). Символизирует активность, стремление к общению, любознательность, веселость.
Так как четыре основных цвета символизируют основные психо-логические потребности (потребность в удовлетворенности и привя-занности, потребность в самоутверждении, потребность действовать и добиваться успеха и потребность смотреть вперед и надеяться, они имеют особое значение и должны занимать первые пять позиций.
Дополнительные цвета :
«5» - фиолетовый; «6» - коричневый; «7» - черный; «0» - серый.
Эти цвета символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, страх, огорчение. Эти цвета в норме должны стоять в индифферентной зоне или отвергаться. Но на практике часто выделяются и перемещаются к началу ряда за счет одного или нескольких основных цветов.
Процедура проведения.
При проведении исследования необходимо иметь в виду:
1. Исследование желательно проводить при дневном цвете, но не при ярком солнце.
2. Испытуемый должен выбирать те цвета, которые ему предлагаются, а не воображаемые.
3. Каждый цвет выбирается отдельно. Не разрешается сразу выбирать два или более цветов.
4. Выбор цветов осуществляется испытуемым свободно без вмешательства экспериментатора, (время не ограничивается). При трудностях с ответом экспериментатор ведет себя выжидающе.
5. В случае отказа от выбора одного цвета (все цвета нравятся одинаково, необходима стимулирующая инструкция типа: "А какой все-таки нравится больше всех?".
6. Необходимо акцентировать внимание испытуемого на том, что он должен выбирать цвет, который ему нравится в настоящее время, а не вообще.
Непосредственное исследование проводится следующим образом. Стимулы желательно выкладывать в следующем порядке: "1", "5", "2", "6", "3", "7", "4", "0".
При этом необходимо иметь в виду то, что синий, черный и серый цвета при выборе не должны располагаться рядом, а основные и дополнительные стимулы раскладываются вперемешку.
Инструкция: "Посмотри внимательно на эти восемь цветов. Покажи цвет, который тебе кажется наиболее симпатичным (красивым, приятным).
После этого выбранный стимул убирается, а его номер заносится в первую клетку в бланке протокола. Далее следует вопрос: "А из оставшихся цветов, какой тебе кажется наиболее приятным?" выбранный стимул убирается, а его номер заносится во вторую клетку протокола. Данная процедура повторяется до пяти выборов.
После пяти выборов следует вопрос: "А какой из оставшихся цветов тебе более неприятен (наиболее не нравится?" Выбранный стимул убирается, а его номер заносится в последнюю клетку протокола.
Далее следует вопрос: "А какой из оставшихся двух цветов кажутся тебе более неприятным?". Номер выбранного стимула заносится в седьмую клетку, а номер оставшегося стимула в шестую клетку.
Затем процедура выбора цветов по предпочтению повторяется, результаты заносятся в протокол в строку второго выбора. Но не обязательно проводить второе тестирование. Можно интерпретировать данные и на основании однократного выбора, однако надежность интерпретации будет несколько ниже.