Ирина Тимошкина
Тестопластика в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Тестопластика в работе с дошколниками
Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, рисунка,
фантазии, творчества.
Василий Александрович Сухомлинский
Знакомство детей с искусством должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного детства. Не случайно, эстетическое воспитание рассматривается как развитие способности понимать, воспринимать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и искусстве (Н. А. Ветлугина). Только через искусство, по мнению Б. М. Неменского, человек способен не только понять, но и «пережить опыт предшествующих поколений!»
Публикация «Тестопластика в работе с дошкольниками» размещена в разделах
В современном мире высоко ценятся изделия, выполненные своими руками.
Тестопластика – лепка декоративных изделий из солёного теста, является одним из видов художественного конструирования и является мощным способом развития у детей умственной активности, творчества, художественного вкуса и многих других качеств, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Лепка развивает мелкую моторику, что в свою очередь влияет на развитие речи и мышления, способствует развитию трехмерного восприятия формы, умения чувствовать и передавать изобразительными средствами объем и пространство, воображение, креативность, снимает эмоциональное напряжение.
У ребенка формируются предпосылки учебной деятельности: умение ставить цель, искать и находить решения проблем, выбирать средства и реализовывать свой замысел, осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт.
Средства культуры и искусства позволяют, как нельзя лучше выстраивать определенные модели, которые становятся эталонами для решения различных проблем социализации личности.
По мнению В. С. Мухиной техника тестопластика для детей является не только искусством. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами. По средствам тестопластики реализуется потребность личности в самовыражении.
А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше различных изобразительных технологий, дающих возможность выбирать, думать, искать, пробовать.
«Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружить ребенка красотой – всем прекрасным, чем сможем! Детям необходимо создать психологический комфорт.
Мы ставим перед собой следуюие задачи работы с детми в технике тестопластика :
- расширять представление детей о способах и техниках тестопластики;
- развивать чувство композиции, зрительно – двигательную координацию;
- выявить и развивать художественные способности детей;
Новизна: заключается в оптимальном подборе нетрадиционных методов и приемов арт – педагогики (тестопластика, экспериментирование с цветом, пластилинография и др., способствующих активизации творческого воображения дошкольников.
Игры с соленым тестом обогащают опыт ощущений и восприятий (сенсорный опыт) ребёнка; активизируют мелкую моторику рук; координацию и тактильные ощущения рук; способствуют развитию воображения, памяти, внимания, мышление и могут стать мощным стимулом для интеллектуального развития ребёнка.
Тестопластика в детском саду – достаточно популярный вид занятий и имеет массу преимуществ:
- дешевизна расходных материалов;
- широкие возможности для творчества;
- простота создания фигур;
- маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться достаточно долго.
Соленое тесто стало в последние годы очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из такого материала долговечны, а работа с соленым тестом доставляет удовольствие и радость.
Лепить из теста -- доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников.
• 1. Повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
• 2. Развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
• 3. Синхронизирует работу обеих рук;
• 4. Формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;
• 5. Развивает творческие способности ребенка.
Работа с соленым тестом в дошкольном детстве, все чаще и чаще прослеживается именно как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М., 1999.
2. Кискальт И. «Солёное тесто : увлекательное моделирование», профиздат, 2002.
3. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. М., 2005.