Тезисы доклада «Метод проектов как эффективная современная технология экологического образования дошкольников»

Кудюрова Лилия
Тезисы доклада «Метод проектов как эффективная современная технология экологического образования дошкольников»

Тезисы доклада на тему:

«Метод проектов как эффективная современная технология

экологического образования дошкольников»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 9» г. Дзержинска Нижегородской области

Кудюрова Л. А.

Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого [1,с. 10]. Через познание живого происходит одухотворение, эстетическое восприятие природы, формируется этика взаимодействия человека с миром. [1, с. 11]. Но прежде чем ребёнок станет взрослым и сможет, как личность выразить себя, утвердиться в мире, освоить эти представления, необходимо развить в нем познавательный интерес, способность понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил поведения в природе.

Как же помочь ребенку научиться сочувствовать окружающему? Как научить ценить и защищать природу? По моему мнению, развитие сочувствия, сопереживания, сострадания произойдет тогда, когда ребенок окажется перед проблемой, требующей решения, увидит результат своей помощи, непосредственно соприкоснется с миром природы и полюбит ее.

Именно поэтому работу по экологическому воспитанию дошкольников я провожу с применением метода проектов.

На примере двухлетней работы с детьми сначала старшей, а затем подготовительной к школе групп практика показала, что в группе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности реализации проектов по экологическому воспитанию.

В процессе проектной деятельности по экологии решались следующие образовательные задачи:

• освоение экологических представлений;

• развитие познавательных умений;

• накопление опыта гуманного отношения к растениям и животным.

Наше дошкольное учреждение расположено в посёлке, который окружен лесами. И такое расположение дает детям возможность «вживую» соприкоснуться с природой.

Темы экологических проектов появлялись не просто так: вначале возникала проблема, с которой сталкивались дети в повседневной жизни; затем из проблемы вытекали вопросы, а потом приходила и сама тема проекта, предложенная детьми.

Таким образом, метод проектов, как один из методов интегрированного обучения предполагает самостоятельную активность дошкольников, направляет их на поисковую деятельность, а именно: исследовать объект, найти о нем информацию, получить ответ на волнующий вопрос.

Данная интеграция отражается во всех видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, двигательной, самообслуживании и элементарном бытовом труде, восприятии художественной литературы, изобразительной, музыкальной, коммуникативной, конструировании.

Чтобы дать детям еще больше представлений, необходимо наполнить их головы интересным содержанием. Например, при чтении сказки природоведческого содержания, которая входила в проект под названием «Уж тает снег» проводились опыты. В сказке «Заюшкина избушка», детям стало жалко зайца, которого выгнала лиса из домика. Дети обратились ко мне с вопросом: «Что можно сделать, чтобы у лисы дом не растаял?» Для ответа на вопрос мы провели эксперименты со льдом: сначала посыпали лед стружкой, затем накрыли его шерстяной тканью. В ожидании итога дети предполагали, что лёд обязательно растает. Ведь, чтобы согреться зимой, мы же одеваем теплую одежду. Но когда выяснилось, что лед не растаял, дети сделали вывод, что если необходимо сохранить температуру предмета, в данном случае температуру льда, то нужно его чем-то накрыть.

Кроме этого у моих воспитанников появились и другие идеи - оказалось, что можно помочь еще деревьям и кустам. Поэтому на прогулке все дружно «укутывали» деревья снегом, чтобы они не замерзли.

Во время проекта «Что мы знаем о кошках?» дети вместе с родителями дома проводили экспериментальную деятельность: «Зачем кошке усы?», «Зачем кошке острые когти?», «Кошачье меню». Так из опыта под названием «Кошачье меню» ребята узнали, что же любит кошка есть больше всего. Для этого в углы комнаты были помещены мешочки с разной пищей (пакетированный корм, колбаса и хлеб). Все кошки, по словам участников выбрали пакетированный корм. О полученных результатах воспитанники с огромной радостью рассказывали друг другу.

Проектная деятельность предусматривает правильную организацию развивающей среды.

Все зоны РППС отражают тему проекта, т. е. при его реализации идет заполнение всех зон необходимыми материалами, а также продуктами, полученными в ходе работы.

Итог проектной деятельности – презентация проекта. Презентация проекта предусматривает объединение усилий всех участников проекта, а именно: детей, родителей и педагогов.

Презентация проекта зависит от типа проекта. Так при реализации творческого проекта его презентацией становятся, выставки рисунков, книжек-малышек, создание мини-музея, праздники.

А исследовательские проекты предусматривают публичные выступления детей в виде их рассказов о полученной информации.

Так в январе во время реализации проекта «Мерзнут ли птицы зимой?», проходило наблюдение за птицами: снегирями, дятлами, синицами, воробьями, сороками и воронами. В солнечную безветренную погоду у каждой из них бурлила своя жизнь: птицы щебетали, чирикали, сорились, а в ветреную - прятались. Дети догадались, что птицы прячутся от холода. Тогда у них возник вопрос: «Что можно сделать, чтобы птицы не мерзли зимой?» Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили совместно отыскать нужную информацию, пополнить представления о жизни птиц: повадках, их строении, питании.

Началась активная работа над проектом. Тема проекта охватила все виды деятельности. На прогулке дети предлагали насыпать корм и наблюдать за птицами. Скворечников у нас не было, поэтому насыпали корм на специальную столешницу. Птицы слетались в любую погоду, но вели себя некультурно. Они отнимали зерна, дрались и громко ругались.

Когда ребята получили необходимую информацию, они поняли, что птицам корм необходим для сохранения тепла.

Ребята приносили из дома разную пищу для птиц. Выяснилось, что воробьям, воронам и сорокам нравился любой корм: пшено, хлебные крошки, семечки. Синицам по душе пришлось сало, а снегири не подлетали к корму, они «доедали» оставшиеся ягоды рябины.

После недельных наблюдений дети решили, что надо повесить кормушки и насыпать в них отдельный корм, а именно, кто что любит, чтобы птицы не ссорились между собой.

За работу взялись папы - каждый из них очень постарался! Кормушки были выполнены из досок, пластиковых бутылок, мешковины и другого материала; были украшены еловыми ветками, муляжами ягод.

В день презентации в группе была установлена выставка кормушек. Затем дети рассказывали о том, что они узнали за период работы над проектом.

Ответ на вопрос «Что можно сделать, чтобы птицы не мерзли зимой?» был практически одинаковым - надо птиц подкармливать. После выступлений детей, которые с энтузиазмом рассказывали, как птицы летают, зачем им хвост, нужна ли им помощь людей и т. д., родители помогли прикрепить кормушки.

Все были охвачены разными чувствами: родители чувством гордости за проделанную работу, дети чувством радости за свою частичку помощи, птицы чувством благодарности за сытую жизнь. Вот в этом и заключается гуманно-ценностное отношение к природе: доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, желании и умении заботиться о ней. Именно на этапе дошкольного возраста и зарождается экологическая культура детей.

Список литературы

1. Н. Н. Кондратьева «МЫ» Программа экологического образования детей М.: Детство-Пресс, 2005

Публикации по теме:

Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников [«Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников» /i] Проблема: В настоящее время, когда нравственное и коммуникативное.

Опытно-экспериментальная деятельность как метод экологического воспитания дошкольников МБДОУ «Подпорожский детский сад № 4 комбинированного вида» СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ на тему «Опытно-экспериментальная деятельность,.

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития экологического образования дошкольников "Экспериментально-исследовательская деятельность, как средство развития экологического образования дошкольников" Ибрагимова Г. М., воспитатель.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Презентация «Пальчиковый игротренинг как современная физкультурно-оздоровительная технология в работе с дошкольниками» Консультация для воспитателей на тему: «ПАЛЬЧИКОВЫЙ ИГРОТРЕНИНГ КАК СОВРЕМЕННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ».

Квест-игра как эффективная педагогическая технология в развитии речи дошкольников Переход современной системы дошкольного образования на работу по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту обусловил появление.

Метод проектов — современная технология организации деятельности в детском саду Отечественные и зарубежные исследователи отмечают важность той деятельности в воспитании, которая доставляет ребенку радость, оказывает.

Метод проектов — технология успеха Почти двадцать лет я работаю в дошкольных образовательных учреждениях. За это время в образовании произошли значительные изменения. Разработан.

Опыт работы «Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология» Реферат Метод проектов в ДОУ как инновационная педагогическая технология Воспитатель МБДОУ д/с № 3 Алиева Гюльнара Закировна Изменение социальных.

Тьюторское сопровождение как современная технология Современным ФГОС дошкольного образования установлено, что один из основных принципов образования — индивидуализация, которая понимается.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • День Победы, 9 мая
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Тезисы доклада «Метод проектов как эффективная современная технология экологического образования дошкольников»
Опубликовано: 28 апреля 2018 в 22:05
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 октября. Международный день хлеба

Хлеб – наш самый важный продукт. Его можно кушать по нескольку раз в день, и он никогда не надоест! Хлеб присутствует в традиционных национальных кухнях всех народов мира. О его значимости говорит то, что...

16 октября. День колоса на МААМ

«Зерно в землю пало — колосом стало» – такой путь каждый раз проходит маленькое зернышко, чтобы стать колосом. У всех народов хлебные колосья считаются символом плодородия и достатка. Колос, полный спелых...

Детский мастер-класс по пластилинографии: «Осенние краски». Старшая группа
Кружит последний жёлтый лист И землю укрывает, А город скоро станет чист – Всё ветер подметает. Ведь в гости осень к нам идёт, За ней - зима седая....
Фотоотчёт «Петушок из бросового материала в средней группе»
Цель : Выполнение игрушки - Петушка из бросового материала. Задачи: - Развивать навыки работы с различными материалами. - Развивать фантазию и...
Фотоотчет «Театр своими руками»
Работая в детском дошкольном учреждении все чаще приходят мысли о том, что современные дети прилично разбираются в телефоне родителей, планшете, компьютере....