Получи документы

Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса

Широчина Анастасия Владимировна
Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса

Автор: Широчина А. В. – воспитатель коррекционной группы с ТНР

Концептуальность: совместная инновационная форма работы по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Публикация «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса» размещена в разделах

Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития мы остановились на такой технологии, как методика создания «Лэпбука», реализация которой невозможна без помощи родителей. Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы и вопросам коррекционных нарушений

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является вовлечение родителей в образовательный и коррекционный процесс ДОУ.

Проект на тему: «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса в контексте ФГОС» актуален по следующим причинам:

• позволяет ребёнку быть активным участником всего процесса, на любом из его этапов, способствует качественным изменениям в его речевом развитии ;

• способствует овладению детьми самостоятельной связной речью и коммуникативными навыками, формирует готовность воспитанников к обучению в школе;

• быть открытым для семьи, устанавливает партнерское взаимодействие с родителями при решении коррекционных и образовательных задач по средством создания «Лэпбуков»;

• создает единую коррекционно-развивающую среду, обеспечивает одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;

• закрепляет и систематизирует изученный материал по лексической теме;

• методический комплекс проекта может быть использован в практической деятельности воспитателей, узких специалистов, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов с учетом принципов ФГОС ДО;

• методическое оснащение проекта составлено в соответствии с основными принципами ФГОС ДО.

Для реализации идеи, нами разработано методическое сопровождение проекта:

1. Методическое пособие для дошкольников – «Лэпбуки», по лексическим темам

2. Изготовлены дидактические игры.

3. Подобран и изготовлен демонстрационный материал по лексическим темам.

4. Составлен перспективный план работы по теме исследования «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса в контексте ФГОС».

5. Разработан план мероприятий для родителей по теме проекта «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса в контексте ФГОС».

6. Разработаны диагностические задания для мониторинга уровня развития детей в области познания и развития речи.

Экспериментально доказана эффективность методического сопровождения проекта.

Актуальность проекта определяется еще и реальными потребностями системы дошкольного образования и противоречиями, которые существуют между:

• большим количеством детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания им коррекционно-логопедической помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида

• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.

Инновационная направленность :

Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Цель проекта: вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, при совместном создании и внедрении «Лэпбука» в ДОУ и улучшить партнерские взаимоотношения всех участников коррекционного образовательного процесса.

Идея: создание и внедрение в коррекционно- образовательный процесс ДОУ инновационной формы работы, «Лэпбук», с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства с целью развития у детей познавательных интересов и речевых навыков

Ожидаемые результаты:

Воспитанники:

- дети научатся собирать нужную информацию по изученной теме

- запомнят изученный материал

- в любое удобное время повторят пройденный материал

- развивают мелкую моторику рук

- развивают творческие способности и креативность при выполнении задания

Родители:

- развивают креативность и творческое мышление

- помогают при выполнении домашних заданий

- люди объединяются для увлекательного и полезного занятия

- создают коррекционно-развивающую среду в группе

Педагоги:

- компетентны в вопросах коррекционно-образовательного процесса при работе с родителями

- повышают свой профессиональный уровень

- являются заинтересованными участниками образовательного процесса

- используют на занятиях и в свободной игровой деятельности полученные знания

Перспективами реализации данного проекта является создание банка макетов лэпбуков по всем лексическим темам в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся в рамках индивидуализации обучения и проектно- тематического обучения.

В ходе подготовительного этапа была изучена методическая, психолого-педагогическая литература по теме проекта. Собраны в картотеку здоровье сберегающие технологии, которые мы будем использовать в образовательной деятельности ДОУ.

Был изучен опыт работы педагогов города Глазова и других городов России. По результатам диагностического обследования была разработана система мероприятий, которая включала разнообразные формы совместной работы с детьми.

Согласно перспективному планированию работа строилась следующим образом :

• На каждую неделю обозначалась лексическая тема, на протяжении которой, в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий, происходило закрепление имеющихся знаний детей, ознакомление с новым материалом, расширение словарного запаса детей.

• В ходе игр, упражнений и совместной деятельности ежедневно закреплялись полученные знания и умения детей.

• В конце каждой недели проводилось итоговое мероприятие, создание лэпбука по лексической теме, которое включало в себя повторение всего пройденного материала, отгадывание загадок, составление рассказов, вырезывание картинок, выполнение дидактических и практических заданий.

Мы использовали следующие формы работы с родителями для решения поставленных задач:

• родительские собрания («Как мы познаем мир», «Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста»);

• мастер-классы(«Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» «Лэпбук как современное средство развития детей дошкольного возраста», мастер-классы по сборке элемента лэпбука «Осень», «Перелетные птицы», «Математика вокруг нас», «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»);

• индивидуальные беседы («Как сделать лэпбук»);

• консультации ("Что такое лэпбук? Зачем он нужен? С чего начать?", «Работа с лэпбуком в ДОУ», «Семья и детский сад»);

• совместные презентации детей и родителей;

• открытые мероприятия (видеоотчет «Лэпбук – устами младенца);

• выставки совместной деятельности педагогов и детей(«Лэпбук – ребятам друг, «Родительская лаборатория «Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность».)

В ходе организационного этапа мы разработали методическое сопровождение проекта. Провели и анализ мониторинга интегративных качеств детей контрольной и экспериментальной группы.

В ходе организационного этапа нами разработаны:

• план мероприятий с детьми и родителями в рамках мастер- классов по изготовлению лэпбуков»;

• определена тематика лэпбуков по лексическим темам;

• составлена работа в режиме дня коррекционной группы на каждый день.

Механизм реализации проекта:

В течение 1 недели педагоги, дети, родители реализовывали лэпбук по лексической теме. Каждый день был посвящен определенной работе, которая реализовалась в ходе коррекционно – образовательного процесса согласно разработанному плану в режиме дня коррекционной группы и предусматривала:

• конечный практический продукт, который, впоследствии, вносится в предметно-развивающую среду группы и используется для достижения поставленной цели.

Подготовку к выпуску конечного продукта можно разбить на несколько этапов :

• продумать, что должен включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему.

• сбор информации по теме воспитателем, родителями, работа с литературой.

• следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий.

• в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.

оформление обложки с иллюстрациями по лексической теме.

• продумать элементы лэпбука : кармашки, вращающиеся круги, книжки,конверты,книжки-гармошки,блокноты

• вырезываем совместно с родителями и детьми детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком

Работа над интерактивной книгой способствует не только развитию речи дошкольников, но и учит работать коллективно, развивает художественные, эстетические способности детей. Совместно с воспитателем и родителями дома дети составляли рассказ или сказку по теме. Это могли быть фантастические, сказочные истории и т. д. Далее распределяли среди детей кто, какой лэпбук будет оформлять (по желанию детей).

При внесении в папку текста использовались приемы работы, в зависимости от сформированности навыка у ребенка :

• запись под диктовку педагога;

• самостоятельная запись;

• списывание с образца.

Перспектива развития проекта:

Реализация проекта находится еще на начальном этапе, но мы можем сказать, что на сегодняшний день в группе разработано уже несколько лэпбуков на разные темы.

Всего в этой новой для нас деятельности приняли участие 49 % семей группы, что считаем тоже хорошим результатом. Позднее, увидев результат, другие родители тоже проявили интерес и желание участвовать в этом проекте. Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности. Работа по созданию лэпбуков будет продолжена в новом учебном году.

Мы считаем, что данный проект может быть апробирован в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, так же может быть применен и в общеразвивающих группах, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.

Трансляция опыта эксперимента на муниципальном, региональном уровне.

Таким образом, проблема создания в группе единого коррекционно- образовательного пространства не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Только при активном сотрудничестве родителей, педагогов и учителей - логопедов в коррекционно-образовательном процессе, использовании инновационных, интерактивных технологий, возможны количественные и качественные изменения в речевом развитии детей с ТНР и подготовка воспитанников к обучению в школе.

Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты,развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их. На наш взгляд, Лэпбук –эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка в ДОУ в условиях ФГОС.

.

Публикации по теме:

Инновационная форма взаимодействия с семьёй в условиях введения ФГОС. Родительские собрания в ДОУ "Мягкие родительские встречи" Сумасшедший ритм жизни каждого родителя, проблемы на работе, в личной жизни или же просто не вовремя разрядился.

Интеграция образовательного процесса как способ взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре в ДОУ Интеграция образовательного процесса как способ взаимодействия воспитателя и инструктора по физической культуре в ДОУ В настоящее время.

Лэпбук как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРЛэпбук как инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Одним из важнейших направлений в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является взаимодействие с родителями – как.

Лэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми домаЛэпбук «Развиваем речь дома» как инновационная форма работы педагога с родителями и родителей со своими детьми дома Уважаемые коллеги! Одной из активных форм работы с родителями, позволяющих вовлечь семью в процесс обучения, развития и познания собственного.

Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных.

Обеспечение эффективности взаимодействия всех участников образовательного пространства для разностороннего развития личности Главное в человеке - это его личность. Говоря о развитии, воспитании и формировании личности, необходимо учитывать, что понятия эти взаимосвязаны,.

Семейный клуб — инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения. Кузнецова Разия Харисовна Музыкальный руководитель МАДОО детский сад №45 Семейный клуб – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников.

Семинар-практикум для педагогов «Официальный сайт ДОУ как инновационная форма взаимодействия с современной семьей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста №14».

Сообщение «Метод проектов — как активная форма сотрудничества всех участников образовательного процесса в ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №60» Сообщение «Метод проектов – как активная форма.

Создание виртуального пространства для взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ Создание виртуального пространства для взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса ДОУ Информационные технологии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса
Опубликовано: 9 мая 2017 в 21:30
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД