Широчина Анастасия Владимировна
Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Широчина А. В. – воспитатель коррекционной группы с ТНР
Концептуальность: совместная инновационная форма работы по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.
Публикация «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития мы остановились на такой технологии, как методика создания «Лэпбука», реализация которой невозможна без помощи родителей. Родители воспитанников взаимодействуют с педагогами по вопросам реализации основной общеобразовательной программы и вопросам коррекционных нарушений
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы и требования по взаимодействию Организации с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является вовлечение родителей в образовательный и коррекционный процесс ДОУ.
Проект на тему: «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса в контексте ФГОС» актуален по следующим причинам:
• позволяет ребёнку быть активным участником всего процесса, на любом из его этапов, способствует качественным изменениям в его речевом развитии ;
• способствует овладению детьми самостоятельной связной речью и коммуникативными навыками, формирует готовность воспитанников к обучению в школе;
• быть открытым для семьи, устанавливает партнерское взаимодействие с родителями при решении коррекционных и образовательных задач по средством создания «Лэпбуков»;
• создает единую коррекционно-развивающую среду, обеспечивает одинаковые подходы к развитию ребенка в семье и детском саду;
• закрепляет и систематизирует изученный материал по лексической теме;
• методический комплекс проекта может быть использован в практической деятельности воспитателей, узких специалистов, педагогов дополнительного образования, учителей начальных классов с учетом принципов ФГОС ДО;
• методическое оснащение проекта составлено в соответствии с основными принципами ФГОС ДО.
Для реализации идеи, нами разработано методическое сопровождение проекта:
1. Методическое пособие для дошкольников – «Лэпбуки», по лексическим темам
2. Изготовлены дидактические игры.
3. Подобран и изготовлен демонстрационный материал по лексическим темам.
4. Составлен перспективный план работы по теме исследования «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса в контексте ФГОС».
5. Разработан план мероприятий для родителей по теме проекта «Лэпбук как инновационная форма партнерского взаимодействия участников коррекционного образовательного процесса в контексте ФГОС».
6. Разработаны диагностические задания для мониторинга уровня развития детей в области познания и развития речи.
Экспериментально доказана эффективность методического сопровождения проекта.
Актуальность проекта определяется еще и реальными потребностями системы дошкольного образования и противоречиями, которые существуют между:
• большим количеством детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания им коррекционно-логопедической помощи в условиях ДОУ общеразвивающего вида
• необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе.
Инновационная направленность :
Участники проекта : воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Цель проекта: вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, при совместном создании и внедрении «Лэпбука» в ДОУ и улучшить партнерские взаимоотношения всех участников коррекционного образовательного процесса.
Идея: создание и внедрение в коррекционно- образовательный процесс ДОУ инновационной формы работы, «Лэпбук», с семьями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей в рамках социального партнерства с целью развития у детей познавательных интересов и речевых навыков
Ожидаемые результаты:
Воспитанники:
- дети научатся собирать нужную информацию по изученной теме
- запомнят изученный материал
- в любое удобное время повторят пройденный материал
- развивают мелкую моторику рук
- развивают творческие способности и креативность при выполнении задания
Родители:
- развивают креативность и творческое мышление
- помогают при выполнении домашних заданий
- люди объединяются для увлекательного и полезного занятия
- создают коррекционно-развивающую среду в группе
Педагоги:
- компетентны в вопросах коррекционно-образовательного процесса при работе с родителями
- повышают свой профессиональный уровень
- являются заинтересованными участниками образовательного процесса
- используют на занятиях и в свободной игровой деятельности полученные знания
Перспективами реализации данного проекта является создание банка макетов лэпбуков по всем лексическим темам в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, для их систематического использования в качестве формы организации образовательной деятельности обучающихся в рамках индивидуализации обучения и проектно- тематического обучения.
В ходе подготовительного этапа была изучена методическая, психолого-педагогическая литература по теме проекта. Собраны в картотеку здоровье сберегающие технологии, которые мы будем использовать в образовательной деятельности ДОУ.
Был изучен опыт работы педагогов города Глазова и других городов России. По результатам диагностического обследования была разработана система мероприятий, которая включала разнообразные формы совместной работы с детьми.
Согласно перспективному планированию работа строилась следующим образом :
• На каждую неделю обозначалась лексическая тема, на протяжении которой, в ходе подгрупповых и индивидуальных занятий, происходило закрепление имеющихся знаний детей, ознакомление с новым материалом, расширение словарного запаса детей.
• В ходе игр, упражнений и совместной деятельности ежедневно закреплялись полученные знания и умения детей.
• В конце каждой недели проводилось итоговое мероприятие, создание лэпбука по лексической теме, которое включало в себя повторение всего пройденного материала, отгадывание загадок, составление рассказов, вырезывание картинок, выполнение дидактических и практических заданий.
Мы использовали следующие формы работы с родителями для решения поставленных задач:
• родительские собрания («Как мы познаем мир», «Лэпбук и его возможности в развитии детей старшего дошкольного возраста»);
• мастер-классы(«Лэпбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» «Лэпбук как современное средство развития детей дошкольного возраста», мастер-классы по сборке элемента лэпбука «Осень», «Перелетные птицы», «Математика вокруг нас», «Лэпбук как средство поддержки детской инициативы»);
• индивидуальные беседы («Как сделать лэпбук»);
• консультации ("Что такое лэпбук? Зачем он нужен? С чего начать?", «Работа с лэпбуком в ДОУ», «Семья и детский сад»);
• совместные презентации детей и родителей;
• открытые мероприятия (видеоотчет «Лэпбук – устами младенца!»);
• выставки совместной деятельности педагогов и детей(«Лэпбук – ребятам друг!», «Родительская лаборатория «Лэпбук – как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность».)
В ходе организационного этапа мы разработали методическое сопровождение проекта. Провели и анализ мониторинга интегративных качеств детей контрольной и экспериментальной группы.
В ходе организационного этапа нами разработаны:
• план мероприятий с детьми и родителями в рамках мастер- классов по изготовлению лэпбуков»;
• определена тематика лэпбуков по лексическим темам;
• составлена работа в режиме дня коррекционной группы на каждый день.
Механизм реализации проекта:
В течение 1 недели педагоги, дети, родители реализовывали лэпбук по лексической теме. Каждый день был посвящен определенной работе, которая реализовалась в ходе коррекционно – образовательного процесса согласно разработанному плану в режиме дня коррекционной группы и предусматривала:
• конечный практический продукт, который, впоследствии, вносится в предметно-развивающую среду группы и используется для достижения поставленной цели.
Подготовку к выпуску конечного продукта можно разбить на несколько этапов :
• продумать, что должен включать в себя лэпбук, чтобы полностью раскрыть тему.
• сбор информации по теме воспитателем, родителями, работа с литературой.
• следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого - текстового, до игр и развивающих заданий.
• в соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.
• оформление обложки с иллюстрациями по лексической теме.
• продумать элементы лэпбука : кармашки, вращающиеся круги, книжки,конверты,книжки-гармошки,блокноты
• вырезываем совместно с родителями и детьми детали, приклеиваем все на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком
Работа над интерактивной книгой способствует не только развитию речи дошкольников, но и учит работать коллективно, развивает художественные, эстетические способности детей. Совместно с воспитателем и родителями дома дети составляли рассказ или сказку по теме. Это могли быть фантастические, сказочные истории и т. д. Далее распределяли среди детей кто, какой лэпбук будет оформлять (по желанию детей).
При внесении в папку текста использовались приемы работы, в зависимости от сформированности навыка у ребенка :
• запись под диктовку педагога;
• самостоятельная запись;
• списывание с образца.
Перспектива развития проекта:
Реализация проекта находится еще на начальном этапе, но мы можем сказать, что на сегодняшний день в группе разработано уже несколько лэпбуков на разные темы.
Всего в этой новой для нас деятельности приняли участие 49 % семей группы, что считаем тоже хорошим результатом. Позднее, увидев результат, другие родители тоже проявили интерес и желание участвовать в этом проекте. Согласованная работа дошкольного учреждения и семьи дает положительные результаты по развитию детской инициативы. Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближаются позиции детского сада и семьи к совместной творческой деятельности. Работа по созданию лэпбуков будет продолжена в новом учебном году.
Мы считаем, что данный проект может быть апробирован в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, так же может быть применен и в общеразвивающих группах, так как затрагивает актуальную и востребованную тему развития речи детей старшего дошкольного возраста, позволяет выстроить систему работы по развитию лексико-грамматического строя речи, раскрыть детскую инициативность и организовать эффективное сотрудничество с семьей.
Трансляция опыта эксперимента на муниципальном, региональном уровне.
Таким образом, проблема создания в группе единого коррекционно- образовательного пространства не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Только при активном сотрудничестве родителей, педагогов и учителей - логопедов в коррекционно-образовательном процессе, использовании инновационных, интерактивных технологий, возможны количественные и качественные изменения в речевом развитии детей с ТНР и подготовка воспитанников к обучению в школе.
Данная форма работы при детско-взрослом взаимодействии, как совместно с педагогами, так и семейные проекты,развивает более доверительные отношения при работе с семьей, повышает родительскую (профессиональную) компетентность и дает возможность не только узнать интересы и потенциал дошкольника, но и развить их. На наш взгляд, Лэпбук –эффективная форма взаимодействия взрослого и ребенка в ДОУ в условиях ФГОС.
.