КСЕНИЯ КУЗИНА
Типы занятий по художественной деятельности в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Выделяют несколько типов занятий по художественной деятельности. Это рисование с натуры, занятия по тематическому рисованию и занятия декоративного рисования.
Рисование с натуры является одним из сложных типов занятий. Вообще, рисование с натуры – это изображение конкретных предметов или предмета, передача характерных его особенностей с фиксированной точки зрения.
Одним из необходимых условий успешного рисования с натуры является правильное расположение предметов. Предметы необходимо располагать так, чтобы все дети видели их в наиболее информативном свете.
Публикация «Типы занятий по художественной деятельности в детском саду» размещена в разделах
Группу предметов, объединенных одной темой, расположенных на плоскости, называют натюрмортом. Для правильного составления натюрморта необходимо присутствие композиционного центра. Вся композиция не должна быть слишком растянутой, предметы не должны стоять слишком далеко друг от друга. Не рекомендуется нагромождать предметы и не ставить на одну линию. Важная роль отводится фону. Следует соблюдать главное правило группировки: легкий передний план, зрительный – тяжелый второй план и далее снова легкий дальний план.
Перед тем как предложить детям изображать натюрморт, рекомендуется проводить тренировочные упражнения. Упражнение заключается в том, что дети в течение двух минут наблюдают предложенный предмет, затем предмет убирается, и дети должны по памяти изобразить запомненный ими предмет. Затем предмет снова показывается и идет сравнение с изображением, полученным у ребенка. Еще одно тренировочное упражнение заключается в рисовании предмета с разных точек обзора.
При рисовании с натуры важно научить ребенка анализировать предметы. Дети должны мысленно ответить на несколько вопросов:
- на что похож предмет?
-в какую геометрическую фигуру его можно вписать?
- из каких геометрических фигур состоит форма?
-какая часть предмета уже, шире, меньше, больше (то есть проанализировать пропорции?
Наиболее любимым видом деятельности детей является тематическое рисование. Тематическое рисование направлено на развитие творческих способностей, художественного вкуса, воображения, воспитания любви к изобразительному искусству. Тематическое рисование может быть по памяти или по воображению. К рисованию по памяти можно предложить темы : «Мы изображаем осень», «Наши зимние забавы» и т. д. Воображение могут развивать темы: «Каким бывает море», «Какого цвета зло» и другие.
На занятиях по тематическому рисованию дети учатся пользоваться рисунком, как графическим языком, передавая в рисунке настроение, эмоции, знания. Подбирая сюжет к предложенной теме, дети учатся самостоятельности, эмоциональной и творческой активности. Все это дает возможность составить оригинальную, неповторимую композицию рисунка.
Тематическое рисование учит наблюдать окружающий мир, передавать по памяти увиденное, используя различные выразительные средства. Развивается зрительная память, образное мышление, развиваются навыки творческой переработки впечатлений и переживаний.
Объединяя два типа занятий, необходимо упомянуть перспективу. Предметы, удаляясь от человека кажутся сокращающимися и искаженными, это и называется перспективным изображением или перспективой. Впервые закон перспективы ввел Леонардо да Винчи.
Необходимо объяснить детям, что изображая увиденное, мы не должны забывать о точке зрения, то есть том месте, с которого рисующий смотрит на изображение. Кроме этого необходимо рассказать о линии горизонта, которой является воображаемая линия между небом и землей. Все горизонтальные линии, удаляясь от рисующего, сходятся на линии горизонта в точке, а все вертикальные превращаются в точку, изменяясь в размерах.
В изображении на плоскости существует еще закон воздушной перспективы – это изменение цвета предмета, удаляющегося от нас.
В особую группу выделяют занятия по декоративному рисованию. Это особый вид изобразительной деятельности, произведения которой представляют собой предметы, обладающие определенными художественными и эстетическими свойствами и в то же время являющимися предметами практического назначения.
Декоративное искусство – это, прежде всего народное искусство, исторически сложившиеся центры изготовления каких-либо изделий. К народному искусству можно отнести хохломскую, городецкую, гжельскую роспись, резьбу по дереву, обработку кости, кожи меха, роспись по ткани и другие. Попробовать себя в роли мастера росписи по дереву или мастера изготовителя глиняных игрушек будет очень интересно детям.
Нельзя забывать, что народное искусство – это традиционный художественный опыт мастеров, который складывался веками. Поэтому в работе с детьми используется метод копирования с натуры, для точной передачи особенностей прикладного искусства определенного центра.
В декоративном искусстве используется стилизация предметов, то есть переработка реальных форм в более простые, сохраняя лишь характерные черты. Украшением предметов декоративно-прикладного искусства является роспись орнаментом, где узор – это фрагмент орнамента. Орнамент может быть геометрическим, растительным, зоологическим и смешанным. При изображении орнамента всегда присутствует ритм, повторяющаяся часть узора.
Все типы занятий по художественной деятельности направлены на формирование художественной культуры детей, развитие творческих способностей, духовное и эстетическое развитие детей.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду : Обучение и творчество. - М. : Педагогика, 1990.
Неменский Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»
Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду/Под ред. В. Б. Косминской, Е. И. Васильевой. - М. : Проев. ,1985.