Папки-передвижки

Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект «Святки»

Любовь Свиридова
Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект «Святки»

Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект

Введение.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский в своей педагогической системе взял за основу народное начало : «Есть только одна для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Удивительно ли, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Публикация «Традиции и обычаи русского народа, Мини-проект „Святки“» размещена в разделах

Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так как это «область духовной культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное (осознанное или не осознанное ими в качестве такового) отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа».

Сила воздействия фольклора заключается в единстве идеи и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов. Воспитание детей на материале русского на-родного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура — это собрание национальных достижений.

Актуальность проекта.

С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Проект был реализован в течение двух недель.

Вид проекта «Рождественские Святки» : познавательно-развлекательный. Продолжительность 2 недели.

Участники проекта: руководитель кружка «Горница», музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта «Рождественские Святки» :

Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.

Задачи проекта на детей:

- Познакомить детей историей возникновения и традициями празднования на

Руси и, в частности на Кубани, праздника «Рождество Христово» и

«Рождественскими Святками».

- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их

обычаях, традициях, особенностями фольклора и национальных костюмах.

- Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной, артистической) .

Задачи проекта на родителей:

-Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».

- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным

русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.

- Способствовать активному привлечению и участию родителей в подготовке и проведению праздника «К нам на Святки пришли колядки».

Задачи проекта на педагогов.

- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.

- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.

- Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-

творческой деятельности детей.

I этап Познавательный

Цель: сформировать у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово», «Святки»

Задачи:

1. Сформировать знания и представления детей об истории возникновения, обычаях и традициях празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».

2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора.

3. Сформировать знания и представления детей об особенностях традиционного русского народного костюма.

На протяжении первого периода ребята рассматривали икону Рождества Христова, с помощью ветепного театра дети знакомились с историей возникновения праздника «Рождество Христово» и следующими за ним Святыми вечерами или как их ещё называют «Святки», узнавали традиции, песни-колядки, старинные детские игры, обряды, связанные с этим праздником. Мы рассказывали им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.

Подготовительная работа

- Беседы на темы: «История праздника Рождество Христово»,

«Легенда о Рождественской ёлочке».

- Занятия на темы: «Рождество Христово», «Святая ночь».

- Вертепный кукольный театр.

- Продуктивная деятельность.

- Организация выставки «Рождественские ёлочки»

II этап Эмоционально-мотивационный

Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику.

Задачи:

- Вызвать у детей желание изучать народные обычаи, традиции и фольклор.

- Вызвать у детей интерес к изучению национального костюма.

- Изготовление театрального реквизита: маски, костюмы ряженых.

- Привлечение родителей на открытые занятия, участие в беседе.

- Проведение Святочных Гуляний.

На этом периоде творческого проекта воспитанники кружка «Горница» мастерили атрибуты Святочных гуляний – раскрашивали маски ряженых, знакомились с народным костюмом, а также участвовали в оформлении приглашений для родителей и гостей.

Важным этапом была подготовка костюмов к гуляниям. Традиционные костюмы ряженых - волк, лисичка, кошка, мышка, мехоноша (тот, кто будет нести мешок, мальчик со звездой, русские костюмы. Народный костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. На протяжении всего учебного года дети знакомятся с русским народным костюмом, учатся видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений.

На репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения.

Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Это мероприятие совпало с традиционным проведением народного праздника на Руси – под старый Новый год (13 января). Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.

Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы и кабинеты нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками, исполняли роли различных героев, интонацией передавая характер героя.

III этап Театрализованная деятельность.

Цель: формирование интереса к театральной деятельности.

Задачи:

- Знакомить детей со старинными народными детскими играми.

- Формировать у детей умение организовывать и принимать участие в народных играх.

- Знакомить детей с шумовыми народными музыкальными инструментами.

- Развивать творческие способности детей: дикцию, учить строить диалоги.

- Отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров.

- Ритмопластика (движения под музыку). Русская народная песня «Как на

тоненький ледок».

- Разучивание стихов, песен – колядок.

- Индивидуальная работа: показ и отработка движений разных персонажей.

- Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами.

- Репетиции.

- Проведение праздничного представления «К нам на святки пришли колядки».

Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального детского праздника «К нам на Святки пришли колядки». Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки.

В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.

При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.

Перспективный план реализации мини-проекта «Традиции и обычаи русского народа.

Рождественские Святки

Дата проведения Название мероприятия Ответственный

Четверг

9 января Рассказ о происхождении праздника Рождества Христова. Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Пятница

10января Обычаи и традиции русского народа. Святки.

Заучивание колядок,частушек с детьми. Муз. руководитель

Свиридова Л. Н

Понедельник

13 января «Легенда о Рождественской ёлочке».

Пение «В лесу родилась елочка»

Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Вторник

14января Традиции Васильева дня.

Развлечение «Рождественское приключение снеговичков» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Среда

15 января Конструирование «Ангелочек».

Семинар –практикум для воспитателей «Народные традиции. Святки» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Четверг

16 января Приготовление «козуль».

Рассказ о святочных гаданиях.

Мастер-класс для родителей «Изготовление атрибутов к празднику Святки» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Пятница

17января Развлечение «К нам на святки пришли колядки» Муз. руководитель

Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»

Гайтанова Г. М

Публикации по теме:

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Проект «Волшебница Зима» Составители Проекта: Заведующий ДОУ: Ломакина Л. А. Старший воспитатель: Аманова Г. А. Психолог: Серикова Н. Н. Воспитатели: Венкова Р. Н. Надольская.

Автор публикации:
Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект «Святки»
Опубликовано: 30 января 2014 в 08:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД