Любовь Свиридова
Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект «Святки»
▼ Скачать + Заказать документы
Традиции и обычаи русского народа. Мини-проект
Введение.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский в своей педагогической системе взял за основу народное начало : «Есть только одна для всех прирожденная наклонность, на которую может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Обращаясь к народности, воспитание всегда найдет ответ и содействие в живом и сильном чувстве человека, которое действует гораздо сильнее убеждения. Удивительно ли, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».
Публикация «Традиции и обычаи русского народа, Мини-проект „Святки“» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Фольклор является наиболее яркой сферой выражения народного идеала, так как это «область духовной культуры человечества, которая, выражая мировоззрение народных масс, объективно представляет собой образно-художественное (осознанное или не осознанное ими в качестве такового) отражение действительности в свете эстетических идеалов самого народа».
Сила воздействия фольклора заключается в единстве идеи и эмоций, рождающихся в результате общения с ним. Основной чертой фольклора, его достоинством является теснейшая связь с окружающей жизнью. Причем во многих произведениях жизнь народа, его обычаи и традиции выступают настолько ярко, что по ним можно восстановить жизнь и быт отдельных времен и народов. Воспитание детей на материале русского на-родного фольклора вовсе не означает отрыва от общенациональной человеческой культуры. Русские педагоги неоднократно отмечали, что воспитывать ребенка на основе русской национальной культуры — значит приобщать его к общечеловеческой культуре, так как общечеловеческая культура — это собрание национальных достижений.
Актуальность проекта.
С раннего детства ребенок живет в родной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре русского народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Существует глубокая русская традиция проведения этого праздника. Это Рождественские Святки. Познакомившись с этой традицией, мы для себя открыли глубокий духовно-нравственный смысл праздника, и в своей работе постарались использовать этот опыт. Подготовка к Рождеству, как и было в народе, у нас в саду начинается заранее - еще в декабре. Проект был реализован в течение двух недель.
Вид проекта «Рождественские Святки» : познавательно-развлекательный. Продолжительность 2 недели.
Участники проекта: руководитель кружка «Горница», музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.
Цель проекта «Рождественские Святки» :
Познакомить детей с праздником «Рождество Христово» и следующим за ним праздником «Рождественские Святки», русскими народными традициями встречи и празднования и проведения этих праздников.
Задачи проекта на детей:
- Познакомить детей историей возникновения и традициями празднования на
Руси и, в частности на Кубани, праздника «Рождество Христово» и
«Рождественскими Святками».
- Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, их
обычаях, традициях, особенностями фольклора и национальных костюмах.
- Развивать в детях умение применять полученные знания, представления в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой, вокальной, артистической) .
Задачи проекта на родителей:
-Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления с народным праздником «Рождественские Святки».
- Повысить компетентность родителей в приобщении детей к старинным
русским обычаям, традициям, фольклору и костюму.
- Способствовать активному привлечению и участию родителей в подготовке и проведению праздника «К нам на Святки пришли колядки».
Задачи проекта на педагогов.
- Создание сценария праздника, подбор музыкального материала.
- Создание среды, способствующей формированию у детей знаний и представлений об обычаях, традициях, фольклоре и национальных костюмах.
- Пополнение предметно-развивающей среды продуктами художественно-
творческой деятельности детей.
I этап Познавательный
Цель: сформировать у детей знания и представления о народном празднике «Рождество Христово», «Святки»
Задачи:
1. Сформировать знания и представления детей об истории возникновения, обычаях и традициях празднования на Руси праздника «Рождество Христово» и «Святки».
2. Сформировать знания и представления детей о разновидностях фольклора.
3. Сформировать знания и представления детей об особенностях традиционного русского народного костюма.
На протяжении первого периода ребята рассматривали икону Рождества Христова, с помощью ветепного театра дети знакомились с историей возникновения праздника «Рождество Христово» и следующими за ним Святыми вечерами или как их ещё называют «Святки», узнавали традиции, песни-колядки, старинные детские игры, обряды, связанные с этим праздником. Мы рассказывали им, что Святки - это радостное время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь.
Подготовительная работа
- Беседы на темы: «История праздника Рождество Христово»,
«Легенда о Рождественской ёлочке».
- Занятия на темы: «Рождество Христово», «Святая ночь».
- Вертепный кукольный театр.
- Продуктивная деятельность.
- Организация выставки «Рождественские ёлочки»
II этап Эмоционально-мотивационный
Цель: сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к празднику.
Задачи:
- Вызвать у детей желание изучать народные обычаи, традиции и фольклор.
- Вызвать у детей интерес к изучению национального костюма.
- Изготовление театрального реквизита: маски, костюмы ряженых.
- Привлечение родителей на открытые занятия, участие в беседе.
- Проведение Святочных Гуляний.
На этом периоде творческого проекта воспитанники кружка «Горница» мастерили атрибуты Святочных гуляний – раскрашивали маски ряженых, знакомились с народным костюмом, а также участвовали в оформлении приглашений для родителей и гостей.
Важным этапом была подготовка костюмов к гуляниям. Традиционные костюмы ряженых - волк, лисичка, кошка, мышка, мехоноша (тот, кто будет нести мешок, мальчик со звездой, русские костюмы. Народный костюм является средством духовного единения малыша с прапрабабушкой (прапра-дедушкой). Всё это приобщает детей к истории, традициям своего народа, его корням. На протяжении всего учебного года дети знакомятся с русским народным костюмом, учатся видеть в современной одежде элементы старинных костюмов, фрагменты орнаментов, украшений.
На репетициях, дети учились исполнению песен-колядок без музыкального сопровождения.
Следующим этапом было проведение Святочных гуляний. Это мероприятие совпало с традиционным проведением народного праздника на Руси – под старый Новый год (13 января). Очень важно, что такие праздники включают в себя фольклор: заклички, песни-колядки, старинные православные детские игры. Мы придаем большое значение увеличению словарного запаса детей, путем смыслового объяснения незнакомых слов, их происхождения (этимологии) и исторического значения.
Вместе с нами, педагогами, ребята одевались в костюмы ряженых, а затем с удовольствием заходили в группы и кабинеты нашего ДОУ, приветствуя воспитателей и детей традиционными песнями-колядками, исполняли роли различных героев, интонацией передавая характер героя.
III этап Театрализованная деятельность.
Цель: формирование интереса к театральной деятельности.
Задачи:
- Знакомить детей со старинными народными детскими играми.
- Формировать у детей умение организовывать и принимать участие в народных играх.
- Знакомить детей с шумовыми народными музыкальными инструментами.
- Развивать творческие способности детей: дикцию, учить строить диалоги.
- Отработка диалогов, разучивание музыкальных номеров.
- Ритмопластика (движения под музыку). Русская народная песня «Как на
тоненький ледок».
- Разучивание стихов, песен – колядок.
- Индивидуальная работа: показ и отработка движений разных персонажей.
- Игровые обучающие ситуации, диалоги между персонажами.
- Репетиции.
- Проведение праздничного представления «К нам на святки пришли колядки».
Конечной частью проекта стало проведение красочного музыкального детского праздника «К нам на Святки пришли колядки». Этот праздник напомнил о том, как на Руси наши предки встречали и праздновали «Рождество Христово» и следующие за ним Святки.
В результате реализации данного проекта у детей возросла познавательная активность и интерес к изучению истории и традиций своего народа, расширился кругозор, обогатился словарный запас, с помощью музыкально – эстетической деятельности у детей появилось чувство ритма, артистизм, они увидели и почувствовали красоту народной музыки.
При реализации деятельности по подготовке и проведению музыкальных праздников, развлечений, посиделок отмечена её универсальность, что позволяет использовать её при организации различных видов детской деятельности, совместной деятельности взрослых и детей, а также интеграция в различные виды деятельности.
Перспективный план реализации мини-проекта «Традиции и обычаи русского народа.
Рождественские Святки.»
Дата проведения Название мероприятия Ответственный
Четверг
9 января Рассказ о происхождении праздника Рождества Христова. Рук. кружка «Горница»
Гайтанова Г. М
Пятница
10января Обычаи и традиции русского народа. Святки.
Заучивание колядок,частушек с детьми. Муз. руководитель
Свиридова Л. Н
Понедельник
13 января «Легенда о Рождественской ёлочке».
Пение «В лесу родилась елочка»
Муз. руководитель
Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»
Гайтанова Г. М
Вторник
14января Традиции Васильева дня.
Развлечение «Рождественское приключение снеговичков» Муз. руководитель
Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»
Гайтанова Г. М
Среда
15 января Конструирование «Ангелочек».
Семинар –практикум для воспитателей «Народные традиции. Святки» Муз. руководитель
Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»
Гайтанова Г. М
Четверг
16 января Приготовление «козуль».
Рассказ о святочных гаданиях.
Мастер-класс для родителей «Изготовление атрибутов к празднику Святки» Муз. руководитель
Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»
Гайтанова Г. М
Пятница
17января Развлечение «К нам на святки пришли колядки» Муз. руководитель
Свиридова Л. Н Рук. кружка «Горница»
Гайтанова Г. М