Лучший педагог года

Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)

Галина Грачёва
Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)

Воспитание ребёнка начинается с самого рождения. С этого же момента и даже раньше его должна окружать и родительская любовь. Но родители зачастую даже не представляют себе, какая в ней заключена огромная, могучая и действенная сила, особенно в первые пять лет жизни.

«Учимся у тех, кого любим» - это выражение как нельзя точно объясняет роль родителей в коррекционном процессе.

Публикация «Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)» размещена в разделах

Родители - естественные учителя своего ребёнка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребёнку. Логопеду важно организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребёнке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. В. А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

В настоящее время взаимоотношения и сотрудничество учителя-логопеда с родителями особенно актуальны. На протяжении многих лет система специального дошкольного образования была изолирована от семьи. Все проблемы обучения и воспитания детей ложились на плечи педагогов дошкольных образовательных учреждений. Долгое время родители исключались из процесса обучения и воспитания детей. Сейчас доказано, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в общеобразовательной и коррекционной работе. Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится всё более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, инновационные формы работы с родителями, которые бы обеспечили решение проблемы каждого ребёнка и семьи индивидуально. Логопед обязан идти в ногу со временем. Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребёнка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приёмы преодоления речевого нарушения. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

В начале учебного года, на традиционно проводимом родительском собрании, учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения группы того или иного речевого профиля. На таком собрании намечаются пути и формы взаимодействия с родителями, устанавливаются партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника, создаётся атмосфера общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Сейчас нет строгой регламентации работы с родителями. Учитель-логопед выбирает самостоятельно проблемы, интересующие родителей, и освещает их в удобной для него форме. Тем не менее, работа учителя-логопеда с родителями детей-логопатов определена как обязательная и является составной частью в программе обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития.

В современной дошкольной логопедии определены различные формы, методы и задачи работы с семьями дошкольников, имеющих речевые нарушения.

Мой многолетний опыт позволяет использовать в работе не только традиционные, но и современные формы с применением информационно-коммуникативных технологий. Хочу остановиться подробнее на некоторых из них, на мой взгляд, более эффективных.

Самая распространённая форма общения с родителями - беседа. Она позволяет быстро установить контакт и доверительные отношения.

Важную роль в комплексной работе с семьёй играет анкетирование родителей.

Анкета - замечательное средство привлечь внимание родителей к речи собственного ребёнка, прислушаться и оценить её, постараться определить трудности, возникающие у ребёнка в момент речевой активности. По полученным анкетным данным делаю вывод, ведётся ли работа в семье по преодолению речевых недостатков и насколько родители ориентированы на получении положительного результата, хотят ли они сотрудничать с ДОУ, готовы ли они к такому взаимодействию. После обработки анкет провожу с родителями консультацию.

Консультации предполагают теоретическое знакомство родителей по тому или иному вопросу. Тематику определяю на весь учебный год и консультирую в соответствии с планированием. Консультации предельно чёткие, содержат только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций: «Почему ребёнок говорит неправильно?», «Выполнение домашнего задания», «Автоматизация звуков в домашних условиях», «Развитие связной речи детей в семье», «Речевая готовность к школе» и др.

Далее групповые родительские собрания. Проводимые в начале, середине и в конце учебного года, они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь, активно включиться в процесс воспитания детей.

Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Для этого в начале сентября, на родительском собрании сообщаю о целях и задачах своей работы, подробно рассказываю о фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушениях речи, о том, какой вид выявлен у того или иного ребёнка и какие трудности в обучении возможны в связи с этим нарушением речи. Чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы с ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Как правило, на втором и последующем собрании подводятся итоги проделанной работы. Логопед сообщает родителям о тех, кто уже не нуждается в помощи специалиста, а кто оставлен для продолжения коррекционной работы.

Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации. Эта форма работы очень важна для родителей, так как большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. В группе вывешиваю информационные стенды, папки-передвижки ставлю в уголках для родителей. Также широко использую вспомогательные наглядные средства: тематические выставки книг, пособия памятки, образцы выполненных заданий. Единственный недостаток этой формы работы в том, что некоторые родители не всегда внимательно и добросовестно изучают представленный материал, ссылаясь на занятость.

Следующей традиционной формой работы являются семинары-практикумы, которые вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми приёмами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом, обязательно поиграют с ребёнком. Семинары-практикумы не только устанавливают партнёрские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей. Были проведены семинары на тему: «Влияние мелкой моторики на развитие речи», «Навыки звукового анализа и синтеза» и др.

Самой эффективной формой работы, на мой взгляд, являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся, чтобы родители увидели, каких знаний достигли дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такого рода занятия. Как правило, они довольны достигнутыми результатами, стремятся сделать большее и вследствие этого участвуют в ходе коррекционной работы более активно. Особая ценность этих занятий в том, что родители видят своего ребёнка в коллективе, это даёт

возможность адекватно и объективно оценить его возможности и способности.

Привлекая родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребёнка, использую, так называемый фонетический дневник, или тетрадь для выполнения ребёнком домашних заданий, где фиксируются динамика и содержание работы над звуками. Записи в тетради делаю в конце недели. Все виды заданий прорабатываются сначала с воспитателем в группе после логопедического занятия, а потом тетрадь ребёнок забирает домой и работает над заданием с родителями. После выходных она возвращается к логопеду. При этом родители получают возможность быть постоянно в курсе речевых проблем ребёнка, следить за его успехами, вносить свой вклад в коррекционно-развивающий процесс.

Сегодня предлагается современная модель взаимодействия учителя-логопеда с семьёй - «Логопедическая корзина», в которой каждый родитель в удобное для себя время может внести предложения и замечания. На основании этих записей учитель-логопед может сделать вывод о тех вопросах, которые беспокоят родителей.

«Логопедическая корзина» располагается в удобном для родителей месте, рядом с логопедической группой. Также родителям можно предложить памятку по заполнению корзины, в которой раскрыта цель и правила заполнения.

В ходе сотрудничества, отвечая на просьбы, заявки, вопросы родителей, логопед широко использует вспомогательные, наглядные средства, через которые родители получают более полную информацию.

Например, в корзину вкладываются буклеты по постановке всех групп звуков, где подробно расписан артикуляционный уклад и упражнения, правила проведения артикуляционной гимнастики; памятки по выполнению домашних заданий, обогащению словаря ребёнка в домашних условиях, игры на дыхание, пальчиковые игры; информационные листы и консультации.

Непрерывная связь с родителями может также осуществляться через газету дошкольного учреждения, по электронной почте учителя-логопеда, с помощью интернета на площадке блога. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Основное его содержание составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Публичность делает материалы доступными для чтения. Возможность оставлять комментарии к

записям позволяет получать обратную связь от родителей. Наличие даты позволяет вести записи в виде «ленты новостей».

Таким образом, родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ.

Использование всего многообразия вышеперечисленных форм, методов работы с родителями как традиционных, так и нетрадиционных, помогают качественно осуществлять взаимосвязь учителя-логопеда с родителями детей-логопатов.

Публикации по теме:

Нетрадиционные формы работы с родителями Опыт работы на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями»(2017 год) Автор передового опыта: Романенко Ольга Валерьевна, воспитатель.

Из опыта работы с родителями «Современные формы и методы работы с родителями» «Современные формы, методы и приемы работы с родителями». Слайд 1 О себе Все живое на земле движется, течет, а порою просто мчится. В.

Нетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопедаНетрадиционные формы работы оздоровительной направленности на коррекционных занятиях учителя-логопеда Анализ по проблемам речевой патологии у детей нашего детского сада свидетельствует о том, что положение здоровья вызывает обоснованную.

Нетрадиционные формы работы с родителямиНетрадиционные формы работы с родителями Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Цель нашей сегодняшней встречи – знакомство с нетрадиционными.

Нетрадиционные формы работы с родителями по ФГОС Выступление на педагогическом совещании. Апрель 2017 Нетрадиционные формы работы, как метод педагогического сопровождения родителей в соответствии.

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ .

Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме «Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов» Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме: "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в решении проблем качества.

План работы работы учителя-логопеда с родителями на 2017–2018 учебный год План работы с родителями «Для чего нужны занятия с логопедом?» (старшая, подготовительная группа) Консультация Сентябрь «Причины неправильного.

Нетрадиционные формы работы с родителями Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг.

Виды и формы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих речевые нарушения В настоящее время роль учителя-логопеда становится более значимой. Это связано с тем, что с каждым годом увеличивается контингент детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиционные и нетрадиционные формы работы учителя-логопеда с родителями (из опыта работы)
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 22:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД