Марина Федина
Тренинг для педагогов с элементами арт-терапии «Круг поддержки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для педагогов с элементами арт-терапии
«Круг поддержки»
Цель тренинга : сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
1. Способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами.
2. Повысить групповую сплоченность.
3. Снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов.
4. Улучшить эмоциональное состояние педагогов.
Условия проведения:
Публикация «Тренинг для педагогов с элементами арт-терапии „Круг поддержки“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Приглашаются все желающие педагоги, группа не более 15 человек.
Продолжительность занятия: 1-1,5 ч.
Оборудование: карточки, листы чистой бумаги, ручки, карандаши, кисти, гуашь, клубок ниток.
Ход тренинга:
Психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами собраться, и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое.
– Поскольку мы проводим наши занятия в форме тренинга, то прежде, чем мы начнем, давайте вспомним основные правила поведения в группе:
1. Я говорю «я», а не «мы» или «все». Когда я говорю «мы», то не несу ответственности за свои слова, а, кроме того, делаю их поверхностными и менее ценными.
2. Я не использую общие фразы и штампы. Чем больше я говорю отвлеченно и не конкретно, тем менее эффективными становятся мои слова. Общие фразы являются формой защиты. Вместо фразы «Все мужчины эгоисты» следует сказать «Андрей, ты ведешь себя слишком эгоистично».
3. Я говорю о том, что мешает мне принимать участие в работе группы. Если в какой-то ситуации я внутренне не готов принимать участие в выполнении задач, но не говорю этого, то тем самым лишь мешаю себе продуктивно работать. Я должен сам сказать, что мне мешает: «Я не могу сейчас сосредоточиться на нашей теме, так как мне тяжело отвлечься от своих проблем».
4. Я не говорю о других в третьем лице (он, она, а обращаюсь непосредственно к ним. Если в присутствия человека о нем говорят в третьем лице, у него возникает чувство, что его не замечают или не уважают.
5. Я всегда могу сказать «нет». Человек лишь тогда ощущает в себе силы попробовать новые способы поведения, когда имеет возможность сам решать, что он может делать и о чем говорить.
6. Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
7. Я стараюсь придерживаться принципа «здесь и теперь». Если человек сосредоточен на своих прошлых или будущих проблемах, он не может сконцентрироваться на том, что происходит в группе. Вместо того чтобы обсуждать свои планы или говорить о прошлом, я говорю о том, что происходит со мной именно сейчас в группе.
Сегодня наш тренинг будет ресурсным. Будем искать ресурсы в себе, своей семье.
1. Упражнение «Мое имя»
Инструкция: Предлагаю сделать бейджики. Подписываете их тем именем, с которым на данный момент комфортно. Писать можно как угодно и чем угодно. Если хотите имя можно раскрасить. У вас есть пара минут, чтобы оформить. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Первое, что произнесет человек из любой точки земного шара, представляя себя, - свое имя. Имя – это, что сопровождает нас всю жизнь, это личное название человека. С древности люди воспринимали имена как часть человека. В древние времена имена скрывали от врагов.
Наши предки верили: имя, данное человеку, не просто принадлежит ему по прихоти родителей, оно срастается с человеком. В психологическом аспекте отношение к своему имени может быть косвенно связано с принятием себя и любовью к себе.
У любого человека есть форма имени, которая ему нравится, и есть форма, которая ему не нравится очень сильно. Есть ли у вас такие формы имени, с которыми не комфортно. Замечали, что Алеша и Леха это совсем разные имена, Оксана и Ксения, Лена и Алена. Имя – это очень глубокая история на самом деле и в имени можно покопаться. Многие же из вас читали, что обозначает ваше имя? Давайте попробуем представить имя по цвету, по форме.
- Какое у вас имя, большое или маленькое? Мягкое, твердое? В теле где отзывается, АЛЕНА? Пальцем можно поставить, не надо думать. Где вы его слышите?
- Кто еще может рассказать, какое у него имя по размеру? Какая форма производная некомфортная? А самое-самое клеющееся, для своих, для близких? Какое оно на ощупь, если потрогать? Если бы была музыка, то какая она была бы: песня, музыка, инструмент.
- Ваше имя на чем можно сыграть? Ваше имя как звучит? Ваше имя сильнейшее.
2. Упражнение «Ассоциации»
Разминка
Инструкция: Сейчас я предлагаю вам разминку, чтобы мы переключились немного.
Вы берете любую карту, переворачиваете, показываете другим и говорите: «Эта карта похожа на меня, потому что…», ваша задача – найти то, почему эта карта точно про вас.
3. Упражнение «Сказка-путанка»
История странствия героя. Будем совместно сочинять историю, чтобы в ней остался какой-то смысл.
1 круг : Жила-была девочка и пришла она первый раз в детский сад.
2 круг : Предложение начинается с буквы К.
3 круг : Необходимо использовать цвет и термин детского сада через одного.
4. Упражнение «Круг поддержки»
Цель: поиск ресурсов.
Инструкция: У каждого из вас 8 кругов, на каждом из них мы будем рисовать любой символ, который как вы считаете подходит к высказыванию. Круги желательно подписывать, чтобы не запутаться в дальнейшем.
Нарисуйте, пожалуйста, символ или рисунок, который ассоциируется у вас с:
• 1 круг – место, где всегда хорошо (безопасно, «место силы».
• 2 круг – животное или существо, чье качество вы бы хотели присвоить себе, или научиться чему-либо (именно сейчас чего не хватает, а не по жизни).
• 3 круг – близкий человек, который всегда (часто) вас поддерживает (мб жив или мертв).
• 4 круг – качество из родительской семьи, которыми вы гордитесь, которое было всегда сильной стороной.
• 5 круг – ваша суперсила, ваше качество, которое вы сами достигли.
• 6 круг – ваше дело – то, что уже сделали и чем вы гордитесь (дети, ремонт, проект, права и тд). Когда вы можете сказать: я молодец, что это сделала.
• 7 круг – большая мечта, очень важная, которая вас греет.
• 8 круг – мелкие желания (хотелки, которые уже завтра можно сделать, но тоже греет.
Ваша задача: на отдельном листе бумаги – по центру нарисовать себя, где вы очень расслаблены, в том платье, том весе, где все ок. А вокруг поместить свои круги, так как хочется.
Обратить внимание на расстояние между Я и кругами. Главное, чтобы было комфортно, чтобы вы ощущали защиту.
Какие эмоции вы испытывали во время рисования, что чувствовали?
Как фигура чувствует себя, которая по центру.
Обратить внимание на ранжирование.
Важно увидеть поддержку родительской семьи, отделить себя от нее. Увидеть свое собственное «Я». Это упражнение дает нам силу и уверенность.
Рефлексия
Каждый участник высказывает свое мнение по тренингу.
• Что для вас сегодня было важным?
• Какие чувства вы испытывали?
Вывод педагога-психолога. Все люди разные, но в чем-то они похожи. Мы все разные, но и в че-то похожи, каждый из нас привносит что-то свое. Кто-то смех или юмор, кто-то доброту, строгость, дисциплину, организованность и т. д. – всё это очень важно для коллектива.