Татьяна Санникова
Тренинг для родителей «Индивидуальный подход к детям в детском саду и семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Решение вопросов воспитания детей, связанных с учётом особенностей ребёнка и условий его жизнедеятельности, признание права ребёнка «быть самим собой»
Задачи:
1. Повысить родительскую компетентность в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребёнка дошкольного возраста
2. Формировать у родителей умение смотреть на мир глазами ребёнка
3. Помочь родителям осознать собственную воспитательную позицию
Ход проведения:
1. Введение
Публикация «Тренинг для родителей „Индивидуальный подход к детям в детском саду и семье“» размещена в разделах
Родителям раздаются бейджики и предлагается записать на них имя отчество и оформить их.
Знакомство по кругу - передача мяча и ответ на вопросы:
-Как зовут?
-Почему бейджик оформлен именно так?
Оказывается все мы очень разные и каждый из нас индивидуален. Это мы увидели даже из оформления бейджиков. Были использованы разные цвета, по- разному украшены визитки. Показательно и то, что у нас не только разный цвет волос, глаз, но и свой неповторимый индивидуальный жизненный опыт, которым мы сегодня и будем делиться друг с другом.
Для того чтобы легче было общаться, установим некоторые правила:
• Не перебивать друг друга
• Доверительный, доброжелательный стиль общения
• Искренность в общении (говорим правду или молчим)
• Общение по принципу «здесь и теперь», говорим от первого лица (Я)
• Не критикуем личность других, а оцениваем только высказывания или поступки
• Стараемся видеть сильные стороны выступающего
2. Основная часть
Уважаемые родители! Вы, наверное, не раз задавали себе вопрос: «Почему мой ребёнок не такой как все?». Ответ на него лежит на поверхности. Надо только внимательно приглядеться. Ведь, как ни странно, но многое зависит от Вас самих.
Во- первых, ещё за долго до его рождения, через энергию отношения обоих родителей и родственников к зарождению будущего члена семьи, энергию окружающей обстановки, рода занятий родителей, их стремления закладываются предпосылками для раскрытия индивидуальности ребенка в будущем.
Во-вторых, одни дети становятся шустрыми, энергичными, другие - менее активны, третьи хотя и активны, но медлительны. Это зависит от особенностей типа высшей нервной деятельности, и складывается постепенно, под влиянием условий жизни, окружающей среды и воспитания. Например, особенности нервной системы не предопределяют того, какие именно умения, навыки, привычки, черты поведения приобретает ребенок, - это зависит от воспитания, стиля детско-родительских отношений, семейных ценностей. Так, строгий тон родителя, необходимый в обращении с одним ребёнком в семье, может быть совершенно неуместен в обращении с другими.
Мы должны знать индивидуальные особенности своего ребёнка и учитывать их. Индивидуальный подход с учетом особенностей нервной системы, уровня физического и умственного развития, сложившихся привычек, реакций на окружающее, просто необходим для полноценного развития малыша, для его хорошего самочувствия и жизнерадостного настроения. При этом индивидуальный подход, не предусматривает сравнения детей друг с другом, а требует сравнения ребенка с самим собой.
1. Психогимнастическое упражнение «Воспоминания детства»
Включается релаксационная музыка и медленно говорится: «Сядьте удобно: ноги поставьте на пол, так чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию – оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток воздуха уносит вас в детство, в то время, когда вы были маленькими. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы играете со своей любимой игрушкой.
А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза».
Затем предлагается рассказать участникам тренинга о том, что они ощущали.
Первым на вопрос отвечает воспитатель: «Когда я была маленькая… Далее высказывания по кругу:
-Назовите ассоциации со словом «детство»
-Вспомните самый счастливый день из своего детства.
-Вспомните свой самый волнующий день.
- Вспомните, чего вам было стыдно.
-Можете ли сравнить себя в детстве и вашего ребёнка?
-Изменились ли чувства, переживаемые в этих ситуациях?
-Изменилось ли отношение к этим ситуациям?
Родитель и ребенок, это разные люди, возрастные категории, но нужно стремиться к взаимопониманию. Ведущий говорит о важности понимания себя самого и своего ребенка.
2. Упражнение «Передай другому»
Называет начало фразы, а участники должны ее продолжить. Например, «В детстве можно.» (драться, играть, весело жить, плакать и т. д). Что я разрешаю своему ребёнку? Что я запрещаю своему ребёнку? Что я иногда уступаю ребёнку? Что я разрешаю, но ставлю условия?
3. Упражнение «Решение ситуаций»
Представим несколько ситуаций, в которых вы можете оказаться, как вы отреагируете на них.
Ситуации:
1. Ребенок молча сидит перед выключенным телевизором, не реагируя на ваши реплики.
2. Дочь приходит из д\ с и говорит: "Не пойду больше в садик! "
3. Вы узнаете, что ваш ребенок на занятиях сидит под столом.
4. Сын говорит: "Вовка предатель! Видеть его не хочу! "
5. Дочь: "Мам, а все папы должны любить своих детей"
6. Ребёнок кричит и требует игрушку своего товарища.
По окончании разбора ситуаций, ведущий обозначает, что в общении с ребенком можно задействовать различные механизмы, которые помогут не отмахнуться от ребенка, а дать ему то, что он ожидает - поддержку. Что какие бы "выходки" (со слов взрослого) не демонстрировал ребенок, целей нарушений в поведении ребенка может быть только 4:
• привлечение внимания,
• власть,
• месть,
• ибегание неудач
Причиной капризов и упрямства также может быть:
• нарушение режима дня
• обилие новых впечатлений
• плохое самочувствие
• переутомление (физическое и психологическое)
Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя "пустым местом". Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.
Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением.
Особенно часто это происходит, когда им внимания не достает. А ведь и необходимая "доза" внимания у каждого ребенка своя.
Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых? (когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет)
Если маленький ребенок плачет к нему бегут родители! Он что-то натворил - и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод: "Если я хочу, чтобы мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают! " - вот что усвоил ребенок.
Внимание - базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то, как они должны вести себя, когда они "психологически голодны"?
Вопрос к участникам: "Как вы думаете можно распознать, что эта "выходка" имеет цель привлечения внимания? " ( Ответ: после получения необходимого внимания ребенок прекращает выходку) .
Положительные выходы из ситуации: стараться объяснить, уговорить; переключить внимание; использовать игровые приёмы; не обращать внимание на капризы ребёнка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение не оказывает на вас влияния.
Преодолеть капризы также можно:
• если все члены семьи будут иметь единые требования к ребёнку
• дадут понять значение слова «нельзя»
• научат ребёнка хотеть, то есть вырабатывать настойчивость в достижении цели
• будут развивать у ребёнка самостоятельность
4. Упражнение «Преврати недостаток в достоинство»
Родители пишут, что они хотели бы видеть в своём ребёнке, затем высказывания собираются и путаются. Кому какое попадётся, и дают советы.
Чтобы воспитать Человека, нужно:
• Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему
• Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью, видеть в нём личность, а не объект воспитания
• Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример
• Стремиться понять, о чём думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе
• Не использовать ребёнка, как средство для достижения благородных, но своих целей
• Нельзя перекладывать ответственность за воспитание на других
• Помнить, что во всех поступках ребёнка виноваты взрослые
5. Притча «Небезупречный»
У одного водоноса, было два больших глиняных горшка. Один из них был с трещиной, через которую половина воды вытекала по пути от источника к деревне, в то время как другой горшок был безупречен. Два года водонос доставлял лишь полтора горшка воды своим односельчанам. Конечно, безупречный горшок гордился своими достижениями. А треснувший горшок страшно стыдился своего несовершенства и был очень несчастен, поскольку мог сделать только половину того, для чего был предназначен. Однажды он заговорил с переносчиком воды:
– Я стыжусь за себя и хочу извиниться перед тобой.
– Почему? Чего ты стыдишься?
– Через эту трещину в моём боку просачивается вода. Ты делал свою работу, но из-за моего недостатка, получал только половину результата, - удрученно сказал горшок.
Что же ответил ему водонос?
– Посмотри на эти цветы на обочине. Ты заметил, что они растут только на твоей стороне дороги, а не на стороне другого горшка? Дело в том, что я всегда знал о твоём недостатке.
Каждый день, когда мы шли от источника, ты поливал цветы.
В течение двух лет я любовался ими. Без тебя, просто такого как ты есть, не было бы такой красоты!
-Какой смысл заложен в притче?
Так и дети: очень разные, индивидуальные, запоминающие и у каждого свои неповторимые «чёрточки». Нужно их только почувствовать и понять.
4. Заключение
На выбор родителей закончить фразу : «Сегодня я поняла», «Сегодня я узнала», «Для меня важно…»